Найти в Дзене
Antítesis

О "продаже человеком самого себя"

Необходимо очень хорошо каждому понимать, что слова о продаже человеком самого себя при капитализме, которые прозвучали в видео, — это лишь художественная фигура речи, метафора, аллегория. [Маркс тоже неоднократно писал, что при капитализме человек продаёт себя.] Нельзя их понимать буквально, за чистую монету, особенно в политэкономии, где нужно использовать, как в любой науке, точные понятия, строгие определения (а образные фигуры речи могут быть лишь в помощь, для наглядности, эмоционального воздействия). Когда говорят, что при капитализме человек продаёт самого себя, то этим хотят лишь провести сравнение с рабовладением, показать, что пролетарий при капитализме так же эксплуатируется, как раб при рабовладении, — и не более того. При капитализме человек не продаётся видимым образом (никто никогда не наблюдал, что человек при капитализме продавал бы себя), в отличие от таковой продажи при рабовладельческом строе, поэтому даже в широком (обыденном) смысле нельзя говорить о продаже чело

Необходимо очень хорошо каждому понимать, что слова о продаже человеком самого себя при капитализме, которые прозвучали в видео, — это лишь художественная фигура речи, метафора, аллегория. [Маркс тоже неоднократно писал, что при капитализме человек продаёт себя.] Нельзя их понимать буквально, за чистую монету, особенно в политэкономии, где нужно использовать, как в любой науке, точные понятия, строгие определения (а образные фигуры речи могут быть лишь в помощь, для наглядности, эмоционального воздействия). Когда говорят, что при капитализме человек продаёт самого себя, то этим хотят лишь провести сравнение с рабовладением, показать, что пролетарий при капитализме так же эксплуатируется, как раб при рабовладении, — и не более того. При капитализме человек не продаётся видимым образом (никто никогда не наблюдал, что человек при капитализме продавал бы себя), в отличие от таковой продажи при рабовладельческом строе, поэтому даже в широком (обыденном) смысле нельзя говорить о продаже человеком самого себя. Если же говорить о товаре, то не всё, что продаётся, есть товар в политэкономическом смысле, имеет стоимость (так, Маркс пишет, что девственная земля или дикий лес не имеют стоимости, т.е. не являются товарами, хотя и продаются). Так, человек может продать свою почку, но почку нельзя назвать товаром, т.к. она не произведена целенаправленно человеком в процессе труда для последующего потребления им самим или другим человеком. Точно так же человек не был товаром и при рабовладении, хотя и продавался, т.к. рабов не производили целенаправленно для использования, а получали в готовом виде. Чистый продукт природы не может называться товаром, т.к. товар есть обязательно продукт труда (потому и имеет стоимость). Кроме того, товар обязательно есть нечто внешнее по отношению к человеку — производителю товара (продавцу) или потребителю (покупателю), и по этой причине тоже нельзя называть человека товаром (говорить, что человек сам себя произвёл в качестве товара, а потом себя продал). Как при рабовладении, феодализме эксплуатируемый человек производил своим трудом необходимый продукт для собственного прокорма и прибавочный продукт, присваиваемый эксплуататором, так и при капитализме ничего в этом смысле не изменилось: пролетарий производит необходимый продукт и прибавочный продукт (необходимую стоимость — отходит рабочему в виде зарплаты и прибавочную стоимость — присваивается капиталистом).

А. Тарасов