Найти в Дзене
Магистерия

Художник тоже хочет есть: рождение салонной живописи

Редкий художник может позволить себе творить, не думая при этом, как продать свои картины и обеспечить себя и свою семью. А для этого, конечно, нужно понравиться зрителю. Именно с учетом вкуса массового покупателя XIX века отбирались работы на выставки художественных салонов, отсюда и возникло название «салонное искусство». На что приятно посмотреть зрителю того времени? Будем честны: наибольшей популярностью пользовались изображения обнаженной натуры. Чтобы картина выглядела прилично, художники обращались к мифологическим, а то и библейским сюжетам: перед нами юная Венера или Вирсавия, которую царь Давид наблюдает с крыши своего дворца. Но достаточно ясно видно, что весь антураж, вся гирлянда амурчиков лишь дополняет лежащую натурщицу, которая в соблазнительной позе предстает перед зрителями. Но не обнаженной натурой единой: большой популярностью пользовались сценки из античной жизни, увеселений, отдыха на природе. Произведения салонной живописи радуют глаз зрителя тем, что их очень

Редкий художник может позволить себе творить, не думая при этом, как продать свои картины и обеспечить себя и свою семью. А для этого, конечно, нужно понравиться зрителю. Именно с учетом вкуса массового покупателя XIX века отбирались работы на выставки художественных салонов, отсюда и возникло название «салонное искусство».

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863
Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863

На что приятно посмотреть зрителю того времени? Будем честны: наибольшей популярностью пользовались изображения обнаженной натуры. Чтобы картина выглядела прилично, художники обращались к мифологическим, а то и библейским сюжетам: перед нами юная Венера или Вирсавия, которую царь Давид наблюдает с крыши своего дворца. Но достаточно ясно видно, что весь антураж, вся гирлянда амурчиков лишь дополняет лежащую натурщицу, которая в соблазнительной позе предстает перед зрителями.

Лоуренс Альма-Тадема. «Беседа» (1865)
Частное собрание
Лоуренс Альма-Тадема. «Беседа» (1865) Частное собрание

Но не обнаженной натурой единой: большой популярностью пользовались сценки из античной жизни, увеселений, отдыха на природе. Произведения салонной живописи радуют глаз зрителя тем, что их очень интересно рассматривать, выделять крупные и мелкие детали. Например, на картине Лоуренса Альма-Тадемы «Беседа» 1865 года мы видим двух патрициев, которые дискутируют о чем-то в атриуме. Сами персонажи изображены очень искусно, но обратите внимание на антураж: мы видим и край бассейна, и изящные статуи, и рельефы, которые достаточно точно воспроизводят то, что было обнаружено в погибших при извержении вулкана городах, и фрески, обрамленные красными рамами.

Кадр из фильма «Гладиатор», 2000 год
Кадр из фильма «Гладиатор», 2000 год

Именно поэтому живописные произведения салонных художников…. вдохновляют голливудских кинематографистов на создание мизансцен! В фильмах по ним «гуляет» камера, и мы можем любоваться, как точно воспроизведены детали обстановки древних римских жилищ и наряды их обитателей. Вот, допустим, всего один кадр из фильма «Гладиатор» — а нам сразу же бросается в глаза великолепный трон, на котором сидит персонаж Хоакина Феникса, и роскошные, воистину живописные одеяния актрисы Конни Нильсен.

Еще больше о достоинствах и недостатках салонной живописи, а также жизни и творчестве одного из легендарных художников этого направления Генриха Семирадского — в новой обзорной лекции Елены Якимович «Генрих Семирадский. Мечта о золотом веке».