Найти в Дзене
Авто Мужик

Запорожье — Москва на одном баке: как ЗИЛ-130 съедал бюджеты целых автоколонн

В истории советского автопрома был гигант, чей аппетит заставлял экономистов делать круглые глаза. Речь не о легковушках, а о грузовике, который скрывал свою прожорливость за внешностью трудяги. ЗИЛ-130 — эталон надежности и кошмар для топливных счетов. Пока мир переходил на экономичные дизели, советские инженеры оставили на конвейере архаичный бензиновый V8. Его 6-литровый мотор выдавал 150 лошадиных сил, но содержал их втрое дороже, чем современные ему европейские аналоги. Паспортный расход — 32 л/100 км — был лишь легендой для отчетности. В реальности машина легко «съедала» 45-50 литров, а с прицепом — до 70. Возьмем автоколонну из 20 ЗИЛ-130. При годовом пробеге 30 000 км каждый грузовик потреблял около 15 000 литров бензина А-76. Итог — 300 000 литров на парк. Для сравнения: немецкий Mercedes L911 1960-х годов с дизельным мотором тратил 18-22 л/100 км, экономя треть топлива. Особенно катастрофичной была городская эксплуатация. Частые остановки, работа с гидроусилителем и лебедкой
Оглавление

В истории советского автопрома был гигант, чей аппетит заставлял экономистов делать круглые глаза. Речь не о легковушках, а о грузовике, который скрывал свою прожорливость за внешностью трудяги. ЗИЛ-130 — эталон надежности и кошмар для топливных счетов.

Дизель? Нет, не слышали

Пока мир переходил на экономичные дизели, советские инженеры оставили на конвейере архаичный бензиновый V8. Его 6-литровый мотор выдавал 150 лошадиных сил, но содержал их втрое дороже, чем современные ему европейские аналоги.

Паспортный расход — 32 л/100 км — был лишь легендой для отчетности. В реальности машина легко «съедала» 45-50 литров, а с прицепом — до 70.

Математика разорения

Возьмем автоколонну из 20 ЗИЛ-130. При годовом пробеге 30 000 км каждый грузовик потреблял около 15 000 литров бензина А-76. Итог — 300 000 литров на парк. Для сравнения: немецкий Mercedes L911 1960-х годов с дизельным мотором тратил 18-22 л/100 км, экономя треть топлива.

Особенно катастрофичной была городская эксплуатация. Частые остановки, работа с гидроусилителем и лебедкой поднимали расход до 60-65 л/100 км. Водители шутили: «ЗИЛ не едет — он заправляется».

Почему его не меняли?

Конструкторы предлагали варианты. Еще в 1960-х существовал проект ЗИЛ-130 с дизельным двигателем, но его забраковали. Военные опасались проблем с запуском зимой, а чиновники не хотели менять налаженное производство. Результат — страна теряла миллионы рублей на топливе, но сохраняла миллионы рабочих мест на заводе.

Наследники обжорства

Даже в 1990-е годы модернизированный ЗИЛ-431410 продолжал демонстрировать феноменальный аппетит. Водители научились хитрить: устанавливали дополнительные топливные баки, переделывали карбюраторы, но радикально проблему это не решало.

Любопытно, что именно ЗИЛ-130 стал причиной появления первых частных АЗС в России — владельцам старых грузовиков было невыгодно ездить на государственные заправки с их лимитами.

Этот грузовик доказал: надежность может быть разорительной. Он перевозил миллионы тонн грузов, но его истинной ношей стали цистерны с бензином, которые он тянул через всю историю СССР.