Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

5 спектаклей Вячеслава Долгачева в Художественном театре

Сегодня, 5 ноября, исполняется 75 лет Вячеславу Васильевичу Долгачеву, художественному руководителю Нового драматического театра.

Вячеслав Васильевич Долгачев. Фото с сайта Московского нового драматического театра.
Вячеслав Васильевич Долгачев. Фото с сайта Московского нового драматического театра.

В 1990-е годы он немало ставил на мхатовской сцене – причем в его спектаклях, как правило, отмеченных интересным, неожиданным выбором драматургии, играли звезды первой величины. «Долгачев чуток к естественно-самолюбивой природе актера, проявляет ум и такт, предоставляя ему сполна владеть сценой и в то же время изысканно и четко “подавая” его», – это слова историка Художественного театра Инны Соловьевой. В день рождения режиссера мы хотим вспомнить пять его постановок на мхатовской сцене.

"Возможная встреча": Олег Ефремов (Гендель) и Иннокентий Смоктуновский (Бах)
"Возможная встреча": Олег Ефремов (Гендель) и Иннокентий Смоктуновский (Бах)

«Возможная встреча», 1992

Пьеса немецкого драматурга Пауля Барца рассказывала о встрече, которой в реальности не было, но которая вполне могла бы состояться, – ведь два великих композитора, Бах и Гендель, были современниками. Генделя в спектакле играл Олег Ефремов, а Баха, которого Гендель пригласил к себе на обед, – Иннокентий Смоктуновский. В роли секретаря Генделя Шмидта выходил Станислав Любшин. Вот как писал об этой постановке в энциклопедии «Московский Художественный театр. Сто лет» Михаил Швыдкой: «За ролями в пьесе, которую оба исполнителя и не думали превращать в философский шедевр, Смоктуновский и Ефремов – почти нечаянно, но и обдуманно – приоткрывали (на секунду! легко! с юмором!) свои отношения с богами и музами. В ролях читалась собственная горечь от того, что навсегда останется несвершенным, и собственное достоинство от того, что удалось сделать вопреки обстоятельствам. Они играли – с долей насмешливости, которая преобладала, но и с тенью серьезности – свою возможную встречу с былыми мучениками искусства. Если бы они встретились вшестером, – Бах, Смоктуновский, Шмидт, Любшин, Гендель, Ефремов, – видит Бог, им было бы, о чем поговорить».

"За зеркалом": Галина Вишневская - Екатерина II
"За зеркалом": Галина Вишневская - Екатерина II

«За зеркалом», 1994

В основу пьесы Елены Греминой была положена реальная история отношений Екатерины II и ее юного фаворита, поручика Ланского, которого российская императрица прятала за зеркалом в соседней от своих покоев комнате. На роль Екатерины была приглашена Галина Вишневская, Ланского играл Сергей Шнырев, а наперсницу императрицы графиню Брюс – Татьяна Лаврова. Дебют знаменитой оперной певицы на драматической сцене, по мнению критика Александра Вислова, вышел убедительным:

«Она (Вишневская – прим.) не только эффектно "подает себя" со сцены, но создает полнокровный сценический образ, в котором искренность чувств стареющей, но по-юношеский пылающей львицы, cамовлюбленность и уверенность самодержицы удачно микшируются легкой иронией нашей современницы по поводу далекого и потому кажущегося немного игрушечным XVIII века».

"Тойбеле и ее демон": Сергей Шкаликов (Алханон) и Елена Майорова (Тойбеле)
"Тойбеле и ее демон": Сергей Шкаликов (Алханон) и Елена Майорова (Тойбеле)

«Тойбеле и ее демон», 1995

Спектакль «Тойбеле и ее демон» по пьесе Исаака Башевиса Зингера стал настоящим взлетом для молодых звезд МХАТа 1990-х годов Сергея Шкаликова и Елены Майоровой. Историю любви бедного учителя Алханона к Тойбеле, первой красавице глухого еврейского местечка, затерянного где-то в Польше, они оба сыграли как экзистенциальную трагедию. По сюжету измученный своим чувством Алханон соблазнял Тойбеле под видом демона страсти Гурмизаха. И хоть в финале правда открывалась, герои изменялись уже безвозвратно. «Если Шкаликов играет ослепляющую одержимость, путь прозрения, отчаяния и раскаяния, то Елена Майорова играет Тойбеле прямо противоположно; от отчаянных попыток удержаться от греха – к падению, осознанному, яростному и стремительному… Тойбеле тонет упоенно, с восторгом. Ей некуда возвращаться, как некуда и незачем возвращаться Маргарите после сумасшедшего полета на метле и бала у сатаны», – описывала этот спектакль критик Нина Суслович.

"После репетиции": Дарья Юрская (Анна), Сергей Юрский (Фоглер), Наталья Тенякова (Ракель)
"После репетиции": Дарья Юрская (Анна), Сергей Юрский (Фоглер), Наталья Тенякова (Ракель)

«После репетиции», 1996

Спектакль по пьесе Ингмара Бергмана был глубоким исследованием природы творчества, погружением в психологию личности художника, со всеми его химерами и комплексами, фантазиями и страстями. Действие разворачивалось в театре, где знаменитый режиссер Хенрик Фоглер, альтер эго самого Бергмана (Сергей Юрский) беседовал о таинстве сцены и законах жизни с начинающей актрисой Анной (Дарья Юрская), вспоминал о своей возлюбленной, большой актрисе Ракель (Наталья Тенякова) – и все это происходило на фоне репетиций пьесы Стриндберга «Игра снов», репетиций, которые основательно занимали его мысли. Как писала критик Наталья Каминская, «перед нами странный, зыбкий треугольник: режиссер и две его актрисы. Стороны треугольника то и дело размываются от бытия в сторону небытия. Молодая Анна и умершая уже Ракель. Анна – дочь Ракели, которую любил Фоглер. Теперь, похоже, он влюблен и в Анну, которая, быть может, и есть его собственная дочь. Старый грех Мольера зависает в вечном театральном пространстве».

Наталия Егорова, Борис Щербаков и Вячеслав Невинный на репетиции спектакля "И свет во тьме светит"
Наталия Егорова, Борис Щербаков и Вячеслав Невинный на репетиции спектакля "И свет во тьме светит"

«И свет во тьме светит», 1999

Эта пьеса Льва Толстого, опубликованная только после смерти писателя, не имела сценической судьбы на советской сцене (разве что в 1988 году Михаил Козаков снял по ней телеспектакль). Так что мхатовская постановка стала редким обращением к малоизвестному тексту, который был во многом автобиографичен для Толстого. Ведь главный герой, Николай Иванович Сарынцов, так же, как и Лев Николаевич, находился в конфликте со своим ближайшим окружением, мечтая раздать все имущество крестьянам и жить своим трудом. Сарынцова играл Борис Щербаков, также в спектакле были заняты Наталия Егорова, Нина Гуляева, Вячеслав Невинный, Владимир Кашпур, Ольга Барнет, Дина Корзун и другие. Оформил постановку выдающийся сценограф Эдуард Кочергин. «Сквозь доски разной длины – в потолке, который, кренясь, то выгораживает "комнату", то, наоборот, открывает черную дыру за собой; сквозь такие же непрочные стены этого жилища, будто бы расшатанного безумными идеями хозяина дома, – изо всех прорех смотрит черная тьма, – описывал «И свет во тьме светит» критик Григорий Заславский – Дома как такового и нет – как жить в таком проветриваемом "коридоре", в котором все стоит накренившись, то бишь сикось-накось?! Во всяком случае, мы застаем и этот дом, и само населяющее его семейство в состоянии крена – полуразрухи».

Фото Игоря Александрова (Музей МХАТ )

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Также будет интересно:

Поздравляем Алёну Хованскую!

Жизнь со всего размаха. К 150-летию со дня рождения Ильи Саца

Волшебство Анастасии Вертинской