Найти в Дзене
Есть решение

ИИ на рельсах: как РЖД используют искусственный интеллект

Внедрение искусственного интеллекта в работу компаний — не просто тренд, а способ ускорить процессы, сэкономить миллионы и эффективней использовать человеческий ресурс. Когда поезда будут ездить без машиниста? Может ли ИИ распознать на путях коня? Правда ли, что чат-боты и речевые роботы РЖД проводят первичные собеседования с соискателями? На эти и другие вопросы ответил Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД». Читайте в нашей статье! Самый известный проект — беспилотная «Ласточка». Расскажите, как в нем работает искусственный интеллект? Беспилотная «Ласточка» уже прошла по Московскому центральному кольцу расстояние большее, чем Транссибирская магистраль — это свыше 9 тысяч километров. Сейчас она работает на 3 уровне автоматизации: поезд всё понимает, видит препятствия, сам останавливается и разгоняется. Но машинист пока находится в кабине, чтобы контролировать операции и работу дверей. Когда мы завершим тестирование по 4 уровню, необходимость в машинисте на борту

Внедрение искусственного интеллекта в работу компаний — не просто тренд, а способ ускорить процессы, сэкономить миллионы и эффективней использовать человеческий ресурс. Когда поезда будут ездить без машиниста? Может ли ИИ распознать на путях коня? Правда ли, что чат-боты и речевые роботы РЖД проводят первичные собеседования с соискателями? На эти и другие вопросы ответил Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД». Читайте в нашей статье!

Самый известный проект — беспилотная «Ласточка». Расскажите, как в нем работает искусственный интеллект?

Беспилотная «Ласточка» уже прошла по Московскому центральному кольцу расстояние большее, чем Транссибирская магистраль — это свыше 9 тысяч километров. Сейчас она работает на 3 уровне автоматизации: поезд всё понимает, видит препятствия, сам останавливается и разгоняется. Но машинист пока находится в кабине, чтобы контролировать операции и работу дверей. Когда мы завершим тестирование по 4 уровню, необходимость в машинисте на борту отпадет, и диспетчеры смогут вести сразу 4 состава одновременно.

ИИ использует радары, лидары и тепловизоры — всё, что связано с компьютерным зрением. Система анализирует любое препятствие: будь то ребенок, сотрудник или даже конь на путях. Поезд обучен реагировать в разных погодных условиях: в туман, дождь, ночью и днем. Он также понимает график движения, знает, где находятся другие поезда, и может корректировать скорость.

ИИ видит лучше человека? И как он помогает в других сферах, кроме вождения поездов?

Наши разработки, такие как «Помощник машиниста», позволяют видеть препятствия на расстоянии 1100 метров. Обычный человек видит на 300-400 метров.

Что касается других сфер, то у нас в работе более 50 проектов с использованием ИИ, и 38 уже запущены. Например, речевые сервисы. Более 55% обращений клиентов — и внешних, и внутренних — обрабатываются без участия человека. Чат-боты и речевые роботы также проводят первичные собеседования с соискателями — искусственный интеллект интервьюирует более 8 тысяч кандидатов в месяц. А еще речевые сервисы помогают машинистам вести заметки голосом во время поездки, не отвлекаясь от управления.

Решает ли ИИ кадровые проблемы, освобождая людей от рутины?

Безусловно. Любая технология искусственного интеллекта — это в первую очередь помощь в выполнении рутинных операций. Цифровизация позволяет переместить труд человека на более содержательные процессы: планирование, аналитику, создание новых продуктов. А рутину берет на себя ИИ.

Тот же пример с «Ласточкой»: со временем машинисту не нужно будет вести поезд, но будет востребована работа оператора. Это требует переобучения, но открывает новые карьерные возможности.

Используется ли ИИ в управлении и аналитике?

Да, мы активно развиваем это направление. У нас есть корпоративный интеллектуальный помощник, который помогает сотрудникам моментально находить информацию в нашей нормативной базе. В него загружено 27 тысяч документов. Нейросеть не только ищет нужные данные, но и находит коллизии между документами, чтобы не было противоречий, и даже помогает создавать шаблоны документов.

Мы также работаем над системами интеллектуальной поддержки принятия решений. Например, чтобы ИИ подсказывал, как оптимально построить график движения или как перейти от планового обслуживания инфраструктуры к обслуживанию по фактическому состоянию. Это позволяет не ждать планового ремонта, а действовать на опережение.