Найти в Дзене

Уроки ворчуна Уве: как мы учились понимать тех, кто сердится на весь мирПослесловие к кинотерапевтической супервизии фильма «Вторая жизнь Ув

Зачастую самые важные открытия приходят к нам через истории, которые кажутся нам чужими. Так произошло и во время нашей встречи в моем дискуссионном клубе «Кинотерапевтическая супервизия фильма» . Разговаривали мы о шведском фильме «Вторая жизнь Уве», снятом по одноименному роману Ф.Бакмана. История Уве - ворчливого, одинокого человека, потерявшего смысл жизни - стала для нас проводником в глубины человеческой души. Разговор о несносном шведском ворчуне плавно перешел в разговор о нас самих, о мире вокруг нас, о том, как мы закрываемся от всех, чтобы справиться душевной болью и потерей. как строим стены вокруг своего сердца и почему иногда так боимся позволить другим приблизиться. Мы говорили о том, что за грубостью и непримиримостью часто скрывается непрожитое горе. Участники делились, как после просмотра стали чуть иначе смотреть на «сложных» людей в своем окружении - раздражение сменилось пониманием, что за внешней черствостью может скрываться крик о помощи, боль и одиночество. Мно

Зачастую самые важные открытия приходят к нам через истории, которые кажутся нам чужими. Так произошло и во время нашей встречи в моем дискуссионном клубе «Кинотерапевтическая супервизия фильма» . Разговаривали мы о шведском фильме «Вторая жизнь Уве», снятом по одноименному роману Ф.Бакмана.

История Уве - ворчливого, одинокого человека, потерявшего смысл жизни - стала для нас проводником в глубины человеческой души. Разговор о несносном шведском ворчуне плавно перешел в разговор о нас самих, о мире вокруг нас, о том, как мы закрываемся от всех, чтобы справиться душевной болью и потерей. как строим стены вокруг своего сердца и почему иногда так боимся позволить другим приблизиться.

Мы говорили о том, что за грубостью и непримиримостью часто скрывается непрожитое горе. Участники делились, как после просмотра стали чуть иначе смотреть на «сложных» людей в своем окружении - раздражение сменилось пониманием, что за внешней черствостью может скрываться крик о помощи, боль и одиночество. Многие осознали простую, но такую важную истину: просить о помощи и принимать поддержку - не слабость, а проявление мудрости.

С психологической точки зрения, поведение Уве – это классическая картина осложненного горя. Его ритуалы и гиперконтроль - это попытка психики создать иллюзию стабильности в мире, рухнувшем после потери любимого человека. Когда мы теряем главный смысл жизни, мозг иногда создает иллюзию контроля через мельчайшие правила и ритуалы - именно это мы наблюдаем у героя. Его война с миром - это, на самом деле, отчаянная попытка бороться, чтобы окончательно не капитулировать перед болью.

Мы проследили, как постепенно, через маленькие шаги - вынужденное общение с настойчивой соседкой Парваной, заботу о бездомном коте, помощь таким же «неидеальным» людям - в Уве начинает возвращаться способность чувствовать и желание жить. Его психологическая защита не рушится мгновенно: она осторожно, как весенний лед, трескается, пропуская сначала свет, а потом и тепло живых отношений. История Парваны и других соседей становится живым примером того, как человеческое участие может растопить, казалось бы, замерзшее сердце. Это можно назвать терапевтическим прорывом - способность отделять человека от его защитных механизмов.

-2

Особую глубину нашему разговору придавало то, что мы не ограничивались психологическим анализом. Мы исследовали, как режиссерские решения усиливают эмоциональное воздействие: как цветовая палитра отражает внутреннее состояние героя, как монтаж прошлого и настоящего создает объемный психологический портрет. Война марок Saab и Volvo предстала не просто бытовым упрямством, а метафорой внутренних конфликтов, а бездомный кот - символом надежды на исцеления.

Обсуждение фильма стало для нас безопасным пространством, где можно было прикоснуться к сложным темам: проживанию горя, страху стать ненужным. Мы увидели, что исцеление начинается не с глобальных изменений, а с малого - с чашки кофе с соседкой, с ремонта велосипеда, с решения впустить в свой дом беззащитное существо. Именно эти «мелкие» поступки становятся теми ниточками, что связывают нас с жизнью снова.

Когда встреча подходила к концу, стало ясно: мы уходим не просто с новыми мыслями о фильме, а с чем-то более ценным - с пониманием, что самые прочные баррикады вокруг нашего сердца строим мы сами, и только нам под силу их разрушить, позволив себе быть немного слабее и давая разрешение другим быть нужными. История Уве напомнила нам простую, но важную истину: исцеление начинается там, где заканчиваются наши защиты и начинается доверие.

Конечно, терапевтический эффект таких встреч индивидуален. То, что становится откровением для одного, может не затронуть другого, и это совершенно нормально. Но ценность нашего формата фильмотерапевтических супервизий заключается в том, чтобы через призмы психологии, жизненного опыта и кинематографического мастерства учиться не просто смотреть кино, а видеть в нем инструмент для самопознания, личностного и профессионального роста.

-3