Я ведь дилетант. И незнакомое клеймо меня так воодушевляет! Вот, например, попалась мне тарелочка, а на ней девочка лошадка на шаре. Спросила в блоге, и мне умные люди подсказали: Зугдиди. А я и не знала о таком советском заводе!
И вот весной я в своем любимом магазинчике увидела вот такую милую посуду:
«Семикаракорская»? – почему-то сразу подумалось мне.
Ну, потому что есть что-то общее в облике.
Вот, например, такая супница у них:
Цена почти 10 тыс.!
А вот мисочка за тысячу рублей:
Похожи ведь, правда?
Вот из магазинчика:
Заценили грибочки на крышечке? Нет, надо было все-таки купить тогда! Цена 450 рублей – вон, справа виднеется. Меня остановило то, что тогда надо было забирать всю семейку. Там была еще вот такая ёмкость, как сахарница или какая-нибудь варенница (есть такое слово?):
И еще чайник с чашками:
Явно разные сервизы, но стиль похож.
А клеймо?
Стала я переворачивать посуду одну за другой… Да, клеймо одно и то же.
Но какое?
Вы чьих будете, милые посудинки?
Оставила я их на полке в магазине в ту весеннюю поездку. Думаю, надо глянуть, что за клеймо-то?
А сову эту мы разъясним!
Но я почему-то тогда даже не попыталась найти клеймо. Сразу не получилось, потом что-то меня отвлекло, ну, и всё. А вчера я искала одну фотографию, и эти одуванчики и грибочки как взглянут на меня укоризненно!
Ну что, по проверенной схеме: беру фото, кидаю в поисковик…
Начала я с Яндекса.
«На изображении показано клеймо с куполами.
Не удалось найти информацию о значении клейма с куполами на фарфоре».
Значение 😄
Прямо как на уголовных татуировках…
Кольщик, наколи мне купола,
Рядом чудотворный крест с иконами,
чтоб играли там колокола
с переливами и перезвонами...
Я для интереса даже гуглить полезла! Мнения разделились. Одни считают, что один купол = одной ходке. Другие утверждают: нет, ходка – это храм. А каждый купол – год. Да, это не проще, чем в посудных клеймах разбираться…
А что нам скажет Гугл?
«На дне изображенного предмета посуды, предположительно чашки, видна маркировка, которая указывает на то, что это изделие из фарфора.
Также присутствует клеймо в виде стилизованного кувшина или вазы».
Э… Что? Вазы? Гугл жжёт!
Ну ладно, подумала я. Хватит доить козла ИИ. Пора взять расследование в свои руки! И вообще, у меня ведь была изначальная версия про Семикаракорскую керамику, зачем я в поиск по картинке-то полезла?
Точно! Есть мои купола:
Заодно и про это предприятие прочитала:
В окрестностях города Семикаракорск, расположенном на Дону, нашли около трёх десятков древних поселений, пользовавшихся керамикой местного происхождения, созданного из здешних же суглинков и различных сортов глины. Изделия, по качеству близкие к современной керамике, начали производить во второй половине 19-го столетия. В Семикаракорске слились две школы: пришлых мастеров и казачья. На стыке XIX и ХХ веков кустари-одиночки начинают объединяться в артели. После революции идёт следующий этап укрупнения, итоговым звеном которого становится промышленный комбинат, собравший опытных и зарекомендовавших себя мастеров округи.
Да, история комбината интересная. Тут и смена названия, и обмен опытом с Конаковским фаянсовым заводом, и борьба за присвоение статуса народного промысла, и перестроечные призывы переходить на самоокупаемость.
Несмотря на сложные 1990-е гг., ЗАО «Аксинья» сумело не только сохранить творческую мастерскую, но и пригласить для работы в ней нескольких членов Союза художников России. В 2012 году в Семикаракорске вылепили Царь-чайник высотой около двух метров и объёмом 904 литра.
А еще им было дано ответственное поручение: создавать изделия с символикой Олимпийских игр в Сочи!
Слушайте, полазила по сайтам, посмотрела фотографии изделий… Какие же они разные!
Вот, например:
А вот и купола:
Да, такова была политика руководства:
Роспись Семикаракорской керамики изначально не придерживалась одной стилистики. У главы РПК, Н.С. Арапского, было свое мнение по поводу разнообразия работ. Он считал, что покупатель должен иметь большой выбор изделий, чтобы суметь найти что-то свое. Помимо постоянного обновления ассортимента посуды, все время появлялись новые виды товаров. Их число могло составлять до 700 образцов в год. В момент формирования комбината такие темпы производства товаров были совершенно необходимы. В итоге, благодаря всему этому разнообразию направлений, произошло формирование стиля семикаракорской керамики.
Ну что, разъяснили мы эту сову?
Но дело еще не закрыто! Ведь в телефоне нашлось еще одна фотография с клеймом:
Ну, как не попробовать узнать что-то про художников? Снова рассматриваю сайты. Так, даже Алёхина есть! Ведущий художник у них. Интересно, не родственница ли тому самому Алёхину с «Гжели»? Я про него писала, кстати.
А вот Яицкова и Бугрова что-то всё не попадаются… И на сайте предприятия их нет.
Ну, вот на Авито вторая фамилия встретилась в закрытом уже объявлении: «Семикapaкоpcкая керамикa, автoрcкaя pабoта, ручнaя pocпиcь cырная доcкa и пoловник, стаpaя кoллeкция aвтоp Kунaxовец, иcпoлнитeль Бугровa». Старая коллекция, значит…
И, конечно, я сделала еще одну попытку найти по фото сахарницу с грибочками на крышке! «В третий раз старик закинул невод»…
И пришел невод с грибами лесными:
И я отступилась, хотя на меня это не похоже.
Пусть в этом деле останется немножко загадки!
А хотя бы одну вещичку я все-таки куплю. Если они меня дождутся, конечно! Теперь уж до весны в те края не соберемся, думаю.
После красно-желтых дней
Начнется и кончится зима…
Да и сколько той зимы? 😄
Всем хорошего дня!
Вот вам последний русский польский. В ноябре, ага: