«В космосе никто не услышит твой крик» — таков лейтмотив истории об одном из самых известных монстров в современной массовой культуре. Однако создатели сериала «Чужой: Земля» решили немного модифицировать мифологию космического ужаса и, как следует из названия, релоцировали сам ужас из необъятных вселенских просторов на Землю, что спровоцировало неоднозначную реакцию и критиков, и зрителей. Ведь таким образом сюжет сериала, который является приквелом классической истории, нарушает каноничный нарратив, заявленный ещё в «Чужих», где сообщается о том, что до инцидента на «Ностромо» человечество не сталкивалось с инопланетными формами жизни. И хоть подобное обращение с каноном можно подвести к ряду типичных проблем, свойственных приквелам, делать серьёзные выводы ещё рано, поскольку в перспективе зрителей ожидает продолжение шоу. К тому же, у первого сезона и без вольного обращения с каноном есть несколько спорных моментов.
Эстетическая парадигма «Чужого: Земля» держится того же направления, что и «Чужой: Ромул», а именно своеобразного варианта ретрофутуризма, то есть показа будущего в оптике технологий прошлого, что делает образ мира узнаваемым, стилистически выверенным, поскольку одной из ключевых черт, которой и запомнилась оригинальная картина Ридли Скотта, и являлось создание «приземлённого», грязного футуристического мира, лишённого того чарующего и оторванного от земных реалий лоска, каким славилась кинофантастика до первого «Чужого». Но здесь возникает вопрос, не является ли подобное дотошное копирование визуальной и концептуальной составляющих очередным шагов индустрии в растущую катастрофическими темпами область вторичной продукции, что полнится римейками, обновлениями, переделками? С одной стороны, да, возникает чувство, что нынешняя фантастика стагнирует, и то, что происходит с франшизой «Чужой» в настоящее время, не что иное, как симптом современной культуры, которая словно бы герметизируется в собственном вакууме повторений, имитаций и симуляций. С другой же стороны, сама стилистика оригинальной картины уже представляет собой пережиток иной эры фантастики, когда кибернетика и цифровизация только находили путь к полноценной интеграции в общественное сознание, и «Чужой: Земля» демонстрирует пример стилизации, когда технологический прогресс как бы «обрастает плотью», находит собственную вещественность, громоздкую материальность, точнее, возвращается к ней, что делает облик будущего менее притягательным, но более интересным.
Будущее — одна из главных тем сериала. Благодаря переносу действия на Землю зрителя видит особенности внутримирового контекста оригинальной истории. И тут необходимо отметить, что данный контекст выстроен по лекалам классического киберпанка: власть на родной планете человечества делят несколько транснациональных корпораций, социальное расслоение и нестабильность соседствует с высокими технологиями и научными достижениями, а люди модифицируют себя с помощью кибернетических имплантов. Внешними атрибутами поджанра схожесть не исчерпывается. Отходя от канонов хоррора, «Чужой: Земля» ставит проблемы, корни которых уходят глубоко в философию трансгуманизма. Так, например, красной нитью сквозь весь нарратив проходит дилемма — что делает человека человеком? Где пролегают границы антропоцентрического мира, в котором взращенная модернистской парадигмой фигура человека является центральной осью всего мироздания? Свежи в памяти квазирелигиозные экзерсисы Ридли Скотта в «Прометее» и «Завете», как теологический дискурс значительно потеснил повествовательную часть произведений, и это воспринималось как попытка авторского кино вырваться из владений жанровых паттернов, из-за чего оценки этих кинокартин сильно просели. Но как ни странно, «Чужой: Земля» по-своему «синтезирует» философский дискурс и жанровую структуру, так что идея не перевешивает форму, наоборот, они работают в ансамбле: сериал и держит в напряжении, и даёт зрителю пищу для размышлений, что неплохо для ТВ-шоу. Поскольку формат данной статьи не предусматривает более глубокой интерпретации, дайте знать в комментариях, интересно ли вам темы трансгуманизма и постгуманизма как в сериале, так и во всей франшизе, и если активность в обсуждениях будет достаточно высокой, мы сделаем отдельную серию статей на эту тему.
Вернёмся к сериалу.
Как уже было сказано, «Чужой: Земля» совмещает в себе эстетику космического ужаса и киберпанка; резульаты подобного синтеза мы могли видеть, например, в компьютерной игре «System Shock 2», и для «Чужого» антураж и концепция киберпанка кажутся уместными и органичными, поскольку сквозь призму характерных черт двух жанров фокусируется один из главных мотивов сериала — грань, где природа переходит в разум, где человек больше не равняется собственно человеческому.
Но визуальные решения, которые являются, бесспорно, сильной стороной сериала, отвлекают внимание от сценарных просчётов, которые, в свою очередь, стремится «затушевать» режиссура, что удаётся последней с переменным успехом. Кажется, что многих персонажей научно-фантастических триллеров за последние годы успел подкосить какой-то странный вирус, чья подрывная деятельность заключается в том, чтобы лишать героев какой-либо мотивации, либо делать её столь неявной, что потуги понять логику поведения того или иного действующего лица серьёзно мешают просмотру.
Впрочем, рискованные сценарные решения исходит из упомянутых выше сюжетных решений, которые касаются прежде всего персонажей-андроидов. Уже в оригинальном «Чужом» был Эш, андроид с заложенной в его процессор программой доставить ксеноморфа на Землю любой ценой. «Вейланд-Ютани», корпорация, которая в картине Ридли Скотта производила впечатление вездесущей, но недоступной обывательскому сознанию, корпорации, в сериале выступает не единственной фигурой, заинтересованной в получении иноземных форм жизни. По ходу действия выясняется, что молодая компания «Продиджи», что занимается исследованиями в области трансгуманизма, также намерена прибрать к рукам то, что нашла команда космического корабля «Мажино» в экспедиции к дальним рубежам галактики. В сущности, при таком сюжетном раскладе «Чужой: Земля» можно назвать технотриллером в оболочке киберпанка, с той лишь разницей, что сам макгаффин, в роли которого выступают и представители инопланетной фауны, и синтеты с пересаженными в них человеческими сознаниями, приобретает не пассивную, но активную роль. Ведь в предшествующих лентах франшизы монстр, он же Чужой, выполнял строго определённую символическую функцию: он был олицетворением рока, таинственной и могущественной силы, которой человек едва ли мог противостоять, тогда как в сериале положение вещей кардинально меняется — с Чужим удаётся наладить полноценный контакт, но и здесь залегают подводные камни, ведь для обычных людей, которые либо страшатся чудища, либо стремятся извлечь из него выгоду, этот контакт непостижим, потому что синтет в исполнении актрисы Сидни Чендлер узнаёт язык Чужого, а не Чужой научается говорить на человеческом языке, то есть граница, одна из тех, которыми расчерчена история, имеет явные и отчётливый характер.
Бесспорно, у сериала есть потенциал, и финальная серия заканчивается абсолютным клиффхэнегром, но некоторые сценарные решения, особенно те, что касаются персонажей и их психологической мотивации, вызывают вопросы, что серьёзно мешает просмотру. Тем не менее «Чужой: Земля» весьма умело сводит воедино развлекательный подход массового кино и углублённый взгляд в более серьёзные, философские темы, как бы проводя линию между эстетической парадигмой оригинального фильма и религиозной семантикой «Прометея» и «Завета». Обращаясь к сказке о Питере Пэне, сериал смешивает наивно-детское представление синтетов с тревожными, временами полными жути, картинами реальности, и данное смешение происходит не в области постановки и изображения, но за кадром, в подтексте, где сюжет триллера переходит в нарративный эксперимент, где проводится попытка показать либо полную симметрию человека и Чужого, либо новую идею того, что человек сам для себя является чем-то чужим, иным. Общий визуальный стиль сериала так или иначе подталкивает к мысли, что человек — это пленник собственного подобия, узник своего отражения, но здесь можно уйти в такие дебри трактовок и интерпретаций, что выбраться будет ой как нелегко, поэтому гораздо лучше будет оставить эту затею до лучших времён, насколько бы сильно она ни искушала наше внимание в настоящий момент.
«Чужой: Земля» — сериал, который точно будет стоить потраченного времени, однако озвученные выше минусы способны подпортить впечатление от просмотра.
Что же будет дальше? Подождём второй сезон, который, возможно, даст ответы хотя на часть поставленных в первом сезоне вопросов.
Поделитесь в комментариях, как Вам сериал:) Интересно узнать Ваше мнение)
Подписывайтесь, ставьте лайки:)
Также заходите на наш канал на ютубе, там много интересного!