Как превратить школьный театр из личной инициативы в объединяющую образовательную платформу, где рождается субъектность и отрабатывается работа со сложностью?
В школьной жизни есть проекты, которые рождаются из простого желания попробовать, и постепенно превращаются в настоящую образовательную лабораторию. Один из таких проектов — «Театр о сложном». Его руководитель, Дмитрий Борисович Уросов, рассказывает, как из школьного театра, основанного на личной инициативе учеников, формируется среда, где рождается субъектность, развивается командная работа и отрабатывается умение работать с настоящей сложностью.
В этой статье Дмитрий Борисович делится опытом создания спектаклей, рассказывает о методах работы с учениками, о том, как театр помогает глубже понять историю и культуру, а главное — как участие в театральном проекте формирует навыки XXI века: критическое мышление, эмпатию и способность действовать в команде.
Мы так часто говорим на наших горизонтальных встречах о важности междисциплинарности, о личной инициативе учеников, о субъектности, о «второй школе», о формирование у учеников навыков исследования, рефлексии, коммуникации, критического мышления, лидерства и работы в команде, что нам показалось важным рассказать о нашем внутришкольном проекте «Театр о сложном». Мы говорим о сложных, неоднозначных темах, корни которых прорастают из внеакадемического курса, а точнее общешкольного проекта «Мой ХХ век», который ведет Елена Евгеньевна Урман.
Летовский «Театр о сложном» — это не внеакадемический кружок, а действующая модель гуманитарного исследования, где академическое знание оживает через личный опыт и художественное высказывание. Это прототип той самой образовательной среды, к которой мы так стремимся, корни которой уходят в идеалы гуманизма. Так каким же образом «Театр о сложном» может быть платформой по формированию альтернативной образовательной модели, где главный принцип — глубокое исследование и личная вовлеченность в работу большой команды?
Часть 1. Философия «Сложного»: почему мы избегаем легких тем
Примерно на третьем спектакле, который сделали в «Летово», появилось желание, как-то назвать нашу театральную группу. В процессе обсуждения мы задали вопрос о названии ученикам. Когда мы задали вопрос ребятам, одна из учениц предложила название «Театр о сложном». Оно оказалось удивительно точным: простой и в то же время говорящий вариант. С тех пор мы так и стали подписываться на афишах наших спектаклей — «Театр о сложном».
Что же такое «сложное» для нас? Нет, это не длинные пьесы, написанные классиками, не витиеватые монологи на несколько страниц, а темы, не имеющие однозначного ответа, которыми так богат ХХ век:
- этические дилеммы,
- исторические травмы,
- разломы поколений, обществ, личностей
- внутренние конфликты человека.
Первым таким опытом стал спектакль «Мы шагаем поперек» по поэме Александра Галича «Кадиш» о судьбе Януша Корчака и его воспитанников.
Уже тогда постепенно начал вырабатываться метод, которым мы пользуемся до сих пор:
За основу берется произведение, вокруг которого с помощью документального материала создается оригинальная драматургическая инсценировка.
«Театр о сложном» формировался на добровольной основе из инициативных учеников, которые прочитали обычное объявление во внутреннем канале школы в социальных сетях и захотели стать частью театра. В создании спектаклей всегда участвуют все желающие. У нас никогда не было никакого творческого отбора или конкурса за право играть в постановке. Конкуренция, если и присутствует, то только в степени вклада в общее дело.
Как мы вместе создаем каждый спектакль
Мы создали документ, к которому имел доступ каждый участник спектакля. Он пополнялся материалом, касающимися личности главного героя и исторического контекста. Каждый мог внести вклад в написание инсценировки. Ученики читали дневники Януша Корчака, его книги и книги о нем. Таким образом инсценировка дополнялась множеством нюансов, фактов, а также поэтическими отсылками.
В процессе ученики познакомились с личностью великого педагога и его методами преподавания, с проявлениями гуманистических ценностей, с понятиями «Холокост» и «моральное сопротивление».
Ключевые спектакли и их значение
Этапной стала постановка под названием «Московские кухни» по произведениям Юлия Кима, которую ребята сыграли несколько раз. После этого спектакля уже вся школа узнала о театре. Ученики погрузились в историю советского диссидентства, познакомились с биографиями реальных прототипов героев. Узнали о понятиях «диссидент», «самиздат», «демонстрация семерых», «Пражская весна».
В контексте этой постановки мы пытались разобраться, что значит «не вписываться в систему» и «оставаться верным своим идеалам».
В результате участвовать в следующем спектакле изъявило желание 53 человека — около 8% всех школьников.
Одним из последних спектаклей была постановка «Тунеядец» по дневникам Фриды Вигдоровой, о суде над Иосифом Бродским. И снова мы столкнулись с тем, что необходимо перелопатить огромное количество литературы — как художественной, так и документальной — чтобы суметь выстроить драматургическую линию, не нарушая историческую. И снова: исследование, отбор, создание инсценировки. И, конечно же, попытка понять: может ли художник творить так, как он считает единственно возможным, и справедливо ли большинство, когда оно пытается понять творческий процесс.
Самым большим достижением мы считаем тот факт, что после наших спектаклей ученики-зрители обращаются к затронутой теме, начинают изучать ее глубже и выбирают в качестве предмета индивидуальной проектной деятельности.
Вывод можно сделать простой: работа со сложностью учит толерантности к неопределенности, критическому мышлению и эмпатии — ключевым компетенциям XXI века.
Часть 2. «От замысла до премьеры»
1. Идея спектакля
Идея будущих спектаклей приходит по-разному. Иногда мы отталкиваемся от предстоящей круглой даты. Иногда — от материала, с которым нам хотелось бы поработать. А иногда — от талантливого ученика, на которого хочется «поставить» тот или иной материал (так, например, случилось со спектаклем «Школяры» по произведениям Окуджавы. Среди учеников был ершистый, субтильный и очень добрый изнутри книжный мальчик).
2. Погружение и исследование
Как только мы решаем приступить к новому материалу, начинаем погружаться в контекст, копать глубже. Работа с историческими документами, мемуарами, художественными произведениями эпохи. Иногда мы встречаемся с экспертами (так было с хранителем архива самиздата). А порой ребята приносят книгу, которая переворачивает изначальный замысел (подобное случилось, когда ученица принесла переписку Сары Юнгкранц с Астрид Линдгрен — и именно эта переписка стала ключом к созданию инсценировки к спектаклю «Ну конечно, я вру»).
Роль педагога
Я часто ловлю себя на мысли, что я в первую очередь педагог, а уж потом — режиссер. Да, для меня важно, чтобы спектакль был интересным, чтобы зрителям было не скучно. Но еще более ценно — это процесс погружения, через который проходят наши артисты. Я стараюсь не давать ученикам готовых формул, да я их и не знаю. Мы постоянно задаем вопросы друг другу. Вопросы, которые нас по-настоящему волнуют, и пытаемся на них ответить.
Параллельно мы осваиваем театральные инструменты: работу со словом, речью, дикцией, работу с конфликтом, образом роли, взаимодействием.
Очень важно для меня, как для режиссера-педагога, научить ребят быть настоящими: не изображать, а проживать; не раскрашивать слова, а действовать с их помощью. Научить их слышать правду в искусстве, натренировать слух, привить вкус к подлинному.
И, конечно же, показать, что в жизни все тесно взаимосвязано. Театр — синтетический вид искусства. Для некоторых постановок мы привлекаем педагогов по вокалу и учеников, которые помогают с хореографией, а также целый курс внеакадемии по изготовлению декораций и техническому сопровождению, которым руководит Владимир Михайлович Гуровиц.
Образовательным итогом можно назвать умение синтезировать большой объем информации и создавать нарратив — это основа проектной деятельности в любой сфере. Работа в команде и интеграция личных интересов в интересы коллектива, развитие эмоционального интеллекта, самопознание, выход за рамки чистых знаний и познание через эмоциональную вовлеченность.
Часть 3. Премьера как «итоговый продукт»
Мы, конечно, не называем наши спектакли итоговым продуктом, но по педагогической сути они таковыми являются. Каждая премьера — это публичное представление результата деятельности, которое всегда заканчивается обсуждением со зрителями. Это еще один инструмент, который был найден изначально. Зрители могут поделиться впечатлениями от увиденного и задать вопросы исполнителям — как о героях, которых они играют, так и о личном опыте участия в спектакле.
На этом этапе отлично развивается навык презентации, принятия обратной связи и завершения большого проекта.
Интеграция в общешкольную жизнь: театр как «горизонтальный» предмет
Очень важно сказать о том, как театр, точнее материал, который исследуют ребята, кто играет в театре, используется ими потом в учебных курсах по истории, обществознанию, философии, литературе.
Первое, что явно лежит на поверхности, — это то, что ребята применяют знания, аргументируя свою позицию и приводя примеры, подкрепляя ими свои тезисы.
Так, в курсе «История и Культура», в теме о поколении шестидесятников, они используют истории из жизни реальных людей и связывают их с академическим содержанием курса. В итоговой большой письменной работе «Интервью с современником» у них есть возможность задавать вопросы не вымышленному персонажу (хотя такое тоже возможно), а людям, кто жил в эпоху 60–70-х годов прошлого века. Социальные процессы являются основой дискуссий на уроках обществознания, а навык критического мышления позволяет сравнивать события с нескольких точек зрения и делать собственные выводы.
Второй и не менее важный результат — это то, что спектакли «Театра о сложном» побуждают ребят, а ведь не все ученики старшей школы играют в театре, искать ответы на вопросы о прошлом нашей страны через историю своих семей. Это говорит о высоком уровне эмпатии и заинтересованности в том, что мы изучаем и исследуем.
Формирование сообщества
Наш «Театр о сложном» — отличная площадка для создания межвозрастных связей, так как у нас нет ограничений по возрасту: к нам приходят и семиклассники, и одиннадцатиклассники. Это очень хорошо отражается на моменте адаптации для младших учеников. Они тут же попадают «под крыло» старших товарищей, которые объясняют им неформальные правила жизни в стенах школы.
Театр также становится местом психологической разгрузки и точкой сборки школьной идентичности. Еще один важный момент — у нас нет официальных оценок. Мы создаем зону безоценочности. Единственный критерий оценивания — реакция зрителей. И то, что в зрительном зале нет свободных мест и он всегда переполнен, — является для нас главной оценкой работы.
Сами зрители оценивают:
— качество исследования темы,
— рефлексию,
— сотрудничество,
— способность к публичному высказыванию.
После каждого спектакля мы остаемся и обсуждаем внутри команды, что получилось, а что нет. И тут важно, как я считаю, найти повод похвалить каждого. Ученику необходимо почувствовать вкус успеха. Пусть небольшого, но все же успеха. И тогда он с еще большим желанием приступит к следующему проекту.