Найти в Дзене
Балканист

Следующая станция – «Вуков споменик»: куда за 30 лет «доехала» белградская «подземка»?

30 лет назад, в июле 1995 года, в Белграде открылась станция «Вуков споменик» — одна из двух подземных железнодорожных станций в городе. Вместе с другой подобной станцией, которая называется «Караджорджев парк», «Вуков споменик» вошёл в систему городских электричек «Беовоз», а после ликвидации той системы стал частью ныне действующих электричек «БГ Воз». На просторах интернета довольно часто можно встретить мнение, что «Вуков споменик» был элементом недостроенного метро: станция находится на глубине около 40 метров. Но нет, большинство планов строительства белградского метро проходили и проходят совсем по другим маршрутам. И «Вуков споменик», и «Караджорджев парк» строились в густонаселённых районах Белграда, чтобы связать удобной подземной железнодорожной линией Панчевский мост на севере города и ж/д вокзал «Прокоп» в его южной части. Однако, как сообщалось в некоторых сербских СМИ, от «Вукова споменика» был проложен задел к возможной соседней ветке будущего метрополитена, а задел это
WikiCommons/Orjen
WikiCommons/Orjen
Виктор Бобров | Балканист

30 лет назад, в июле 1995 года, в Белграде открылась станция «Вуков споменик» — одна из двух подземных железнодорожных станций в городе. Вместе с другой подобной станцией, которая называется «Караджорджев парк», «Вуков споменик» вошёл в систему городских электричек «Беовоз», а после ликвидации той системы стал частью ныне действующих электричек «БГ Воз».

На просторах интернета довольно часто можно встретить мнение, что «Вуков споменик» был элементом недостроенного метро: станция находится на глубине около 40 метров. Но нет, большинство планов строительства белградского метро проходили и проходят совсем по другим маршрутам. И «Вуков споменик», и «Караджорджев парк» строились в густонаселённых районах Белграда, чтобы связать удобной подземной железнодорожной линией Панчевский мост на севере города и ж/д вокзал «Прокоп» в его южной части. Однако, как сообщалось в некоторых сербских СМИ, от «Вукова споменика» был проложен задел к возможной соседней ветке будущего метрополитена, а задел этот находится за бронзовым барельефом «Белград времён деспота Стефана», который украшает вестибюль.

«Вуков споменик» стал настоящим памятником и архитектуры, и истории, причём ещё задолго до самой станции. Собственно, слово «споменик» и означает «памятник»: станция построена возле памятника Вуку Караджичу, отцу современного литературного сербского языка и сербского кириллического алфавита. Монумент был открыт в ноябре 1937 года возле недавно построенных зданий нескольких факультетов Белградского университета. А ещё раньше, в конце XIX века, на этом месте находилось «Тркалиште» — маленький ипподром, на котором объезжали коней для сербской армии. В 1911 году ипподром перенесли на Кошутняк, а на Тркалиште оборудовали маленькое футбольное поле для клуба БСК, который был предтечей знаменитого «Партизана». О довоенном белградском дерби между БСК и «Югославией» мы уже рассказывали.

Итак, площадь бывшего ипподрома стала и домом для факультетов, и памятником Вуку Караджичу, и местом встреч многих белградцев (сродни памятнику Пушкину в Москве). А вот земля под ипподромом стала железнодорожной станцией.

Идея по связыванию коротким подземным путём ж/д линий от Панчевского моста до будущего главного вокзала «Прокоп» возникла, очевидно, ещё в 1970-е годы, когда «Прокоп» начали медленно строить. Белградская компания «Энергопроект» (одна из крупнейших в сфере строительства и по сей день) начала работу в 1989 году. Собственно, не ради строительства метро, а, скорее всего, из-за тогдашнего отказа его копать в Белграде и было решено разгрузить город новой линией электричек. Одновременно расширилась и трамвайная сеть Белграда.

Строительство туннелей. Фото: beobuild.rs
Строительство туннелей. Фото: beobuild.rs

К 1991 году строители завершили значительный объём работ: прокопали туннели, обустроили более чем 200-метровые перроны станции, начали внутреннюю отделку. Из-за югославских войн, санкций и тяжёлого экономического положения Сербии работы затянулись, и «Вуков споменик» был открыт только 7 июля 1995 года. На церемонии присутствовал президент страны Слободан Милошевич.

«Вуков споменик» получился огромной станцией: множество выходов, торговый центр внутри, три российских эскалатора. Станция имеет очень большой оборот поездов, поскольку почти все маршруты «БГ Воза» проходят через неё. «Вуков споменик» рассчитан на пассажирооборот около 15 тысяч человек в час, но, конечно, реальное количество гораздо меньше, хотя передвижение на электричках позволяет экономить немало времени при поездке из одного конца Белграда в другой. Даже днём каждые 5-7 минут на перроне останавливается поезд то одного, то другого маршрута, а утром и вечером интервал ещё меньше.

Сами поезда — это ярко разукрашенные граффити рижские ЭР-31, построенные в 1980-е годы специально для Югославии. Старички до сих пор бодро ездят по белградским рельсам, хотя, конечно же, парк «БГ Воза» требует обновления. Проезд в белградском общественном транспорте с 2025 года полностью бесплатный, но и до этого встретить контролёров в электричках было очень сложно.

Нам, привыкшим к турникетам и контролю в метро, всё это кажется непривычным. На перронах нет охраны, спуститься и подняться на эскалаторе может любой человек. Нет и толп народа. «БГ Воз» — это, конечно же, не метро, но от подземной станции всё равно ожидаешь какого-то ажиотажа. Некоторые сербы, выходя на «Вуковом споменике», могут спокойно закурить прямо на перроне и прямо так подниматься наверх.

-6

«Вуков споменик» позволяет будто перенестись в 1980-е годы не только из-за рижских электричек, но и при взгляде на таблички. На станции до сих пор висит указатель «милиция», хотя с 1997 года в Сербии снова полиция. Ну, а вместо бульвара Краля Александра указатель всё ещё отправляет вас на бульвар Революции. А вот уже к 1990-м годам относится список спонсоров строительства и украшения станции: одним из них была «Дафимент-банка» Дафины Миланович, финансовая пирамида, которая обманула около 150 тысяч жителей Сербии и лопнула в мае 1993 года. Судьба Дафины Миланович, которая скончалась в 2008 году, сама по себе очень интересна и таит много нераскрытых тайн.

Пусть «Споменик» не пользуется большой популярностью у пассажиров, но он более чем востребован в искусстве. Так, в фильме Пирса Броснана «Человек ноября» (2014 год) про шпионов, чьи интересы столкнулись в Белграде, именно «Вуков споменик» сыграл роль белградского ж/д вокзала: на одном из кадров фильма видно, как героиня Ольги Куриленко выбегает из подземного перехода, а за её спиной — никем не замаскированная надпись «Железничка станица «Вуков споменик». Ну, а клип Freestyler 2019, где действие разворачивается под знаменитую финскую композицию 1999 года, был снят как раз на пустых эскалаторах и перронах «Вукова споменика».

Белградцы в XXI веке часто жаловались на плохое состояние «Вукова споменика». Несколько лет назад на станции прошёл первый за всё время значительный ремонт, сейчас «Вуков споменик» выглядит по крайней мере удовлетворительно. Ремонтировались и эскалаторы, и другие элементы. На реставрации побывал даже сам памятник Вуку Караджичу — тоже впервые с 1937 года.

Фото: Виктор Бобров, zeleznicesrbije.com