Предпосылками для реализации проекта внедрения автоматизированной системы управления стадом была необходимость:
· снизить риски утери данных о животных, вследствие ограничения доступа к программе иностранного вендора;
· обеспечить управляемость и прозрачность производственных процессов в животноводстве за счет внедрения единой информационной системы;
· обеспечить контроль достижения производственных показателей и создание единой системы показателей эффективности предприятия в целом или отдельных технологических процессов;
· снизить трудоемкость работы пользователей за счет ускорения формирования производственной и управленческой отчетности средствами автоматизированной системы управления стадом;
· обеспечить прозрачность и прослеживаемость учёта используемых ТМЦ;
· реализовать интеграцию со сторонними программно-аппаратными комплексами
В процессе анализа сельскохозяйственных предприятий ХКЗ и БЖК были рассмотрены процессы количественного учета животных, события связанные с процессом воспроизводства стада и учета приплода, учета заболеваний и ветеринарных профилактических мероприятий, кормления животных, получения, расхода и учета молока.
На предприятиях использовались как привязная, так и беспривязная технологии содержания животных, что определяет различные требования в вопросах организации количественного учета животных, но в целом, не является препятствием в унификации процессов на фермах.
Биркование животных производилось исключительно при помощи визуально определяемого идентификатора, поэтому было принято решение использовать бирки с rfid – модулем. В компании использовалось значительное количество программных продуктов для управления и учета различных производственных процессов животноводства КРС:
· DairyComp 305;
· 1С:ERP АПК2;
· AMTS;
· TMR Tracker;
· Селэкс;
Указанные выше программы и данные в них являлись сегментированными и не позволяли комплексно контролировать ситуацию на предприятии, системы были нацелены на решение узких, локальных задач, таким образом основным инструментом контроля и управления оставался Excel, данные в котором формировались вручную. 1С:ERP АПК2 использовались для решения задач контура регламентированного учета.
Объем данных, которыми оперировали сотрудники ферм большой, контроль своевременности внесения информации в программу учета 1С:ERP АПК2 представлялось трудоемким, что в совокупности приводило к рискам недостаточной достоверности, сохранности и прозрачности учетных данных.
На основании информации, собранной в процессе обсуждения с ключевыми сотрудниками компании выработано следующее понимание проблем и пожеланий к информационной системе:
· информация для принятия управленческих решений деконсолидирована: сбор информации по нескольким источникам не способен обеспечить нужную скорость и качество для эффективного управления;
· сбор данных не исключает ошибок, связанных с человеческим фактором;
· внесение данных требует значительных трудозатрат;
· доступ к различным программам осуществляется только с локальных рабочих мест, что затрудняет контроль и оперативный доступ к управленческой информации на фермах.
· хранение производственных данных происходит в локальных файлах офисной программы для работы с электронными таблицами, у каждого специалиста свои файлы и индивидуальный набор данных;
· высокие риски сохранности данных производственного учета,
· отсутствуют инструменты администрирования доступа и корректировки данных производственного учета
· высокая трудоемкость учета расхода ТМЦ;
· трудоемкий процесс передачи производственных данных в контур регламентированного учета.
В результате проведенного анализа были обследованы бизнес-процессы Заказчика и определены процессы, которые возможно осуществлять в стандартной конфигурации 1С:ЦЖ, а также выявлены процессы, для осуществления которых функционал 1С:ЦЖ недостаточен или отсутствует.
Также были обследовано следующее оборудование: весы для животных ХКЗ и БЖК, а также кормосмесители и кормораздатчики TRIOLET и ХОЗЯИН с установленным ПО TMR tracker.
На основании результатов обследования и с учетом требований Заказчика было выявлено 27 функциональных разрывов, каждому из которых присвоен уровень критичности.
В итоге для получения наиболее оперативных результатов заказчику был предложен трехэтапный формат внедрению «1С:Цифровое Животноводство»:
Первый этап работ по внедрению и адаптации программного обеспечения позволит начать ведение работы в программе 1С:Цифровое животноводство с учетом основных особенностей бизнес-процессов в обследуемых сельхозпредприятиях. Состав работ, начальные условия и желаемый результат определены, описаны далее и имеют твердую оценку трудоемкости исполнения.
Первый этап состоит из:
· адаптации (в т.ч. модификации) 1С:ЦЖ к требованиям Заказчика;
· первоначальной настройки 1С:ЦЖ;
· ввода начальных данных учета по действующему стаду на основании предоставленных Заказчиком данных, выгруженных в формате электронных таблиц из программ «Селэкс» и « DairyComp305»;
· обучения пользователей и настройки их ролей / прав.
Второй этап работ позволит нарастить функционал 1С:Цифровое животноводство в соответствии с требованиями, автоматизировать обмен данных с другими программами информационной системы.
Второй этап состоит из:
· обмена данными производственного учета с 1С:ERP АПК2;
· обмена данными с компонентом «Хорриот» ФГИС ВетИС;
· обмена данными с программами расчета и управления кормлением AMTS и TMR Tracker
· адаптации (в т.ч. модификации) 1С:ЦЖ к требованиям Заказчика.
Работы второго этапа имеют вариативность реализации указанных процессов и не имеют оценки трудоемкости исполнения, которая будет определена в процессе написания и согласования ЧТЗ.
Третий этап - развитие функционала программы. Конкретный перечень работ формируется исходя из результатов внедрения предыдущих двух этапов и анализа опыта эксплуатации информационной базы пользователями.
Внедрение программы «1С:Цифровое Животноводство» позволила заметно повысить качество данный, а также точность и прозрачность учета. Поголовный учёт наряду с индивидуальными карточками животных позволил более точно следить за состоянием всего стада и своевременно осуществлять переводы животных между категориями от рождения до выбытия. Интеграция с действующим оборудованием значительно снизила «человеческий фактор», что положительным образом сказалось на соответствующих финансовых показателях.