Найти в Дзене
Perspicillum

Сто художников Волгоградской области

ЮРИЙ ИВАНОВИЧ БОСКО (1930 – 2019 г.г.) – советский и российский художник-монументалист, живописец, профессор кафедры живописи МАрхИ и народный художник Российской Федерации. Яркий представитель советской и российской реалистической школы живописи. Юрий Боско родился в Самарканде. Здесь волей судьбы оказались его родители – мама, Екатерина Климушкина родом из самарской деревни, и отец, уроженец Петрограда, имевший краткую фамилию Боск. Фамилия была не очень понятна во времена великих перемен в стране, и к фамилии впоследствии была добавлена ещё одна буква. После трагической гибели отца, мать с маленьким Юрой переехала в Куйбышев. Во время войны Юрий Боско эвакуировался вместе с тётей в Самарканд. Родные увозили его от бомбёжек и попытки мальчика сбежать на фронт. В Самарканде Юрий поступил в художественное училище, по окончании которого приехал поступать в Московский институт декоративного и прикладного искусства (который вскоре после поступления Юрия станет частью Ленинградского высшег
«Сто художников Волгоградской области» – Юрий Иванович Боско. Источник: фотоколлаж ©Perspicillum
«Сто художников Волгоградской области» – Юрий Иванович Боско. Источник: фотоколлаж ©Perspicillum

ЮРИЙ ИВАНОВИЧ БОСКО (1930 – 2019 г.г.) – советский и российский художник-монументалист, живописец, профессор кафедры живописи МАрхИ и народный художник Российской Федерации. Яркий представитель советской и российской реалистической школы живописи.

Юрий Боско родился в Самарканде. Здесь волей судьбы оказались его родители – мама, Екатерина Климушкина родом из самарской деревни, и отец, уроженец Петрограда, имевший краткую фамилию Боск. Фамилия была не очень понятна во времена великих перемен в стране, и к фамилии впоследствии была добавлена ещё одна буква.

После трагической гибели отца, мать с маленьким Юрой переехала в Куйбышев. Во время войны Юрий Боско эвакуировался вместе с тётей в Самарканд. Родные увозили его от бомбёжек и попытки мальчика сбежать на фронт. В Самарканде Юрий поступил в художественное училище, по окончании которого приехал поступать в Московский институт декоративного и прикладного искусства (который вскоре после поступления Юрия станет частью Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, и он переберётся туда). И оказалось, что он опоздал с получением общежития для абитуриентов. Жить в Москве было негде, так что приходилось ночевать на вокзалах. Невыспавшийся (то и дело со скамеек сгоняли уборщицы), грязный, толком не поевший, он шёл в мастерскую и выполнял многочасовое задание по живописи, композиции, рисунку, причём выполнял блестяще.

Он умел учиться, по-настоящему, беря от педагогов все, что те ему давали. А какие педагоги были у Юрия Боско и в Самарканде, и в Москве, и в Ленинграде – Павел Беньков, Александр Дейнека, Глеб Савинов!

В 1956-м году Юрий Боско приехал в Сталинград, который вскоре переименовали на волне борьбы со сталинизмом в Волгоград. В Волгограде он провёл восемнадцать очень продуктивных лет. Здесь он создал самые известные свои картины, мозаики и панно. В течение десяти лет Ю.И. Боско возглавлял Волгоградское отделение Союза художников России.

Картина Ю.И. Боско «Будни Волгоградской ГЭС», показанная на Первой Республиканской художественной выставке «Советская Россия» в Москве в 1960 году, была напечатана во многих газетах и журналах СССР. Это был невероятный успех художника. Впоследствии картина «Будни Волгоградской ГЭС» экспонировалась не только на республиканских и всесоюзных выставках, но и в Англии, Китае, Румынии.

Боско Ю.И. «Будни Сталинградской ГЭС», 1959–1960 гг. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/
Боско Ю.И. «Будни Сталинградской ГЭС», 1959–1960 гг. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/

Несмотря на признание, Боско решил не переезжать в столицу, а остаться на Волге, живя и работая в Волгограде, Самаре и Тольятти. Творчество Юрия Боско включает не только живописные полотна, но и монументальные произведения, например, такие как барельеф «Прометей» на здании дворца культуры в Тольятти. Его авторству принадлежат множество росписей, витражей и мозаик в разных городах России и за рубежом.

Боско Ю.И. «Прометей», Дворец культуры в г. Тольятти. 1975 г. Источник: https://balthazar.club/
Боско Ю.И. «Прометей», Дворец культуры в г. Тольятти. 1975 г. Источник: https://balthazar.club/

В городе Волжском на Волжской ГЭС сохранилось панно «Мир! Труд! Прогресс!», более известное как «Энергия – народу!». Выполненное в 1968 году из бетона и керамической плитки грандиозное произведение монументального искусства имеет 13 метров в высоту и 40 метров в длину. Помимо Юрия Боско над панно работали Волгоградские художники М. Пышта, П. Малков, А. Голованов, Н. Бароха, Д. Панкратов и А. Петров. Проект был воплощён в жизнь в рекордно короткий срок – всего за пять месяцев и был высоко оценён руководством Советского Союза.

Боско Ю.И. в соавторстве «Мир! Труд! Прогресс!», панно на здании Волжской ГЭС. 1968 г. Источник: https://pravoslavie.ru/
Боско Ю.И. в соавторстве «Мир! Труд! Прогресс!», панно на здании Волжской ГЭС. 1968 г. Источник: https://pravoslavie.ru/

Несмотря на переезд в Москву в 1978 году, для преподавания в МАрхИ, Юрий Иванович Боско очень любил Волгу и огромные просторы вокруг великой русской реки. Даже став москвичом, он часто ездил на волжские пленэры. Писал Волгу, волжскую жизнь, людей, чья работа связана с великой рекой.

Воспевание человека труда, ежедневно совершающего свой будничный трудовой подвиг в принципе характерно для советского искусства того времени. В работах Боско мы видим черты, общие для многих художников-современников (вдохновлявшихся в том числе творчеством Александра Дейнеки). Но всё-таки его произведения на эту тему – уникальные, особенные. В них присутствует особое чувство радости бытия, а пейзажи наполнены светом и теплом.

Боско Ю.И. «Над Волгой», 1963 г. Источник: https://volgograd.bezformata.com/
Боско Ю.И. «Над Волгой», 1963 г. Источник: https://volgograd.bezformata.com/
Боско Ю.И. «Волжанка», 1967 г. Источник: https://tgstat.ru/
Боско Ю.И. «Волжанка», 1967 г. Источник: https://tgstat.ru/

Сам художник писал: «Я был и остаюсь волжанином. По характеру. По стилю жизни. Тема русской, рабочей реки вошла в мою жизнь с тех пор, как я впервые взял в руки карандаш, – с детства…».

Боско Ю.И. «Волгари», 1961 г. Источник: https://prilepin.livejournal.com/
Боско Ю.И. «Волгари», 1961 г. Источник: https://prilepin.livejournal.com/
Боско Ю.И. «Помощник капитана», 1964 г. Источник: https://mashkovmuseum.ru/
Боско Ю.И. «Помощник капитана», 1964 г. Источник: https://mashkovmuseum.ru/

После распада СССР Ю.И. Боско стал отдавать предпочтение портретной живописи, создавая портреты архитекторов, художников, учёных и преподавателей. Сегодня живописные произведения художника хранятся в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, ведущих региональных музеев России, частных коллекциях.

Боско Ю.И. «Портрет артиста Юрия Назарова», 1996 г. Источник: https://pravoslavie.ru/
Боско Ю.И. «Портрет артиста Юрия Назарова», 1996 г. Источник: https://pravoslavie.ru/
Боско Ю.И. «Весельчак Лёшка Бородин», 1971 г. Источник: https://igrosam.ru/
Боско Ю.И. «Весельчак Лёшка Бородин», 1971 г. Источник: https://igrosam.ru/

Узнать много нового и интересного можно подписавшись на канал «Perspicillum». Приятных всем открытий!