В этом году получился у меня достаточно большой распил масляных фильтров, и в моей таблице их общее количество уже перевалило за 25. Так что можно подвести небольшой итог, составив рейтинг и выделив рекомендованные к покупке. Кроме этого, я ниже постараюсь вам максимально доступно пояснить, как читать мою (и любую подобную) таблицу по итогам распила, куда смотреть и на что обращать внимание при самостоятельном распиле.
Самое сложное при составлении любого рейтинга — определиться с критериями отбора и отсева. Чтобы не было предвзятости с моей стороны, доверил эту работу алгоритму, в который я заложил следующие критерии:
1. Исключить из рейтинга кандидатов, которые имеют:
— давление открытия перепускного клапана ниже 2,2 бар;
— площадь отверстия перепускного клапана менее 0,8 см2;
— плотность фильтрующей бумаги менее 110 гр/м2;
— фильтры, имеющие любые недочеты, обнаруженные при распиле: ржавчина, легко отделимая грязь в чистой камере, непроклей фильтрующей шторы и тому подобное.
2. Тех, кто остался, отсортировать в следующем порядке:
— тип фильтрующего элемента с приоритетом на синтетический как более качественный;
— материал обратного клапана с приоритетом на силикон как более качественный;
— плотность фильтрующей бумаги по убыванию;
— площадь фильтрующей бумаги по убыванию;
— стоимость фильтра.
Почему я выбрал именно такие критерии?
От давления перепускного клапана зависит, при каком количестве оборотов перестанет фильтровать масляный фильтр, и, соответственно, двигатель будет работать на менее чистом масле. Значит, чем ниже эта цифра, тем раньше откроется клапан. Можно, конечно, со мной поспорить в комментариях, заявив, что это не абсолютный показатель, а разница давлений внутри чистой и грязной камер… Ребят, я это знаю, так же как и то, что при холодном пуске масло идет мимо фильтра и при резком наборе скорости оно тоже не фильтруется. Но факт остается фактом: любой фильтр, даже контрафактный, — это сбалансированный элемент, в котором давление, заложенное в перепускной клапан, зависит от качества сборки и фильтрующей бумаги. Ведь на всех контрафактных фильтрах именно этот параметр всегда безобразно низкий.
Отмечу, что на этом этапе конкурсную гонку за лидерство покинуло сразу пять фильтров: подделка VW AG 04E115561H, подделка Mann Filter W712/95, NordFilON1011, Relit RM1211, Amsoil EA15K51 (предполагаю, что на распиле был контрафакт, хорошо замаскированный под оригинал, так как в то, что это давление оригинального оригинала, верить мне не хочется).
Следующий критерий: площадь отверстия перепускного клапана. Она определяет объем поступающего масла при забитом фильтре и в переходных режимах. В оригинальном фильтре площадь отверстия — 1,4 см2, в хороших аналогах этот показатель равен 1 см2 ± 20%. Именно поэтому я отсек все фильтры с площадью менее 0,8 см2. На этом этапе гонку за лидерство покинуло еще пара участников: Zekkert OF-4450 и RAF FILTER ROF003.
На плотности фильтрующей бумаги я остановлюсь максимально подробно. Этот параметр для моей таблицы новый и ранее он не оценивался, поэтому он высчитан только для шести фильтров, распиленных в этом году: Мавико MF10011V, Невский фильтр NF1408, RAF FILTER ROF003, NordFilON1011, Relit RM1211, AM POINT OC 977/1. Параметр хорош тем, что по нему можно быстро отсеять фильтра с фильтровальной бумагой низкого качества.
Общепризнанный факт состоит в том, что современная фильтровальная бумага для масляных фильтров начинается с плотности 115±5 гр/м2. Как ни странно, но для неё в нашей стране даже имеется действующий еще с советских времен ГОСТ 20806-86 «Бумага для фильтрования масел». Документ небольшой, страниц на пять, но содержит понятную и конкретную информацию о том, какими свойствами должна обладать фильтровальная бумага. Она же там разделяется на 3 категории качества, имеющие разную плотность и толщину: БФМ-К1 и БФМ-К2 (обе плотностью 115±15 гр/м2, толщиной 0,39±0.04 мм, укладываются способом винтовая штора) и БФМ-П (плотность 200±20 гр/м2, толщина 0,75±0.1 мм, укладывается способом многолучевой звездочки).
Как отличить эти два этих типа укладки фильтровальной бумаги в фильтр, я не знаю. Но могу предположить, что под «винтовой шторой» имеются в виду фильтры для ретро автомобилей из 60-х и 70-х годов типа АСФО-1 (3-4 тыс. км.), АСФО-2 (2-3 тыс. км.), АСФО-3 (1-1,5 тыс. км.), выпускающихся для таких машин, как М-20 «Победа», «ЗИМ», М-21 «Волга», ГАЗ-69, ГАЗ-51, ГАЗ-52, Студебеккер, Интернационал, Джиемси, ЯАЗ-200. А под «многолучевой звездочкой» подразумеваются все современные масляные фильтры, к которым мы привыкли и которые присутствуют в изобилии в разных распилах. Если кто знает точно этот момент, поделитесь в комментариях.
Тут реалии таковы, что планку в 180 гр/м2 преодолеют с большой вероятностью только китайцы с толстой бумагой и бренды уровня Мале. Так что минимальную планку по фильтровальной бумаге я задал в 110 гр/м2, которая, в принципе, является самым разумным низом для хороших фильтровальных бумаг. Этот параметр из шести изученных фильтров не смог преодолеть только RAF FILTER ROF003 с плотностью бумаги 100 гр/м2.
Немного отвлекусь и подмечу, что общепринятая единица измерения плотности любой бумаги — это гр/м2. И тут мне как технарю вообще не понятно, как OilСhoice высчитывают этот параметр и зачем придумали свою единицу гр/см3. По принятому за основу всей таблицы этому параметру не только невозможно заказать ту самую бумагу, но и вообще проблемно и классифицировать, и отличить более качественную от менее качественной. Ну вот смотрите: я интереса ради пересчитал еще одну их таблицу. Там в лидерах: Мале — 214 гр/м2 (0,389 гр/см3), Вин — 171 гр/м2 (0,344 гр/см3), Биг — 144 гр/м2 (0,336 гр/см3), и три аутсайдера: Птимаш — 142 гр/см2 (0,473 гр/см3), Райдер — 105 гр/м2 (0,453 гр/см3) и Винкод — 123 гр/м2 (0,439 гр/см3). В граммах на метр квадратный всё куда более чем наглядно и понятно, но совершенно не ясен алгоритм определения лидера. Да и когда в бумаге не граммы, а десятые и сотые доли чего-то там, получается весьма непонятная, да и в целом мутная тема какая-то 😂
Ну что, смотрим дальше. Фильтры с выявленными при распиле недочетами: Мавико MF10011V, RAF FILTER ROF003, Relit RM1211, GoogYear GY1210, контрафакт Mann Filter W712/95, контрафакт VW AG 04E115561H.
По заданным условиям алгоритм исключил чуть меньше половины распиленных фильтров и получился в итоге вот такой рейтинг из масляных фильтров:
В списке рекомендованных к покупке фильтров по результатам моих распилов шестое место досталось AM POINT OC 977/1 по единственной причине: только у него одного известна плотность бумаги среди всех фильтров с резиновым обратным клапаном. В остальном рейтинг получился вполне ожидаемый:
— 1–2 места — оригиналы Mann Filter W712/95 и Hengst H317W01 (европа). Т. к. Хегст это тот же Манн, но дешевле, поэтому в рейтинге он оказался выше;
— 3 место Невский фильтр NF1408 — отличный фильтр-призрак, который крайне сложно найти и купить, несмотря на его отечественное происхождение. Искать его практически бесполезно, иногда они приходят в заказах вместо фильтров NF1008, как это случилось у меня. Оказался он совершенно заслуженно в лидерах, т. к. это единственный фильтр с бумажным фильтрующим блоком и силиконовым обратным клапаном, нормальной бумаги большой площади, собранный без недочетов;
— 4–5 места — Mobil 1M1-102F и Mahle OC 977/1;
— 7 — Filtron OP 616/3 (2021);
— 8–9–10 — однояйцевые близнецы, отсортированные по стоимости: Bosch F026407143 (Purflix), Purflix LS969 и Fram PH11457.
Ну и в самом низу — китайский Hengst H317W01, Big Filter GB-123 и Green Filter OF0108.
Кстати, рейтинг автоматически сам обновляется, так что можно смело эту запись положить в закладки и при закупке фильтров к ней возвращаться, проверяя её актуальность. 🧠💎
Кроме определения победителей, осталась еще пара моментов.
👉 Первый от Pofigist39, который как-то спросил о том, меняется ли хоть что-то в масляных фильтрах со временем, кроме цены? Хотелось бы ответить на него хорошим примером пары фильтров в доступной ценовой категории 300–400 рублей.
1. Hengst H317W01 (европа) — если сравнивать с распилом 2019 года распил 2025 года, то на 5% стала больше фильтрующая штора (596 см2 vs 626 см2), сделали чуть меньше отверстие перепускного клапана на 0,2 мм и поставили чуть слабже пружину (2,95 бар vs 2,82 бар). Изменение небольшие, но они, определенно, направлены в сторону повышения качества изделия.
2. Big Filter тоже молодцы: с фильтром GB-123 поработали — если сравнивать распил 2025 года с распилом 2023, то тоже есть отличия. Фильтрующая штора стала больше на 7–8% (512 см2 vs 550 см2), диаметр отверстия перепускного клапана стал больше на 0,3 мм, а пружина стала слабже (3,64 бар vs 2,89 бар). Т. е. по давлению открытия перепускного клапана производитель таки-смог подогнать этот параметр под оригинал. Да и по площади бумажной шторы виден прогресс, но всё ещё не дотянули до минимума аналогичных европейских фильтров (640 см2 на 10-12% всё же больше, чем 550 см2).
👉 Ну и в завершении данной темы хотел бы сравнить кратко оригинал Hegst и контрафакты Mann и WV AG.
1. Давление перепускного клапана 2,82 бар (Hegst), 1,48 бар (Mann), 0,97 бар (VW AG);
2. Фильтрующий материал:
Самое важное из того, что нужно знать о подделках, это то, что качество у всех этих изделий очень сильно отличается. Оригинал рассчитан на большой межсервисный интервал в 28 тыс. км. пробега. Подделка Mann будет улавливать только крупную грязь, позволяя спокойно циркулировать по системе более мелкой. А подделка VAG явно не рассчитана на то, чтобы в нашем моторе хоть что-то фильтровать, открываясь в 2,5 раза раньше положенного при перепаде давления всего в 1 бар.
Вот такие на сегодня получились инсайты. Надеюсь, теперь моя таблица с вкладкой «Рейтинг» станет вам более понятной и принесет больше практической пользы. 👨🔧🧔