В исторической перспективе фигура Махатмы Ганди предстает не в ореоле святого мудреца, каким его рисует буржуазная пропаганда, а как сложный и противоречивый политический деятель, чья деятельность объективно способствовала консервации отсталых общественных отношений и сдерживанию революционного потенциала индийского народа в интересах сохранения контроля мировой буржуазии над страной. Его учение и политическая практика, основанные на идеалистической философии ненасилия, стали эффективным инструментом предотвращения коренной ломки колониальной системы и перехода власти в руки рабочего класса и крестьянства.
Возникновение и популяризация гандизма были закономерным ответом империализма на растущую угрозу революционного взрыва в Индии. После Первой мировой войны и победы Октябрьской революции в России британский колониализм, столкнувшийся с ростом антиимпериалистических настроений, остро нуждался в таком лидере национального движения, который смог бы перевести гнев народных масс в безопасное для метрополии русло. Ганди с его доктриной «сатьяграхи» — ненасильственного сопротивления — идеально подходил на эту роль. Его философия, переносящая борьбу из материальной сферы в сферу морального самосовершенствования, представляла собой классический пример идеалистического подхода, когда базисные противоречия подменяются надстроечными категориями. Вместо организации вооруженного восстания против 150-тысячного британского контингента, который физически не мог контролировать 250-миллионное население Индии, Ганди предлагал путь внутреннего самоочищения, что объективно разоружало угнетенных перед лицом угнетателей, вооруженных самой современной военной техникой.
Экономическая программа Ганди носила откровенно реакционный характер, будучи направленной на консервацию докапиталистических форм хозяйства. Его идеалом была федерация самоуправляющихся сельских общин, основанных на мелком производстве крестьян и ремесленников, при этом он открыто выступал против развития крупной промышленности в Индии за «несоответствие вековым традициям». В условиях, когда мировой капитализм вступал в стадию ультраимпериализма, а Советский Союз демонстрировал колоссальные успехи индустриализации, основанной на плановом хозяйстве, призывы Ганди к возврату к ручному ткачеству и прядению представляли собой утопическую и реакционную попытку повернуть вспять колесо истории. Его концепция «опеки», согласно которой капиталисты должны опекать рабочих, а помещики — крестьян, в обмен на их добросовестный труд, являлась идеологической ширмой для сохранения классового господства эксплуататоров. Эта модель, по сути, отрицала необходимость классовой борьбы и революционного преобразования общества, предлагая вместо этого патерналистскую иллюзию социальной гармонии.
Политическая практика гандизма наиболее ярко проявилась в кампаниях ненасильственного сопротивления, таких как знаменитый Соляной поход 1930 года. Хотя эта акция и продемонстрировала способность Ганди мобилизовать широкие народные массы, ее методы и конечные результаты имели глубоко двойственный характер. С одной стороны, массовое гражданское неповиновение подрывало авторитет колониальных властей, но с другой — строгий принцип ненасилия лишал движение возможности перерасти в настоящую революцию, способную не только символически противостоять угнетению, но и взять государственную власть во благо сотен миллионов угнетённых. Арест Ганди и последующие переговоры с британским премьер-министром, завершившиеся уступками и призывом к сторонникам разойтись, раскрыли сущность его метода — он был не инструментом низвержения системы, а средством управления протестом. Растянув процесс освобождения Индии на десятилетия, гандизм дал британскому империализму возможность подготовить передачу власти в руки национальной буржуазии, не допустив коренных социальных преобразований.
Особенно реакционную роль сыграла позиция Ганди в кастовом вопросе. Хотя формально он выступал против дискриминации «неприкасаемых», его подход кардинально отличался от программы революционного разрешения кастовой проблемы. Ганди стремился не к ликвидации кастовой системы как таковой, а к ее «очищению» и интеграции неприкасаемых, которых он переименовал в «хариджанов» («детей божиих»), в структуру индуистского общества. Он открыто заявлял, что считает кастовую систему «естественной» и «божественно установленной», выступая против межкастовых браков. Когда лидер неприкасаемых Б. Р. Амбедкар добился от британских властей согласия на создание отдельных избирательных округов для угнетенных каст, что давало им реальные политические инструменты для борьбы за свои права, Ганди объявил голодовку протеста «до смертельного исхода», вынудив Амбедкара отказаться от этого завоевания. Этот эпизод наглядно показывает, что для Ганди единство индуистского общества, основанного на кастовой иерархии, было важнее реального освобождения угнетенных.
Историческая роль Ганди становится особенно очевидной при сравнении с процессами деколонизации, происходившими под руководством коммунистических партий в других странах. В то время как СССР после Второй мировой войны стал мощнейшей силой, поддерживающей антиимпериалистические движения по всему миру и способствовавшей реальному освобождению народов, тактика Ганди сохраняла британское влияние в регионе. Удобный для империалистов лидер, который под видом борьбы за независимость на деле сдерживал радикализацию масс и не допускал прихода к власти коммунистов, Ганди стал прообразом многих современных «иноагентов» и «оппозиционеров», чья реальная функция — создавать видимость альтернативы при сохранении сущности системы. Его философия, ставящая моральное самосовершенствование выше материальной классовой борьбы, была и остается эффективным идеологическим оружием в руках буржуазии для отвлечения пролетариата от подлинно научной борьбы за преобразование мира на более совершенных началах.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429