Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в Международной конференции: «Целеполагание в законодательстве: мониторинг и аудит». Конференция проводится Клубом Правовой Доктрины в сотрудничестве с журналом «Право и современные государства». Конференция состоит из нескольких мероприятий - круглых столов. Даты: 28 сентября, 12 октября, 26 октября 2025.
На круглом столе "Мониторинг целей законодательства" 28 сентября 2025 года профессор Арзамасов Юрий Геннадиевич представит доклад: «Расширение целей оценки регулирующего воздействия: европейский и российский опыт».
Дата проведения: 28 сентября 2025 г.
Время: 18-00.
Ссылка на мероприятие https://my.mts-link.ru/j/58839995/3828205780
Сферу научных интересов профессора Ю. Г. Арзамасова составляют:
законодательный процесс; ведомственный нормотворческий процесс; источники права; вопросы нормографии: теории и технологии нормотворчества; правовой мониторинг; конвергентные технологий; проблемы криминализации российского общества; модели правового регулирования в сфере искусственного интеллекта.
Основные научные достижения:
- в условиях распространения идеи о прямом действии закона доказал, что современная система форм российского права является многоуровневой и становление новой общеправовой российской парадигмы и строящейся на ее основе правовой системы без ведомственного нормотворчества практически не возможно, поскольку результаты ведомственного нормотворчества не только уточняют механизм осуществления функций федеральных министерств, но и организационно обеспечивают реализацию федеральных законов и подзаконных федеральных нормативных правовых актов;
- разработана модель подготовки ведомственных нормативных правовых актов в Российской Федерации широко применяется в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти;
- основоположник научной школы Барнаульского юридического института МВД России «Проблемы законодательства и правоприменения».
- разработал основные направления науки прикладного характера, как для общей теории права, так и отраслевых юридических наук — нормографии: теории и технологии нормотворчества;
- совместно с С.В. Кабышевым принимал участие в создании российского правотворческого общества.
- со своим учеником Я. Е. Наконечным подготовил первую в России монографию, посвященную правовому мониторингу - «Мониторинг в правотворчестве: теория и методология» (М., 2009).
В 2007 г. на I Всероссийском конкурсе работ, посвященных мониторингу права, который проводил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, пособие "Нормография: теория и методология нормотворчества: учебно-методическое пособие / под ред. Ю.Г. Арзамасова. М.: Академический Проект; Трикса, 2007. - 560 с." заняло первое место;
- разработал концепцию мониторинга нормативных правовых актов, в которой была раскрыта его сущность, определено место и роль мониторинга нормативных правовых актов в правовом регулировании, предложены технологии осуществления мониторинга нормативных правовых актов, которые легли в основу подготовки Правительством Российской Федерации действующей Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
Автор более 330 публикаций, из них 15 монографий, 25 учебных пособий, 5 учебников, 3 курса лекций.
Основные публикации по теме выступления:
Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Понятие и функции мониторинга нормативных актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 10. С. 35-39.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12953141
Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Место и роль мониторинга нормативных актов в механизме правового регулирования и в образовательном процессе // Право и образование. 2007. № 12. С. 29-35.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9589485
Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е.. Роль мониторинга нормативных актов для систематизации российского законодательства // Юридическая техника. 2008. № 2. С. 31-36.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20275044
Арзамасов Ю.Г. Мониторинг нормативных правовых актов: природа, структура, проблемы регламентации // Юридическая мысль. 2010. № 4 (60). С. 8-13.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16217976
Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология». - М., 2009.
https://znanium.ru/catalog/document?id=428030;
Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Концепция мониторинга нормативных правовых актов: монография. - Специально для системы ГАРАНТ, 2024 г.
https://base.garant.ru/481267675/
Нормография: теория и технология нормотворчества. Учебник для вузов / Арзамасов Юрий Геннадьевич, Давыдова Марина Леонидовна, Зражевская Татьяна Дмитриевна [и др.] ; под ред. Ю. Г. Арзамасова. 2-е изд., исп. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41565587
Арзамасов Ю. Г. Идейные истоки правового мониторинга и роль ученых ИЗиСП в становлении теории эффективности правового регулирования // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 11. С. 140—158. DOI: 10.61205/jrp.2023.134.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54790618
Аннотация
В современных условиях развития России, как мы уже не раз отмечали, важную роль в выявлении правовых последствий, а значит и в совершенствовании российского законодательства играет правовой мониторинг. Технологии правового мониторинга на современном этапе развития нормотворчества сейчас весьма разнообразны. Одним из таких технологий (инструментов) является оценка регулирующего воздействия (ОРВ).
Несмотря на то, что цели и задачи ОРВ в европейских странах практически едины – повысить качество принимаемых проектов нормативных документов, правовые основы этой деятельности довольно различаются. Например, в Швейцарии проведение ОРВ регламентировано нормами Конституции, а в России ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и правительственными актами (постановлениями, правилами), актами министерств и субъектов Федерации, в Финляндии действует общая инструкция по ОРВ, а также инструкции по проведению ОРВ на министерском уровне.
В разных европейских странах различны и субъекты, уполномоченные на проведение ОРВ, если в России и ФРГ на федеральном уровне данные функции осуществляют федеральные министерства, то в Англии - это суды и парламентские комитеты.
Различны и цели проведения ОРВ. В этой связи в настоящем докладе планируется проведение сравнительной оценки целей ОРВ в России, в отдельных странах Европы, Европейском Союзе и Англии.
Данное исследование осуществлено в целях выявления положительного европейского опыта, который можно будет использовать во время проведения ОРВ в России, что не только совершенствует и так разнообразные технологии правового мониторинга, но и даст новый импульс для развития теории правового мониторинга.