28 сентября 2025 года состоялось первое заседание в рамках Международной конференции «Целеполагание в законодательстве: мониторинг и аудит». Конференция проводится Клубом Правовой Доктрины в сотрудничестве с журналом «Право и современные государства».
Первым мероприятием стал круглый стол, посвященный «Мониторингу целей законодательства».
На мероприятии выступили несколько докладчиков:
Арзамасов Юрий Геннадьевич – доктор юридических наук, профессор кафедры публичного и международно-правового обеспечения национальной безопасности ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина»;
Султанова Сабохат Алишеровна – доктор философии по юрид.наукам (PhD), старший преподаватель Ташкентского государственного юридического университета;
Елисеева Вера Сергеевна – заместитель декана ФПК судей и госслужащих судов, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия им. В.М. Лебедева», кандидат юридических наук, представитель общественности в Квалификационной коллегии судей Нижегородской области.
В дискуссии также приняли участие:
Бошно Светлана Владимировна - доктор юридических наук, профессор, DJS, Главный редактор Журнала «Право и современные государства»;
Зражевская Татьяна Дмитриевна – профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Воронежского государственного университета, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ.
Основными вопросами для обсуждения стали:
· важность научно обоснованного мониторинга и комплексной экспертизы нормативно-правовых актов;
· проблема отбора правовых актов для оценки регулирующего воздействия и выработка критериев отбора;
· необходимость соотношение научных выводов и политических целей;
· вовлечение общественности в процесс нормотворчества;
· учёт социальных последствий при разработке новых нормативных актов;
· исследование и сравнение законодательных систем разных стран по реализации ОРВ;
· организация процесса и проблемы ОРВ в Узбекистане;
· необходимость выработки унифицированных критериев оценки эффективности нормативных актов.
Доклад профессора Ю.Г. Арзамасова.
Тема: «Расширение целей оценки регулирующего воздействия: европейский и российский опыт».
Докладчик рассказал о развитии системы мониторинга и особенностях терминологии: в России используется понятие оценка регулирующего воздействия, а за рубежом — регуляторного воздействия. ОРВ рассматривается как один из этапов правотворческого процесса и применяется во многих странах. Ю.Г. Арзамасов представил сравнительный анализ опыта стран Европы и бывшего социалистического блока. Он отметил, что внедрение ОРВ в России началось в 2012 году, при этом за основу был взят белорусский опыт, где анализировали экономические последствия принимаемых актов. Сегодня ОРВ в России проводится для актов, связанных с таможенным делом и распределением бюджетных средств. По мнению профессора, основная цель законодательства — упорядочить общественные отношения и улучшить жизнь граждан. Ю.Г. Арзамасов обратил внимание на пробел в российской практике: административные регламенты пока не проходят проверку. Также он предложил включать в ОРВ анализ не только экономических, но и социальных, политических и экологических последствий.
Анонс докладчика со списком работ: https://dzen.ru/a/Z9T9GQ-bkEtxX46N
Доклад доктора философии по юридическим наукам (PhD) С.А. Султановой
Тема: «Опыт Узбекистана в проведении оценки регуляторного воздействия»
С.А. Султанова представила узбекский опыт внедрения ОРВ. Процесс начался в 2008 году, а полноценная система заработала в 2020 году, когда координацию этой деятельности взяло на себя Министерство юстиции. Министерство рассматривает отчёты, подготовленные другими ведомствами, и решает, нуждается ли проект акта в доработке. Согласно Министерство рассматривает отчёты, подготовленные другими ведомствами, и решает, нуждается ли проект акта в доработке. Согласно Закону о нормативно-правовых актах (от 20.04.2021), ОРВ проводится в отношении документов, затрагивающих предпринимательство, права граждан и окружающую среду.
Профессор отметила, что невозможно проверять весь объём актов, поэтому важно выделять приоритетные сферы. В Узбекистане проекты публикуются на портале regulation.gov.uz.
Среди проблем Султанова указала, что оценка проводится лишь примерно для 60% актов из общего количества, которые необходимо проверить. В августе 2024 года президент Республики Узбекистан подписал указ, который разделил процедуру на два вида:
· упрощённую — анализ ограничений, льгот и обязательств для граждан и бизнеса;
· расширенную — детальная проверка, если выявлены значимые риски.
Также, С.А. Султанова подчеркнула необходимость создания единого органа, который бы занимался вопросами ОРВ.
Анонс докладчика со списком работ: https://dzen.ru/a/aM1JVJCR_Ci2m1ea
Доклад В.С. Елисеевой
Тема: «Оценка эффективности нормативного правового акта: региональный опыт».
Докладчик рассказала о критериях качества нормативных актов и предложила использовать мониторинг правоприменения для оценки их эффективности.
В.С. Елисеева выделила три группы критериев:
1. соответствие требованиям юридической техники;
2. антикоррупционные требования;
3. эффективность действия акта.
На региональном уровне наиболее подробно проработаны именно юридико-технические требования — языковые, структурные, логические. Особое внимание уделено анализу Закона Нижегородской области «О нормативных актах». Для каждого региона такие требования индивидуальны. Например, в Правилах юридической техники в Республике Коми дано определение «юридической технике». На примере Нижегородской области представлены критерии соответствия антикоррупционным требованиям:
· отсутствие необоснованно широких пределов усмотрения правоприменителя;
· отсутствие возможности необоснованного применения исключений из общих правил;
· неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Также, докладчик представила практику Законодательного Собрания Нижегородской области по оценке эффективности актов. Основные критерии на соответствие которых проводится проверка:
· соблюдение юридико-технических норм;
· своевременная подготовка подзаконных актов;
· отсутствие правовых коллизий и дублирования норм;
· единый понятийный аппарат.
В.С. Елисеева отметила необходимость выработки универсальных критериев эффективности для нормативно-правовых актов, учитывая разнообразие предметов регулирования.
На заседании развернулась заинтересованная дискуссия.
Профессор Т.Д. Зражевская отметила актуальность темы и указала на необходимость соединения интересов политики и науки. Для объективного понимания целей и системного подхода к нормотворчеству необходимы квалифицированные коллективы. Т.Д. Зражевская отметила, что проблема заключается не только в квалификации, но и в компетенции людей, участвующих в процессе.
Профессор С.В. Бошно обратилась к сравнительно-правовой составляющей исследований. Она отметила, что часто сравниваются законодательные системы стран, которые не имеют общих черт. В связи с этим важно глубокое исследование при анализе законодательных систем разных стран. С.В. Бошно также отметила, что разные доктринальные подходы могут существенно менять смысл законодательных и правовых концепций, и указала на ценность аутентичной информации о законодательных процессах в других странах.
По итогам мероприятия участники согласились с важностью учёта социальных последствий при разработке новых нормативных актов и необходимостью комплексной экспертизы. Было отмечено, что законы должны быть доступны для понимания не только специалистам, но и обычным гражданам. Также подчёркивалась значимость вовлечения общественности и учёта различных аспектов при нормотворчестве. Особое внимание уделено оценке регуляторного воздействия, как важному и нужному инструменту, хотя для его успешного внедрения необходимы время, ресурсы и адаптация к новой системе.
Статью подготовила Лачинова Дарья Сергеевна, член Клуба Правовой Доктрины, аспирант кафедры конституционного и муниципального права ФГАОУ ВО “Волгоградского государственного университета”.