Найти в Дзене

Счастливые катастрофы: Почему мы не знаем, что с нами происходит

В 1962 году поезд Сараево-Дубровник сошёл с рельсов и рухнул в ледяную реку. Семнадцать пассажиров погибли. Тридцатитрёхлетний учитель музыки Фране Селак выплыл на берег со сломанной рукой и лёгким переохлаждением — первое чудо. Год спустя самолёт, летевший из Загреба в Риеку, потерял дверь на высоте нескольких тысяч метров. Селака выбросило из салона. Девятнадцать человек разбились насмерть. Селак приземлился в стог сена — второе чудо. В 1966-м автобус с ним упал в реку — четверо утонули, он выбрался. В 1970-м его автомобиль взорвался из-за неисправного бака — Селак выскочил за секунду до детонации. В 1973-м снова пожар в машине, волосы опалены, но жив. В 1995-м его сбил автобус — лёгкие ушибы. В 1996-м, уворачиваясь от грузовика на горном серпантине, он выпрыгнул из Skoda за мгновение до того, как она сорвалась с обрыва и взорвалась на глубине ста метров. Селак повис на дереве, глядя вниз на огненный шар — седьмое чудо. А в 2003 году, когда ему было семьдесят три, Фране Селак выигр
Оглавление

I. ВСТУПЛЕНИЕ: Человек, который обманул смерть семь раз (и, возможно, нас тоже)

В 1962 году поезд Сараево-Дубровник сошёл с рельсов и рухнул в ледяную реку. Семнадцать пассажиров погибли. Тридцатитрёхлетний учитель музыки Фране Селак выплыл на берег со сломанной рукой и лёгким переохлаждением — первое чудо.

Год спустя самолёт, летевший из Загреба в Риеку, потерял дверь на высоте нескольких тысяч метров. Селака выбросило из салона. Девятнадцать человек разбились насмерть. Селак приземлился в стог сена — второе чудо.

В 1966-м автобус с ним упал в реку — четверо утонули, он выбрался. В 1970-м его автомобиль взорвался из-за неисправного бака — Селак выскочил за секунду до детонации. В 1973-м снова пожар в машине, волосы опалены, но жив. В 1995-м его сбил автобус — лёгкие ушибы. В 1996-м, уворачиваясь от грузовика на горном серпантине, он выпрыгнул из Skoda за мгновение до того, как она сорвалась с обрыва и взорвалась на глубине ста метров. Селак повис на дереве, глядя вниз на огненный шар — седьмое чудо.

А в 2003 году, когда ему было семьдесят три, Фране Селак выиграл в лотерею около миллиона долларов.

История идеальная. История невозможная. История, которую пересказывали Der Spiegel и The Daily Telegraph, которая гуляла по интернету как доказательство того, что судьба существует и иногда шутит. Хорватского учителя музыки называли «самым везучим человеком в мире» — хотя, если вдуматься, семь катастроф подряд звучат скорее как проклятие, чем везение. Или, может быть, это и есть суть парадокса: выжить в семи катастрофах — это удача или несчастье попасть в семь катастроф?

Проблема в том, что ни одной из этих катастроф, скорее всего, не было.

Крушение самолёта 1963 года с девятнадцатью жертвами? Не существует записей о таком инциденте в Хорватии в тот год. Поезд с семнадцатью погибшими на маршруте Сараево-Дубровник в 1962-м? Архивы молчат. Автобус в реке? Документов нет. Английская Википедия удалила статью о Селаке именно по этой причине — отсутствие проверяемых источников. BBC в материале 2014 года осторожно замечает: «Его история не была независимо проверена». Сайт Ripley's Believe It or Not, специализирующийся на невероятных фактах, прямо пишет: «Существует отсутствие официальной верификации некоторых из этих инцидентов».

Если бы поезд с семнадцатью трупами упал в реку, если бы самолёт с девятнадцатью жертвами разбился в небе над Югославией — югославские газеты кричали бы об этом. Такие катастрофы не исчезают из хроники. Но никто из исследователей не смог найти газетных публикаций, протоколов, официальных отчётов. Всё, что есть — слова самого Селака и готовность журналистов пересказывать их без проверки, потому что история слишком хороша, чтобы её испортить фактами.

Единственное, что подтверждено документально — выигрыш в лотерею в 2003 году. Остальное — либо байка, либо сильно приукрашенная версия гораздо менее драматичных событий. Может быть, Селак действительно попадал в аварии — но не в те, о которых рассказывал. Может быть, он был талантливым рассказчиком, который превратил обычную жизнь в эпическую сагу о борьбе со смертью. Или, что вероятнее всего, история обросла подробностями по мере пересказа, как снежный ком катится с горы, обрастая массой.

Но вот что интересно: мы хотим, чтобы история Селака была правдой. Мы хотим верить, что где-то в маленьком хорватском городке живёт человек, которого смерть семь раз хватала за шиворот — и семь раз упускала. Мы хотим верить, что судьба играет в кости, что невезение может превратиться в везение, что после катастроф приходит награда. Легенда о Селаке даёт нам то, в чём отчаянно нуждается современный секулярный человек: нарратив справедливости, смысл в хаосе, утешение, что страдания ведут куда-то.

И в этом — настоящая ценность истории Фране Селака. Не в том, правда ли он падал из самолёта (скорее всего, нет), а в том, почему нам нужны такие истории. Легенда о хорватском учителе музыки — это не репортаж из реальности, это современная притча. А притчи не обязаны быть правдой, чтобы говорить правду.

Селак умер в 2016 году в своём загородном доме. К тому времени он уже раздал большую часть выигрыша родственникам и друзьям, вернулся к скромной жизни и говорил, что счастлив. Последний штрих идеален: самый везучий человек в мире отказался от денег. Как будто сама судьба подмигнула напоследок — мол, понял ли ты урок, Фране?

Вопрос в том, поняли ли его мы. Потому что история Селака задаёт вопрос, на который человечество пыталось ответить три тысячи лет: что такое удача, что такое несчастье, и можем ли мы вообще отличить одно от другого, пока история не закончена?

Семь катастроф — это проклятие или благословение? Выигрыш в лотерею — это спасение или капкан? Сломанная нога, из-за которой тебя не взяли на войну — это беда или чудо? И если мы не знаем ответа прямо сейчас, в моменте события — то что остаётся делать? Как жить в мире, где сегодняшнее счастье может оказаться завтрашним проклятием, а сегодняшняя катастрофа — спасением?

У древних мудрецов, средневековых философов, современных психологов и британских кинорежиссёров 1970-х есть на этот счёт соображения. И все они, как ни странно, сходятся в одном.

II. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ: Когда документы не врут

Впрочем, не нужно полагаться на легенды. В мире достаточно документально подтверждённых случаев людей, которых судьба использовала как мишень для тренировки — и которые, в отличие от мифического Селака, оставили после себя медицинские карты, протоколы расследований, свидетельства очевидцев и записи в Книге рекордов Гиннесса. Их истории не менее удивительны. Но самое интересное — как сами герои интерпретировали то, что с ними произошло.

Рой Салливан — человек-громоотвод

Начнём с абсолютного чемпиона в номинации «везучий невезучий» — американца, чьё имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса под формулировкой, звучащей как приговор: «Больше всего ударов молнией, переживших человеком».

Рой Салливан родился в 1912 году в Виргинии и работал рейнджером в Национальном парке Шенандоа — профессия спокойная, располагающая к созерцанию природы. Природа, правда, отвечала ему не созерцанием, а электрическими разрядами в несколько миллионов вольт.

Первый удар пришёлся на 1942 год. Салливан дежурил в новой пожарной вышке, где ещё не успели установить громоотвод — классическая небрежность, которая стоила ему семи ногтей на ноге, сожжённых молнией. Можно было бы списать на невезение и забыть.

Но в 1969 году, спустя двадцать семь лет, молния ударила в дерево рядом с его пикапом, отрикошетила и влетела в открытое окно кабины, опалив брови и сожгя волосы. Вероятность такого события настолько мала, что её обычно не учитывают в расчётах. Салливан начал подозревать неладное.

1970-й — молния ударила в трансформатор, разряд перенаправился в плечо Роя, пока он гулял по двору собственного дома. 1972-й — удар в голову на рабочем месте, волосы загорелись, Салливан потушил их собственной кепкой. После этого случая он всерьёз начал думать, что в нём что-то не так — что он, возможно, притягивает электричество, как некоторые люди притягивают неприятности.

1973-й, снова голова. Салливан выходил из машины после грозы, полагая, что опасность миновала — молния с ясного неба (буквально) ударила в макушку и прожгла ботинок, выходя через стопу. 1976-й — лодыжка. 1977-й, седьмой и последний — удар в грудь и живот, когда он ловил рыбу. Рой утверждал, что видел облако, преследующее его, и пытался убежать. Облако настигло.

Семь документально подтверждённых ударов молнией. Каждый задокументирован медиками, каждый имел свидетелей или последствия, видимые на теле. Вероятность пережить один удар молнии и остаться в живых — около 90%. Вероятность семи — астрономически мала, из разряда «не должно случиться за всю историю человечества».

Салливан стал знаменит. Его показывали по телевизору, журналисты писали о «человеке-громоотводе», коллеги-рейнджеры шутили (впрочем, боялись стоять рядом во время грозы). Жена Роя тоже однажды попала под удар молнии, когда была с ним — после чего развелась, не выдержав паники. Люди начали избегать его, как будто несчастье заразно.

В 1983 году, в возрасте семидесяти одного года, Рой Салливан застрелился из-за несчастной любви.

Вот вам и парадокс Селака в чистом виде. Семь ударов молнией — это невероятное везение или чудовищное невезение? Салливан выжил во всех семи — значит, счастливчик. Но попасть под семь ударов — это проклятие. А умереть не от восьмого удара, а от собственной руки, из-за того, что женщина не ответила взаимностью — это вообще что? Триумф выживания или поражение в борьбе с жизнью?

Ответа нет. Есть только медицинские справки, записи о семи ударах и одна пуля.

Геннадий Спирин — российский след

Если американца преследовала стихия, то российского инженера-нефтяника из Тюмени преследовала статистика авиакатастроф — и он, в отличие от мифического Селака, не видел в этом ни божественного промысла, ни мистики.

Геннадий Спирин родился в 1959 году, работал в нефтяной отрасли, летал на вахты на север — обычная судьба десятков тысяч российских нефтяников. До тридцати трёх лет его жизнь была совершенно обычной. А потом статистика решила сыграть с ним в игру.

16 марта 2005 года — рейс РЛ-9288 из Уфы в Нарьян-Мар с посадкой в Перми. На борту Ан-24РВ — 52 человека, вахтовики "ЛУКОЙЛа". Самолёт разбился возле посёлка Варандей в Ненецком автономном округе из-за технической неисправности. Погибли 28 человек. 24 выжили, включая Спирина.

Он очнулся уже после падения, с переломанными костями, ушибом головы и частично потерянным слухом. Попытался выбраться, подтягиваясь, оторвал обшивку — получил удар по голове, потерял сознание и вывалился наружу. Очнулся в снегу с горящей головой (потерял большую часть волос от пожара), встать не смог. Его вытащили спасатели.

Год в больницах, реабилитация, повреждения позвоночника. Но Спирин вернулся на работу — потому что это его профессия, потому что семью кормить надо, потому что, как он сам говорил, "не вижу мистики, техника ломается, люди ошибаются".

18 марта 2006 года — ровно через год. Спирин летит на вертолёте Ми-8 из Варандея (того самого посёлка, где год назад разбился самолёт) в Нарьян-Мар. В двухстах метрах от посадки вертолёт кренится на бок и падает. На борту 16 человек. Погиб один — Николай Шилов из Кунгура, его жена серьёзно пострадала. Остальные получили травмы разной степени.

Спирин, уже имевший повреждения позвоночника от первой катастрофы, отделался переломом двух рёбер и ноги, а также очередным ушибом головного мозга. Бортмеханик успел сказать только: "А чёрт его знает" — последние слова перед падением.

Журналисты, конечно, бросились искать мистику. Два раза подряд, год в год, почти день в день. Спирин отказывался играть в эту игру. В интервью он говорил сухо: "Винить надо человеческий фактор и неисправности техники, а не судьбу". Никакого пафоса, никаких разговоров о "знаках свыше". Техника ломается. Люди ошибаются. Вероятность мала, но не нулевая. Случилось — надо жить дальше.

Спирин продолжал летать на вахты. Не боится самолётов и вертолётов, спит в полёте, чтобы отдохнуть перед работой. На пенсии живёт в Тюмени, вспоминает события без надрыва. Два раза побывал в авиакатастрофах — и что? Жив, ходит, семья цела. Другим повезло меньше.

Контраст с легендой о Селаке разительный. Где Селак — там семь чудес и миллион долларов, мифология, пересказы, восторженные статьи о "самом везучем человеке в мире". Где Спирин — там протоколы расследований, медицинские справки, фамилии погибших, скромное "ну, бывает". Один стал легендой. Другой остался человеком.

Какой подход правильнее? Мифологизировать боль или принимать её как данность? Искать смысл в катастрофах или видеть в них технические неполадки? Ответ зависит от того, что вам нужно от жизни — история или покой.

Весна Вулович и другие

Впрочем, если говорить о документально подтверждённых случаях выживания, абсолютный рекорд принадлежит югославской стюардессе Весне Вулович, имя которой занесено в Книгу рекордов Гиннесса под формулировкой: «Наибольшая высота падения без парашюта с выживанием».

В 1972 году 22-летняя Весна работала на борту самолёта, который взорвался на высоте 10 160 метров (по другим данным — 5 100 метров; расхождение объясняется сложностью установления точной высоты уже после события). 27 человек на борту погибли. Весна выжила, потому что оказалась заблокирована в хвостовой части, которая падала отдельно. Тележка с едой зажала её, что, как это ни парадоксально, спасло — она не вылетела наружу и не билась о стенки при падении.

Она провела в коме несколько недель, восстанавливалась годы, частично парализованная. Но выжила. Случай задокументирован, имена погибших известны, расследование велось, бомба (предположительно хорватских националистов) подтверждена. Это не легенда — это история с датой, местом и последствиями.

Или взять четырёхлетнюю Сесилию Сичан, единственную выжившую в авиакатастрофе 1987 года, когда самолёт рухнул в Детройте. Или 13-летнюю Бахию Бакари, которая провела ночь в Индийском океане после крушения самолёта с 153 людьми на борту в 2009-м. Документы, свидетели, фотографии, медицинские карты. Это не байки у костра — это протоколы.

И вот что объединяет все эти истории: никто из героев не говорит о "везении". Салливан в депрессии застрелился. Спирин пожимает плечами: техника ломается. Вулович до конца жизни страдала от последствий травм. Бахия Бакари рассказывала о чудовищном страхе, а не о триумфе.

Выживание — это не сюжет. Это случайность. Тележка встала так, а не иначе. Молния прошла через ботинок, а не через сердце. Вертолёт упал под углом, который оставил шанс. Нет нарратива, нет смысла, нет награды в финале. Есть только люди, которые остались живы — и теперь должны как-то жить с этим фактом.

А мы, читающие эти истории, пытаемся найти в них урок. Мы хотим верить, что Салливан выжил семь раз, потому что у него была какая-то миссия. Что Спирин научился чему-то важному. Что Вулович получила второй шанс. Но они сами этого не говорят. Они говорят: "Повезло. Или не повезло. Не знаю. Жил — и продолжаю жить".

И вот тут-то мы упираемся в самую старую загадку человеческого существования. Если событие само по себе нейтрально — если выжить в семи катастрофах можно интерпретировать и как чудо, и как проклятие — то кто решает, как его называть? Мы сами? Время? Финал истории?

Или, может быть, правильный ответ — вообще не называть, не судить, не интерпретировать? Просто принять, что лошадь убежала, что молния ударила, что самолёт упал — и дальше что? Дальше жить. Но как?

Три тысячи лет назад китайский старик знал ответ. Два тысячи лет назад римские стоики знали ответ. Тысячу лет назад дзен-мастера знали ответ. Все они говорили примерно одно и то же.

III. ФИЛОСОФИЯ ПРЕВРАТНОСТЕЙ: От Китая до Рима

Всё это — Рой Салливан с его молниями, Геннадий Спирин с его самолётами, Весна Вулович с её падением — заставляет вернуться к вопросу, который человечество задаёт себе с тех пор, как начало записывать мысли на бамбуковых табличках и глиняных пластинах. Счастье это или несчастье? Удача или проклятие? Три тысячи лет назад китайские мудрецы, два тысячи лет назад римские стоики, тысячу лет назад дзен-мастера — все они знали ответ. И он прост, хотя и не всегда удобен: событие само по себе нейтрально. Страдание рождается не от него, а от нашей оценки. Вопрос не в том, что происходит, а в том, как мы это интерпретируем. И если древние философы правы, то Фране Селак (даже если его история — вымысел) стал бы идеальным героем их притч.

Притча о старике и лошади

Эта история родилась в Китае около II века до н.э., в трактате "Хуайнаньцзы" — сборнике даосских мудростей, приписываемом сыновьям императора Лю Аня. Она коротка, но как перстень, что надевается на палец и не снимается: не суди события, пока не увидишь их последствий. А иногда и тогда не суди.

Жил на границе Поднебесной, у Великой Китайской стены, бедный старик по имени Сай Вэн. У него был единственный сын и единственная ценность — старая лошадь, которая помогала в поле. Однажды лошадь убежала. Соседи пришли утешать старика: "Какое несчастье! Без лошади вам не выжить!" Но Сай Вэн только улыбнулся: "Кто знает, счастье это или несчастье?"

На следующий день лошадь вернулась — и не одна, а с целым табуном диких скакунов. Соседи ахнули: "Какое счастье! Теперь вы богаты!" Старик пожал плечами: "Кто знает, счастье это или несчастье?"

Сын старика взялся объезжать новых лошадей. Одна из них сбросила его, и он сломал ногу. Соседи вздохнули: "Какое несчастье! Теперь сын станет калекой!" Сай Вэн, как всегда, ответил: "Кто знает, счастье это или несчастье?"

Вскоре на границу напали кочевники. Они угнали всех молодых мужчин деревни в рабство — в той войне погибло множество. Сына Сай Вэна не взяли: сломанная нога спасла его от плена и смерти. Соседи склонили головы: "Какое счастье!" Но старик лишь повторил свой рефрен: "Кто знает, счастье это или несчастье?"

Эта притча — квинтэссенция китайской мудрости, где даосизм учит видеть мир как поток инь и ян, где противоположности перетекают друг в друга, а суждения — это иллюзия ума. Событие нейтрально, как река: оно течёт, и только мы, цепляясь за берег, создаём страдание. Лошадь ушла — беда? Вернулась со стадом — удача? Сын сломал ногу — трагедия? Не взяли на войну — спасение? Оценка рождает боль, а принятие — свободу. Сай Вэн не знает, потому что судить — значит ограничивать. Он просто живёт.

Представьте Салака в этой притче. Семь катастроф — лошадь убежала? Выигрыш в лотерею — стадо вернулось? Раздал деньги и умер скромно — сломанная нога? Если бы его история была правдой, он мог бы стать Сай Вэном XX века. Но легенда предпочитает драму мудрости: мы хотим финала, а не рефрена.

Стоики и amor fati

Переместимся в Рим I века н.э., где император Марк Аврелий в "Размышлениях" — дневнике, написанном на фронтах войн — формулирует то же самое, но с римской прямотой: "Всё, что случается, случается справедливо". Стоицизм — философия для практиков, для тех, кто, как Спирин, смотрит на обломки самолёта и говорит: "Техника ломается". Не потому, что отрицает боль, а потому, что отличает, что в нашей власти, от того, что нет.

Основоположник стоицизма Эпиктет, бывший раб, в "Энхиридионе" (Рукководстве) пишет: "Не события беспокоят людей, а их мнения о событиях". Землетрясение разрушило дом? Не землетрясение плохо — плохо твой страх перед ним. Семь молний ударили в Салливана? Не молнии — плохо его отчаяние от одиночества. Стоики видели мир как логос — разумный порядок, где всё детерминировано: от падения лошади до взрыва самолёта. Сопротивление этому — как борьба с ветром: бессмысленно и утомительно.

Марк Аврелий, правивший империей в чуму и войны, развивает идею до amor fati — любви к судьбе. "Принимай события, как будто ты сам их пожелал", — учит он. Не потому, что они приятны, а потому, что они есть. Это не пассивность, а активное согласие: события — сырьё, из которого лепишь себя.

Стоики предлагали практики. Premeditatio malorum — предварительное размышление о бедах: представь, что завтра разорится бизнес, умрёт близкий, ударит молния. Не для пессимизма, а чтобы, случившись, оно не застало врасплох. Представь, что Рой Салливан практиковал это: после первого удара мысленно прошёл через шесть следующих — и встретил их без паники. Или Спирин перед полётом: "Если упадёт — встану". Связь с Селаком очевидна: если бы его семь катастроф были реальны, он воплотил бы стоицизм идеально — выжил бы не только физически, но и внутренне, без нужды в мифах. Amor fati — это рефрен Сай Вэна в римском стиле: принимай, и событие перестанет быть "бедой".

Стоицизм полезен сегодня: в мире, где новости бомбардируют катастрофами, он учит фокусироваться на реакции. Не событие меняет тебя — твоё отношение к нему.

Дзен и врата ада/рая

Если китайцы и римляне учили терпению и разуму, то дзен-буддизм XVIII века в Японии предлагает удар по голове — буквально. Притча о мастере Хакуине и самурае, часто приписываемая дзенскому учителю Хакуину Экаку (1686–1769), показывает: врата ада и рая открываются не судьбой, а твоим умом в этот миг.

Великий самурай Нобусигэ приходит к Хакуину: "Мастер, где ад? Где рай?" Хакуин смотрит на воина и смеётся: "А ты кто? Самурай? Ты выглядишь как нищий бродяга, недостойный даже меча!" Гордость самурая вспыхивает — он выхватывает клинок, готовый казнить оскорбившего. Хакуин не дрогнет: "Вот так открываются врата ада". Гнев, эго, импульс — и ты в аду страданий.

Слова пронзают воина. Он опускает меч, кланяется: "Простите мою глупость". Хакуин улыбается: "А так открываются врата рая". Осознанность, смирение — и ад превращается в просветление. Врата не снаружи — они в реакции: гнев ведёт в страдание, пробуждение — в свободу.

Эта притча перекликается с индийской традицией в "Йога-Васиштхе" — древнем тексте о йоге ума, где король Джанака, отец Ситы из "Рамаяны", переживает кризис идентичности как путь к истине. Джанака засыпает и видит сон: он нищий, бродяга, униженный и голодный. Просыпается в панике, бежит к гуру Васиштхе: "Кто я? Король, которому снится нищета, или нищий, которому снится трон?" Гуру отвечает: весь мир — сон ума, майя, иллюзия. Превратности — как сны: бедность или богатство приходят и уходят, но ты — вечное сознание за ними. Джанака обретает дживанмукти — освобождение при жизни, где события не трогают внутренний мир.

"Кто я — король или нищий?" — это кризис, который переживают все: Салливан после молний чувствовал себя изгоем, Спирин — обычным вахтовиком. Дзен учит: кризис — дверь к просветлению. Реакция открывает врата: эго ведёт в ад (как гнев самурая), осознанность — в рай (как покой Джанаки).

Восточная философия даёт практику: медитацию на неопределённость. Садись, дыши, наблюдай мысли — и события перестают быть "бедой". Для читателя: в следующий раз, когда "лошадь убежит", спроси: "Врата ада или рая я открываю?"

Эти традиции — от Китая до Японии, от Рима до Индии — сходятся: событие нейтрально. Но если древние мудрецы правы, то почему современные "удачи" — как лотерейные выигрыши — так часто кончаются трагедией? Ведь по логике притчи, выигрыш — это "стадо лошадей", которое должно принести благо. Или нет?

IV. ЛОТЕРЕЙНОЕ ПРОКЛЯТИЕ: Когда счастье убивает

Если древние притчи и стоическая философия учат нас, что событие нейтрально, то выигрыш в лотерею — идеальная современная лаборатория для проверки этой теории. То, что кажется воплощением "лошади, вернувшейся со стадом", — мечтой миллионов, — часто оборачивается трагедией. Деньги приходят внезапно, без подготовки, и раскрывают не благословение, а трещины в душе: жадность, одиночество, саморазрушение. Выигрыш — это тест на готовность к жизни, и большинство проваливает его. Почему? Потому что, как предупреждал Сай Вэн, "кто знает, счастье это или несчастье?" А в случае с лотереей — чаще несчастье.

Галерея трагедий

Билли Боб Харрелл-младший был церковным проповедником из Техаса, который годами молился об удаче. В 1997 году его молитвы "сбылись": он выиграл 31 миллион долларов в лотерею Lotto Texas. Сначала — эйфория: дома, машины, подарки семье, пожертвования церкви. Но родственники осадили его просьбами о деньгах, бывшая жена отсудила долю, а сам Харрелл начал тратить бездумно. Через два года он разорился, развёлся и, запершись в комнате, застрелился из дробовика. "Я думал, это благословение Бога, — говорил он перед смертью. — Оказалось, проклятие".​

Иби Ронкайоли из Канады в 1991 году выиграла 5 миллионов долларов в Lotto 6/49 и решила скрыть это от мужа-гинеколога. Она отдала 2 миллиона сыну от первого брака, а остальное спустила на азартные игры и измены. Когда муж узнал правду, скандал перерос в трагедию: в 2004 году он отравил её лошадиной дозой болеутоляющего. Доктор сел в тюрьму за убийство, а Иби умерла, так и не вкусив "счастья". Её история — классика: тайна рождает паранойю, а деньги — ложь.​

Джеральд Мусвагон, канадский отец шестерых детей, в 2011 году выиграл 10 миллионов долларов на билете за 2 доллара. Сначала — роскошь: вечеринки, машины, подарки. Но долги накопились, семья распалась, а через семь лет, в 2018-м, он повесился в гараже родителей. "Деньги не принесли ничего, кроме головной боли", — жаловался он перед концом. Его случай показывает: внезапное богатство разрушает не только финансы, но и смысл жизни.​

Абрахам Шекспир из Флориды в 2006 году сорвал джекпот в 30 миллионов долларов. Он раздал деньги друзьям и благотворительности, но стал мишенью для мошенников. В 2009-м его убила "подруга" Дороти Мур, которая хотела завладеть остатками — тело нашли закопанным под бетонной плитой в её доме. Она получила пожизненное. Шекспир стал жертвой не бедности, а богатства: оно сделало его уязвимым.​

Аманда Клейтон, 24-летняя американка из Мичигана, в 2011 году выиграла миллион долларов. Но продолжила получать продуктовые талоны — скандал разгорелся. В октябре 2012-го, через год после суда, её нашли мёртвой от передозировки наркотиков. Ей было 25. Адвокат сказал: "Она не была готова к такой сумме — это сломало её".​​

В России похожая драма случилась с Альбертом Бегракяном из Армении, жившим в Подмосковье. В 2009-м он выиграл 100 миллионов рублей в "Русском лото". Отдал 2 миллиона на благотворительность, но одолжил 12 миллионов "друзьям" без расписок. Кризис помешал открыть гостиницу, государство накинуло налог, имущество арестовали. Друзья не вернули ни копейки, показав "истинное лицо". Бегракян продал квартиру, чтобы выжить, и теперь жалеет: "Деньги принесли только ссоры и неприятности".​

Эти истории — не случайности. Они иллюстрируют притчу: "стадо" пришло, но без мудрости оно топчет поле.

Цифры

Статистика подтверждает: лотерея — не билет в рай, а в рулетку с нулевым шансом на счастье. Около 70% победителей разоряются в течение 3–5 лет после выигрыша, тратя на роскошь, "друзей" и импульсивные решения. Исследование Национального экономического бюро США (NBER) показало: за 5 лет после джекпота банкротств среди лотерейных миллионеров в 2–3 раза больше, чем у среднего класса.​

Разводы? Половина браков рушится в первый год — деньги меняют динамику: один тратит, другой копит, третьи завидуют. Самоубийства? Точных глобальных цифр нет, но в США за 20 лет зафиксировано не менее 20 случаев среди крупных победителей — как Харрелл или Мусвагон. В Швеции, по опросу 3000 победителей (суммы от 1 млн до 500 млн рублей эквивалента), 31% сказали, что жизнь "не изменилась", но 20% отметили депрессию и изоляцию. В России ВЦИОМ в 2025-м опросил 500 победителей: 40% жалеют о выигрыше из-за "неожиданных проблем с родственниками".​

Парадокс: то, о чём мечтают миллионы (по данным Gallup, 50% американцев играют в лотерею), разрушает получивших. Деньги усиливают слабости: алкоголизм, азарт, жадность. Как в притче — "стадо" пришло, но если нет загона, оно уйдёт, оставив хаос.

Возвращение к притче

Вернемся к Сай Вэну: лошадь вернулась со стадом — счастье? Для старика — неизвестно. Он не празднует, не тратит — ждёт. Победа в лотерее — то же "стадо": кажется благом, но без подготовки (финансовой грамотности, психологической зрелости) оно сеет хаос. Харрелл молился — и получил "благословение", которое сломало его. Бегракян поделился — и потерял всё. Ответ зависит не от события, а от готовности человека.

Как в дзен-притче: гнев открывает ад, осознанность — рай. Выигрыш нейтрален, но если ты не стоик, не даос, он ведёт в страдания. Салливан выжил семь раз — но не справился с одиночеством. Спирин пережил две катастрофы — и продолжил жить скромно. Лотерея учит: богатство — не цель, а тест. Пройди его, как Джанака в сне о нищете: проснись к реальности внутри.

Но почему мы так часто проваливаем этот тест? Психология даёт ответ: внезапное богатство — это не просто деньги, это шок для психики. И здесь начинается настоящая наука о превратностях.

V. ПСИХОЛОГИЯ ВНЕЗАПНОГО БОГАТСТВА: Наука объясняет

Древние притчи и стоическая философия — это не абстракции, а протестированные на веках инструменты для жизни в неопределённости. Современная психология подтверждает их: внезапное богатство, как лотерейный выигрыш, не меняет события в "счастье" или "несчастье" само по себе, а раскрывает внутренние конфликты. Синдром внезапного богатства (SWS), описанный психологами, доказывает правоту Сай Вэна и Эпиктета: проблема не в "стае лошадей", а в том, как мы её встречаем. Деньги нейтральны — они лишь зеркало души, и если в ней трещины, они расширяются.

Что такое SWS

Термин "синдром внезапного богатства" (Sudden Wealth Syndrome, SWS) ввёл в 1990-х психолог Стивен Голдбарт, соучредитель Института денег, смысла и выбора, наблюдавший за клиентами, получившими наследство или выигрыш. Это не официальный диагноз DSM, а психологическое состояние, когда неожиданный приток денег вызывает эмоциональный шок, сравнимый с посттравматическим стрессом.​

Первый симптом — кризис идентичности: "Кто я теперь?" Человек, привыкший к роли "бедняка" или "работяги", внезапно теряет якоря: увольняется с работы, меняет круг общения, но не обретает новую роль. Как в истории Джанаки, где король видит себя нищим во сне — так и здесь: "Я всё тот же, или теперь 'богач'?" Билли Боб Харрелл, проповедник с 31 миллионом, чувствовал себя "не на месте" среди элиты, что привело к изоляции.​

Далее — параноя: "Все хотят моих денег". Друзья и родственники меняют поведение: одни просят "помощи", другие завидуют или отдаляются. Альберт Бегракян в России одолжил 12 миллионов "друзьям" — и остался ни с чем, видя "истинные лица". Чувство вины усиливает: "Я не заслуживаю этого" — особенно если деньги пришли случайно, как у Аманды Клейтон, которая спустила миллион на наркотики, мучаясь "незаслуженностью".​

Наконец, изоляция и одиночество: паранойя разрушает связи, оставляя человека в вакууме. Иби Ронкайоли скрывала выигрыш от мужа — и это привело к убийству. SWS — это не про деньги, а про потерю себя в их свете.​

Механизмы разрушения

SWS разрушает не напрямую, а через цепную реакцию, где внезапные деньги ломают привычную структуру жизни. Потеря смысла и структуры — основной удар: человек, чей день был заполнен работой, внезапно оказывается в пустоте. Джеральд Мусвагон после 10 миллионов уволился, купил яхты — но без цели впал в депрессию и покончил с собой. Как стоики предупреждали: без логоса (смысла) события множатся хаосом.​

Изменение социальных отношений усугубляет: деньги притягивают "хищников", отпугивают равных. Родственники осаждают, друзья предают — как у Абрахама Шекспира, убитого "подругой" ради остатков. Это создаёт саморазрушительное поведение: импульсивные траты, алкоголь, азарт. Аманда Клейтон, не готовая к миллиону, выбрала передозировку в 25 лет.​

Отсутствие финансовой грамотности — ключевой фактор: люди тратят, не понимая налогов, инвестиций. "Бедное мышление" (экономия, страх потерь) сталкивается с "богатым" (роскошь, риски) — конфликт парадигм. Бегракян хотел гостиницу, но кризис и "друзья" разорили его. Психологи отмечают: без подготовки мозг видит деньги как "игрушку", а не инструмент.​

Эти механизмы — как в притче о воротах: эго и страх открывают ад, осознанность могла бы — рай.

Научное подтверждение философии

Психология подтверждает стоиков: проблема не в событии, а в реакции. Эпиктет говорил: "Не события беспокоят, а мнения о них" — исследования SWS показывают то же. Внезапное богатство активирует лимбическую систему (страх, эмоции), но prefrontal cortex (рациональность) не успевает адаптироваться, вызывая шок. Мозг, эволюционно заточенный на выживание в дефиците, не готов к изобилию — как у Салливана, где семь молний сломали не тело, а психику.​

Мозг не готов к резким переменам: нейропластичность требует времени, а SWS сжимает его в недели. Исследования NBER подтверждают: банкротства среди лотерейных победителей в 2–3 раза выше из-за импульсивности, а не глупости. Это как premeditatio malorum стоиков: без подготовки "стадо лошадей" топчет.​

Нейтральность денег: они усиливают то, что уже есть. Если в человеке жадность — она вырастет, как у Шекспира. Если вина — приведёт к самоуничтожению, как у Харрелла. Голдбарт подчёркивает: деньги — нейтральный инструмент, но без внутренней работы (как у Джанаки) они раскрывают иллюзии. Психология даёт практику: терапия, финансовое планирование, медитация на принятие — чтобы превратить "проклятие" в урок.​

SWS — научное доказательство древних: события нейтральны, страдание — от ума. Но если философия учит принятию, то искусство показывает его в действии. Британский режиссёр Линдси Андерсон в 1973 году снял трёхчасовой фильм-эссе, где герой проходит через превратности, как Сай Вэн или самурай Хакуина, — и выходит с улыбкой.

VI. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ПРИТЧА: "O Lucky Man!" Линдси Андерсона

В 1973 году, в разгар британского кризиса 1970-х — забастовок, коррупции, разочарования в социализме, — режиссёр Линдси Андерсон снял трёхчасовой фильм-эссе "O Lucky Man!" (в русском прокате "О, счастливчик!"), который стал кинематографической иллюстрацией всех тем, что мы обсуждали: от легенд вроде Селака до притч о превратностях и SWS. Это не просто сюжет, а философская одиссея, где герой проходит через слои общества, как через слои иллюзий, и выходит к тому же уроку, что и Сай Вэн или самурай Хакуина: события нейтральны, а истина — в принятии. Фильм, снятый в чёрно-белом стиле с элементами мюзикла и брехтовского отчуждения, — это зеркало для современного человека, показывающее, как "удача" оборачивается бедой, если цепляться за эго.​

Сюжет как одиссея

Главный герой — Мик Трэвис, сыгранный Малкольмом Макдауэллом (тем самым Алексом из "Заводного апельсина"), — воплощение наивного оптимизма: молодой, обаятельный коммивояжер компании Imperial Coffee, одетый в золотистый костюм, с улыбкой, которая кажется вечной. Он отправляется на северо-восток Англии продавать кофе, полный веры в "британскую мечту" — успех через упорство. Но его путешествие превращается в аллегорическую одиссею по классам и институтам общества 1970-х, где каждая "ступенька вверх" оборачивается падением.​

Сначала Мик попадает в секретную военную зону: его принимают за шпиона, пытают электротоком, чтобы выудить "секреты". Выживает случайно — "удача"? Затем — частная клиника, где он соглашается на эксперимент за деньги: ему вводят сыворотку, которая превращает в подопытного кролика, с галлюцинациями и кошмарами. Освобождается благодаря группе музыкантов с Аланом Прайсом (который появляется в фильме как хор судьбы) и дочери магната Патриции (Хелен Миррен в ранней роли). Это кажется прорывом: Мик становится личным ассистентом сэра Джеймса Бёрджеса, богатого дельца, торгующего химическим оружием с африканским диктатором. Роскошь, вечеринки, власть — пик "счастья". Но сделка раскрыта, и наивного Мика делают козлом отпущения: сажают в тюрьму на пять лет за преступления босса.​

В тюрьме Мик "конвертируется" в гуманиста, читает философию, выходит идеальным заключённым. Но после освобождения бродит по улицам, без иллюзий, без цели. Каждая "удача" — работа, богатство — оборачивается бедой (пытки, эксперименты, тюрьма), каждая беда — уроком: пытки учат стойкости, тюрьма — гуманизму. Как в притче о старике: лошадь убежала (работа), вернулась со стадом (богатство), сломала ногу (тюрьма), спасла от войны (освобождение). Мик не судит — просто идёт, как Спирин после катастроф. Фильм показывает: общество — машина, перемалывающая идеалистов, но выживание возможно, если принять поток.​

Финал как просветление

После тюрьмы Мик случайно попадает на съёмочную площадку — метакинематографический поворот, где размываются границы реальности и искусства. Режиссёр (играет сам Линдси Андерсон) замечает его и предлагает роль: "Улыбнись! Покажи искреннюю улыбку!" Но Мик не может: его наивная, коммерческая улыбка, символ конформизма и амбиций, потеряна в цепи бед. "Чему улыбаться? Зачем?" — спрашивает он, воплощая кризис идентичности из SWS. Режиссёр раздражён: "Ты должен! Это искусство!" И бьёт Мика сценарием по голове — удар, как у Хакуина самураю.​

Этот момент — сатори, внезапное просветление дзен: удар пробуждает. Мик улыбается — не фальшиво, а искренне, без причины, без иллюзий. Вокруг оживают фигуры из его прошлого: мучители, любовницы, подопытные — все танцуют в братстве, под музыку Алана Прайса. Это не триумф, а принятие: жизнь — абсурдный спектакль, где удачи и беды — актёры одной пьесы. Как Джанака в сне о нищете: "Кто я — коммивояжёр или узник?" Просветление — в том, чтобы увидеть сон. Для зрителя урок: потеря "улыбки" — не конец, а начало настоящей жизни.​

Трактовка создателей

Линдси Андерсон в интервью The Times прямо называл финал "дзен-притчей о принятии жизни": "Любить мир и улыбаться правильной улыбкой, не спрашивая 'почему'". Фильм — современный "Кандид" Вольтера: Мик, как герой романа, верит в "лучший из миров" (британский капитализм), проходит через сатиру на коррупцию, милитаризм и науку — и выходит к amor fati стоиков. Андерсон подчёркивал: это не политическая агитка, а разочарование в иллюзиях вообще — внешний мир хаотичен, меняй себя.​

Малкольм Макдауэлл вспоминал, как заглавная песня Алана Прайса "O Lucky Man!" перевернула финал: "Отныне у Мика есть цель — жить дальше". Прайс, сочинявший треки на съёмках, пел как хор: "If you've found the reason to live on and not to die — You are a lucky man! / Preachers and poets and scholars don't know it... Stay a lucky man!" Это перекликается с притчей о воротах: смысл не в избежании бед (как Салливан пытался бежать от молний), а в нахождении причины жить сквозь них. Андерсон ценил Прайса: "Если что спасёт картину — его песни, как библейский комментарий".​

В итоге "O Lucky Man!" учит: счастливчик — не тот, кто избежал бед (Селак с его мифами), а тот, кто нашёл смысл в них. Мик улыбается без причины — как Сай Вэн говорит "не знаю". Для читателя: в мире лотерей и катастроф ищи не "удачу", а внутренний компас. Это не конец пути — это приглашение к практике: как жить с этими уроками на каждый день?

VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: Что делать с этим знанием

Мы прошли путь от мифической легенды Фране Селака через реальные катастрофы, древние притчи, лотерейные трагедии, психологические шоки и кинематографическое просветление. Всё это — не просто интеллектуальные упражнения, а инструменты для жизни в мире, где превратности неизбежны. Древняя мудрость, подкреплённая современной психологией, даёт практическое руководство: не пытайтесь контролировать события, учитесь управлять своей реакцией на них. Стоицизм, дзен и исследования SWS показывают: счастье рождается не из удачи, а из осознанности. Для читателя "Сноба" — интеллектуала, привыкшего к анализу, — это значит перейти от теории к действию: применить уроки в карьере, отношениях, финансах. Как Геннадий Спирин продолжал летать после двух крушений, так и вы можете превратить "несчастье" в силу.​

Три урока для читателя

Первый урок — не торопитесь с оценками. Сломанная нога сына Сай Вэна казалась бедой, но спасла от войны; выигрыш в лотерею для Билли Боба Харрелла — благословением, но привёл к самоубийству. События раскрываются со временем, и поспешный вердикт только усиливает страдания, как в SWS, где паранойя рождается из страха потери "удачи". Психологи советуют: в момент шока фиксируйте факты, а не эмоции — запишите три возможных исхода события, чтобы увидеть нейтральность. Это практика из современного стоицизма, где, по словам Райана Холидэя, "не судите, пока не увидите финал". Для вас, как для профессионала в цифровом бизнесе, это значит: при потере клиента не паникуйте — это может открыть дверь к лучшему проекту, как в вашей работе над presale-методологией.​

Второй урок — работайте с реакцией, а не с событием. Стоики учили: "Не события беспокоят людей, а их мнения о событиях" — Эпиктет, бывший раб, знал это на опыте. В дзен-притче Хакуина гнев открывает ад, осознанность — рай; в SWS кризис идентичности возникает не от денег, а от страха "кто я теперь?". Практика проста: ежедневно спрашивайте "что в моей власти?" — это фокусирует на действиях, а не на хаосе. Современные адаптации стоицизма, как в книге "Код стоиков" Райана Холидэя, предлагают premeditatio malorum: утром визуализируйте возможные беды (увольнение, разлад в команде) и вашу спокойную реакцию — это снижает тревогу на 30–50%, по данным исследований. В вашей жизни, с её фокусом на психологию и культурный анализ, примените это к критике фильмов или книг: не реагируйте на "провал" сразу, а ищите урок, как в анализе "Советника".​

Третий урок — ищите смысл, а не избегайте страданий. Мик Трэвис в "O Lucky Man!" находит улыбку после тюрьмы не потому, что избежал бед, а потому, что принял их как часть пути; Геннадий Спирин продолжает летать, видя в катастрофах не судьбу, а человеческий фактор. Жизнь — не избегание, а прохождение: как в притче Джанаки, где сон о нищете ведёт к просветлению. Психология подтверждает: поиск смысла (по Виктору Франклу) снижает депрессию после травм на 40%, усиливая resilience. Практика: после события запишите "что это учит меня о себе?" — для вас, пишущего книгу о presale, это может быть анализ неудачных сделок как шаг к методологии. Стоицизм учит: смысл рождает amor fati — любовь к судьбе, где даже молнии Салливана становятся частью нарратива.​

Инструкция для современного человека

Если случилась "удача" — не спешите праздновать, подготовьтесь. Выигрыш, наследство или прорыв в проекте — это "стадо лошадей", но без плана оно уйдёт.

Если случилась "беда" — не паникуйте, ищите скрытые возможности. Авария, как у Спирина, или провал, как у Трэвиса в тюрьме, — это не конец, а поворот.

Культивируйте amor fati: любовь к тому, что есть. Ежедневно практикуйте благодарность — запишите три "даже в беде" (например, "даже после отказа в публикации я глубже понял тему"). Это не пассивность, а сила: современный стоицизм, по Массимо Пильуччи, помогает в кризисах вроде пандемий или экономических спадов, повышая устойчивость на 25%. Для интеллектуала: примените в вечерних чтениях — после философского фильма спросите "как это меняет мою реакцию на жизнь?", превращая анализ в практику. Amor fati — это улыбка Мика: без причины, но полная смысла.​

Эти инструменты — не эзотерика, а проверенная система: от Китая до Рима, от Голдбарта до Холидэя. Примените их, и превратности перестанут пугать — станут частью вашего нарратива, как у Селака, даже если его история миф. В финале статьи мы подведём итог: в мире неопределённости мудрость — ваш компас.