Если мысленно продлить часть правой (для дамы) ноги, то бедро получается явно где-то в стороне от остального её тела!
Фрагмент с ногами героини смотрите в комментариях.
Ох, что же делает Фрагонар!
Заставляет нас, зрителей, заглядывать мысленно в такие места.
Рококо, что тут поделать. Живописный мёд, посыпанный сверху пикантной корицей.
Почему же художник написал фигуру героини так странно?
Есть конспирологическая версия.
Жила в XIV веке Жанна Валуа (Бургундская), французская королева. Но такая властная, что фактически управляла вместо мужа-короля. И управляла очень эффективно!
Вроде как с тех пор часть французской аристократии мечтала, чтобы их страной правили только женские особы.
При этом Жанна Валуа была хромоногой. И Фрагонар, якобы тайный член общества Жанны Валуа, в виде странной ножки продемонстрировал свою позицию.
Возможно. Но я всё же думаю, что дело в композиционном решении. Да, вот так скучно).
Такая ножка более отчётливо выделяется на фоне остальной фигуры. Если её «вставить» в нужное место, то пропадёт изящество. Да и вообще будет сложно разглядеть ногу на фоне юбок.
А туфелька полетит не так эффектно в сторону обалдевшего от разворачивающегося вида поклонника.
Не осуждайте его. В то время дамы нижнее белье не носили. Так что его дурацкое выражение лица понять можно.
Но в этой живописной бочке мёда всё де есть ложка дёгтя. Не всё так приторно, как кажется на первый взгляд.
Давайте разберем картину.
В чем ценность «Качелей» Фрагонара
Не стоит относится к «Качелям» как к чему-то однозначно декоративному. Хотя я сама ещё пару лет назад фыркала при виде работ в стиле рококо, считая их пустыми и не стоящими моего внимания.
Все важно воспринимать в контексте. И «Качели» – это живописный отклик на нравы французского общества 18 века.
А значит, картина может быть любопытна как минимум в качестве свидетеля того, что творилось в умах тогдашней аристократии.
Мы их можем осуждать за поверхностность их интересов. За чрезмерную зацикленность на флирте. На избыточном украшательстве.
А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы – не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».
«Качели» и феномен рококо
Согласитесь, феномен рококо уникален. До него было барокко. Именно от него рококо унаследовало пышность, детализированность, эмоциональность.
Но рококо всё это утрировало и сделало совсем мимишным и слащавым. Эмоции измельчали, впрочем, как и детали. А яркие цвета посветлели, превратившись в такие, как «цвет бедра взволнованной Венеры» или цвет «Серый лен – любовь без конца».
Ой, сколько сахара! Что-то мне подсказывает, кто не любит сладкое – не любит рококо.
И всё это лишь 200 лет спустя после Эпохи Возрождения! Когда духовная просветленность, начитанность и мудрость поступков и слов ценились превыше всего.
Это насколько человек может быть разным! Когда ценности и вкусы могут так меняться. А они ещё поменяются. Эпоху рококо (во Франции) как ветром сдует революция в конце XVIII века.
А пока вся «философия» рококо уместилась в «Качелях» Фрагонара.
Незамысловатый сюжет «Качелей»
Прекрасную, сладкую девицу раскачивает пожилой супруг. А юный, розовощекий поклонник в экстазе сидит в кусте шиповника. Ведь ему открывается столь пикантный вид.
Дама не возражает, наоборот, ещё выше вскидывает свою ножку, что аж туфелька полетела в неизвестном направлении.
А муж тем временем даже и не подозревает о том, что супруга уже в мыслях ему изменяет. И ведёт себя явно не как добродетельная особа.
И куда же здесь без поддержки античных богов. Ведь в Древнем Риме нравы были и похлеще.
Напротив барышни – статуя Фальконе «Грозящий Амур». Одной рукой он показывает жест то ли «Ай-ай-ай», то ли «Тсс». Но правой рукой он тянется к стрелам в колчане. Намереваясь выстрелить в уже намеченную жертву.
Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара
Казалось бы, картина полна праздности и легкомыслия. Но меня, честно говоря, смущает сад, в котором происходят события. Старое узловатое дерево с очень кривыми и даже уродливыми ветвями скорее напоминают какие-то трещины.
Зелень так сильно клубится, как будто всё происходит в непроходимой чащобе, а не в саду. Деревья создают такую густую крону, что «внутри» картины очень темно, не считая просвета посередине, в который и «угодила» барышня на качелях.
Почему Фрагонар выбирает такую обстановку? Почему бы не изобразить классический французский сад с постриженными деревьями, где всё освещено солнцем?
Дикий лес у учителя Фрагонара, Франсуа Буше, и то выглядит более ухожено, чем этот парк.
Как будто Фрагонар пытается сбить чрезмерную слащавость. Сделать картину значащей нечто большее, чем просто декоративная работа для услады глаз.
Возможно, Фрагонар понимал, что такое поведение, как бы оно ни приветствовалось обществом, на самом деле не делает никого счастливым. И даже уже сейчас, намереваясь «наставить рога» супругу, девица сгущает вокруг себя тучи. Темнота надвигается на всех троих.
Недаром же «Качели» стали культовой работой. Именно ее чаще всего вспоминают, когда речь заходит о рококо. Видимо, за счёт того, что она не так поверхностна, как большинство работ посредственных мастеров.
Судьба «Качелей» Фрагонара
Эпоха рококо схлопнется в одно мгновение под натиском революции с совершенно иными запросами к искусству. И таким, как Фрагонар, придётся туго. Он умрет в нищете, всеми забытый.
А его «Качели» будут висеть то в одной частной коллекции, то в другой. И лишь в 1900 году публика увидит их в галерее в Лондоне, в «Собрании Уоллеса».
К тому времени революция будет далеко позади. И картина весьма кстати впишется в родственную эпоху модерна. Помните, это многочисленные цветочки, завитушки и миловидные девицы?
Ещё один виток слащавости и декоративности перед очередным потрясением. Модерн тоже быстро сгинет под натиском мировых войн XX века.
***
Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.
Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: