Октябрь у меня лично часто ассоциируется с картиной Екатерины Калиновской:
Такой... типично сибирский, правда?
Но мы сегодня путешествуем далеко от родной Сибири. Мы гуляем по Вышнему Волочку. Не первый раз, да:
Просто я пообещала несколько статей тому назад, что отведу вас, дорогой читатель, в музей СТЕКЛА, который находится по адресу:
Вышний Волочок, ул. Муслима Магомаева 17.
Музей работает с десяти до половины шестого. Выходные: пон-вт
(билеты стоят всего 100-170 рублей)
В экспозиции представлены удивительные вещи, изготовлявшиеся на заводе Болотина, который мы помним скорее как "Красный Май"...
"Красный Май" — одно из старейших в России предприятий по производству стеклянных изделий ручной выдувки (основна в 1859-ом году). Завод был расположен в посёлке Красномайский Вышневолоцкого района.
В 1859 году на берегу Шлины за Вышним Волочком был основан химический завод. Основан он был титулярным советником (майором и Кавалером) Владимиром Фёдоровичем Самариным. Завод сей выпускал нашатырный спирт, спиртные напитки, медный купорос, лампадное масло.
В 1873 году производство было продано вышневолоцкому купцу второй гильдии Андрею Васильевичу Болотину.
Была построена первая стекольная печь. Сперва рабочие выдували из бесцветного стекла простую аптекарскую и бакалейную посуду. Болотину удалось пригласить мастера (звали его Василий Векшин), который наладил выпуск конкурентоспособной стекольной продукции высокого уровня. А именно: керосиновых ламп, ваз, графинов из окрашенного стекла:
В 1882 году А. В. Болотин был награждён: "за хорошее качество окрашенной стекломассы, криолитовую массу (молочное, непрозрачное стекло) для предметов освещения, большой выбор предметов и умеренность цен".
(Рачук Е. Лампы завода Болотиных с. 46—48)
Завод стал специализироваться на выпуске стеклянных керосиновых ламп, которые вы сейчас можете видеть на фотографиях:
К концу XIX века металлические либо фарфоровые лампы были дополнены абажурами из стекла. По данным 1910 года за год выпускалось около четырёх миллионов ламповых стёкол, до 130 тысяч стеклянных абажуров...
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада...
Медленно рдеет заря.
Иван Бунин, Октябрьский рассвет
Завод (продукция его) получал золотые и серебряные призы на российских художественно-промышленных выставках в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге... Фирменные магазины Болотина были открыты в Москве и Санкт-Петербурге, часть продукции шла на экспорт в Персию и Османскую империю (интересно, сохранилось ли что-нибудь в тех краях?).
В 1923 году завод был национализирован и получил наименование Стекольный завод «Красный май»:
С 1920-х годов на заводе начали выпуск продукции с использованием пресса, была создана специальная металлическая форма с уже нанесённым рисунком. Процесс штамповки занимал несколько минут, изделия стали доступными для приобретения массам:
В 30-ые годы завод специализировался на выпуске промышленного стекла (светофорные линзы, аккумуляторные сосуды, ламповое стекло). Ну, а во время войны завод встал на военные рельсы - производил техническое стекло, аккумуляторы, семафорные линзы, и т.д.
В 1964—1982 годах завод, входивший в состав Министерства промышленности строительных материалов РСФСР, прошёл реконструкцию и стал выпускать сортовую посуду (стаканы, фужеры, рюмки, вазы):
стали выпускать электростекло для бытовых и промышленных светильников, строительное стекло (узорчатое и армированное). Освоили разделку стеклоизделий золотом, эмалью, люстром и силикатными красками. Стали производить изделия из двухслойного стекла:
Так же, одним из первых в стране завод освоил производство изделий из сульфидно-цинкового стекла:
Светильники, изготовленные на заводе, можно увидеть на станциях московского метрополитена «Комсомольская», «Новослободская», «Краснопресненская»:
Завод «Красный Май» по объёмам производства уступал только стекольным предприятиям Гусь-Хрустального и Дятькова. В советские годы на предприятии трудилось около четырёх тысяч человек. Для работников завода в посёлке Красномайский были построены магазин и школа. Также для работников завода был открыт профилакторий, для отдыха их детей – пионерлагерь. Издавалась многотиражка «Красномайский стекольщик» (буклет тех времён мама купила на кассе музея - на память).
Музей предприятия с стараниями вышневолоцкого предпринимателя Владимира Владимировича Колошвы сохранён и переведён в Вышний Волочек (за что ему низкий поклон!).
Ещё нужно перечислить имена художников завода "Красный Май":
- Светлана Бескинская
- Валетина Гавриловна Дзивинская
- Евгения Александровна Иванова
- Анатолий Силко
- Анатолий Фёдорович Федорков
Спасибо им за красоту!
красоту юности, красоту ажурную:
из диковинок - набор флаконов "Ирис" матового стекла:
Отдельная моя любовь - "Долина Нила". Любовь как "парфюманьяка" (для тех, кому интересно - на канале есть подборка "об ароматах").
красоту изящнейшую:
красоту лаконичную:
и красоту с шуточкой: тут будет мой любимчик - медведь!.. правда, сперва я сказала: - О, бинтуронг!.. А ещё тут крошечная и милая птичка - аж сердце щемит, когда видишь такую нежнятину:
Из разряда мечты о мире во всём мире:
Да, хотела показать ещё стеклянные шахматы (шикарный подарок кому-то мог бы быть!):
Ну, а лучшую историю я приберегла напоследок;)
Спецзаказ... тадам!.. Кремлёвские звёзды
После Победы завод получил государственный заказ на изготовление слоёных стеклянных листов для пяти звёзд главных башен московского Кремля: Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной.
Первый подобный заказ был получен заводом ещё в 1944 году, а рецепт многослойного стекла разрабатывался мастерами полтора года. Сперва они соединяли белое и рубиновое стёкла, но продукт трескался. Потом эти стёкла пытались соединить с прозрачным. Итоговый вариант вышел четырёхслойным — рубиновое, белое и два прозрачных стекла.
Процесс был длительным и кропотливым, мастера учитывали коэффициент расширения каждого слоя, масса стекла так же была выверена математическими расчётами:
Проблемой послевоенного восстановления стекла кремлёвских звёзд занимался Николай Шпигов, он изобрёл трёхслойную технологию, в которой помимо рубинового и молочного был ещё хрустальный слой, его задача была не дать разрушиться рубиновому, если молочный растрескался, и наоборот. На изготовление стекла для каждой звезды было израсходовано 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 16 тонн кальцинированной соды, 1,5 тонны борной кислоты и 1,5 тонны калиевой селитры:
Обновлённые звёзды зажглись в начале 1946 года. Второй раз рубиновое стекло для реставрации кремлёвских звёзд варили на заводе в 1974 году:
До 1990 года копии звёзд из рубинового стекла, изготовленного на «Красном мае» по заказу болгарского руководства, украшали здание ЦК компартии в Софии и мемориал на Шипке...
Если кому-то интересно, как выглядели руины завода в нулевые годы и посёлок Красномайский, то вот ссылка на подробный фотоотчёт:
Ну, а напоследок здесь будет одно из любимейших современных стихотворений:
И упала звезда, и застряла во мне,
И чернели сгоревшие хаты.
И заплакала мать на родной стороне,
I заплакала моя мати.
И когда я упал с той звездою в виске
Без последнего русского слова,
Покраснела вода в Ингулец-реке
Чёрной осенью двадцать второго.
И прижался к траве я сгоревшим лицом,
И ушёл я, минуя блокпосты.
...В вышине над Херсоном, Осколом, Донцом –
Бесконечные русские звёзды.
Анна Долгарева