Найти в Дзене

«Чужой: Земля». Ксеноморфы и трансгуманизм

«В космосе никто не услышит твой крик» — таков лейтмотив истории об одном из самых известных монстров в современной массовой культуре. Однако создатели сериала «Чужой: Земля» решили немного модифицировать мифологию космического ужаса и, как следует из названия, релоцировали сам ужас из необъятных вселенских просторов на Землю, что спровоцировало неоднозначную реакцию и критиков, и зрителей. Ведь таким образом сюжет сериала, который является приквелом классической истории, нарушает каноничный нарратив, заявленный ещё в «Чужих», где сообщается о том, что до инцидента на «Ностромо» человечество не сталкивалось с инопланетными формами жизни. И хоть подобное обращение с каноном можно подвести к ряду типичных проблем, свойственных приквелам, делать серьёзные выводы ещё рано, поскольку в перспективе зрителей ожидает продолжение шоу. К тому же, у первого сезона и без вольного обращения с каноном есть несколько спорных моментов. Эстетическая парадигма «Чужого: Земля» держится того же направлен
«Чужой: Земля»
«Чужой: Земля»

«В космосе никто не услышит твой крик» — таков лейтмотив истории об одном из самых известных монстров в современной массовой культуре. Однако создатели сериала «Чужой: Земля» решили немного модифицировать мифологию космического ужаса и, как следует из названия, релоцировали сам ужас из необъятных вселенских просторов на Землю, что спровоцировало неоднозначную реакцию и критиков, и зрителей. Ведь таким образом сюжет сериала, который является приквелом классической истории, нарушает каноничный нарратив, заявленный ещё в «Чужих», где сообщается о том, что до инцидента на «Ностромо» человечество не сталкивалось с инопланетными формами жизни. И хоть подобное обращение с каноном можно подвести к ряду типичных проблем, свойственных приквелам, делать серьёзные выводы ещё рано, поскольку в перспективе зрителей ожидает продолжение шоу. К тому же, у первого сезона и без вольного обращения с каноном есть несколько спорных моментов.

Эстетическая парадигма «Чужого: Земля» держится того же направления, что и «Чужой: Ромул», а именно своеобразного варианта ретрофутуризма, то есть показа будущего в оптике технологий прошлого, что делает образ мира узнаваемым, стилистически выверенным, поскольку одной из ключевых черт, которой и запомнилась оригинальная картина Ридли Скотта, и являлось создание «приземлённого», грязного футуристического мира, лишённого того чарующего и оторванного от земных реалий лоска, каким славилась кинофантастика до первого «Чужого». Но здесь возникает вопрос, не является ли подобное дотошное копирование визуальной и концептуальной составляющих очередным шагов индустрии в растущую катастрофическими темпами область вторичной продукции, что полнится римейками, обновлениями, переделками? С одной стороны, да, возникает чувство, что нынешняя фантастика стагнирует, и то, что происходит с франшизой «Чужой» в настоящее время, не что иное, как симптом современной культуры, которая словно бы герметизируется в собственном вакууме повторений, имитаций и симуляций. С другой же стороны, сама стилистика оригинальной картины уже представляет собой пережиток иной эры фантастики, когда кибернетика и цифровизация только находили путь к полноценной интеграции в общественное сознание, и «Чужой: Земля» демонстрирует пример стилизации, когда технологический прогресс как бы «обрастает плотью», находит собственную вещественность, громоздкую материальность, точнее, возвращается к ней, что делает облик будущего менее притягательным, но более интересным.

«Чужой: Земля»
«Чужой: Земля»

Будущее — одна из главных тем сериала. Благодаря переносу действия на Землю зрителя видит особенности внутримирового контекста оригинальной истории. И тут необходимо отметить, что данный контекст выстроен по лекалам классического киберпанка: власть на родной планете человечества делят несколько транснациональных корпораций, социальное расслоение и нестабильность соседствует с высокими технологиями и научными достижениями, а люди модифицируют себя с помощью кибернетических имплантов. Внешними атрибутами поджанра схожесть не исчерпывается. Отходя от канонов хоррора, «Чужой: Земля» ставит проблемы, корни которых уходят глубоко в философию трансгуманизма. Так, например, красной нитью сквозь весь нарратив проходит дилемма — что делает человека человеком? Где пролегают границы антропоцентрического мира, в котором взращенная модернистской парадигмой фигура человека является центральной осью всего мироздания? Свежи в памяти квазирелигиозные экзерсисы Ридли Скотта в «Прометее» и «Завете», как теологический дискурс значительно потеснил повествовательную часть произведений, и это воспринималось как попытка авторского кино вырваться из владений жанровых паттернов, из-за чего оценки этих кинокартин сильно просели. Но как ни странно, «Чужой: Земля» по-своему «синтезирует» философский дискурс и жанровую структуру, так что идея не перевешивает форму, наоборот, они работают в ансамбле: сериал и держит в напряжении, и даёт зрителю пищу для размышлений, что неплохо для ТВ-шоу. Поскольку формат данной статьи не предусматривает более глубокой интерпретации, дайте знать в комментариях, интересно ли вам темы трансгуманизма и постгуманизма как в сериале, так и во всей франшизе, и если активность в обсуждениях будет достаточно высокой, мы сделаем отдельную серию статей на эту тему.

Вернёмся к сериалу.

Как уже было сказано, «Чужой: Земля» совмещает в себе эстетику космического ужаса и киберпанка; резульаты подобного синтеза мы могли видеть, например, в компьютерной игре «System Shock 2», и для «Чужого» антураж и концепция киберпанка кажутся уместными и органичными, поскольку сквозь призму характерных черт двух жанров фокусируется один из главных мотивов сериала — грань, где природа переходит в разум, где человек больше не равняется собственно человеческому.

Но визуальные решения, которые являются, бесспорно, сильной стороной сериала, отвлекают внимание от сценарных просчётов, которые, в свою очередь, стремится «затушевать» режиссура, что удаётся последней с переменным успехом. Кажется, что многих персонажей научно-фантастических триллеров за последние годы успел подкосить какой-то странный вирус, чья подрывная деятельность заключается в том, чтобы лишать героев какой-либо мотивации, либо делать её столь неявной, что потуги понять логику поведения того или иного действующего лица серьёзно мешают просмотру.

«Чужой: Земля»
«Чужой: Земля»

Впрочем, рискованные сценарные решения исходит из упомянутых выше сюжетных решений, которые касаются прежде всего персонажей-андроидов. Уже в оригинальном «Чужом» был Эш, андроид с заложенной в его процессор программой доставить ксеноморфа на Землю любой ценой. «Вейланд-Ютани», корпорация, которая в картине Ридли Скотта производила впечатление вездесущей, но недоступной обывательскому сознанию, корпорации, в сериале выступает не единственной фигурой, заинтересованной в получении иноземных форм жизни. По ходу действия выясняется, что молодая компания «Продиджи», что занимается исследованиями в области трансгуманизма, также намерена прибрать к рукам то, что нашла команда космического корабля «Мажино» в экспедиции к дальним рубежам галактики. В сущности, при таком сюжетном раскладе «Чужой: Земля» можно назвать технотриллером в оболочке киберпанка, с той лишь разницей, что сам макгаффин, в роли которого выступают и представители инопланетной фауны, и синтеты с пересаженными в них человеческими сознаниями, приобретает не пассивную, но активную роль. Ведь в предшествующих лентах франшизы монстр, он же Чужой, выполнял строго определённую символическую функцию: он был олицетворением рока, таинственной и могущественной силы, которой человек едва ли мог противостоять, тогда как в сериале положение вещей кардинально меняется — с Чужим удаётся наладить полноценный контакт, но и здесь залегают подводные камни, ведь для обычных людей, которые либо страшатся чудища, либо стремятся извлечь из него выгоду, этот контакт непостижим, потому что синтет в исполнении актрисы Сидни Чендлер узнаёт язык Чужого, а не Чужой научается говорить на человеческом языке, то есть граница, одна из тех, которыми расчерчена история, имеет явные и отчётливый характер.

«Чужой: Земля»
«Чужой: Земля»

Бесспорно, у сериала есть потенциал, и финальная серия заканчивается абсолютным клиффхэнегром, но некоторые сценарные решения, особенно те, что касаются персонажей и их психологической мотивации, вызывают вопросы, что серьёзно мешает просмотру. Тем не менее «Чужой: Земля» весьма умело сводит воедино развлекательный подход массового кино и углублённый взгляд в более серьёзные, философские темы, как бы проводя линию между эстетической парадигмой оригинального фильма и религиозной семантикой «Прометея» и «Завета». Обращаясь к сказке о Питере Пэне, сериал смешивает наивно-детское представление синтетов с тревожными, временами полными жути, картинами реальности, и данное смешение происходит не в области постановки и изображения, но за кадром, в подтексте, где сюжет триллера переходит в нарративный эксперимент, где проводится попытка показать либо полную симметрию человека и Чужого, либо новую идею того, что человек сам для себя является чем-то чужим, иным. Общий визуальный стиль сериала так или иначе подталкивает к мысли, что человек — это пленник собственного подобия, узник своего отражения, но здесь можно уйти в такие дебри трактовок и интерпретаций, что выбраться будет ой как нелегко, поэтому гораздо лучше будет оставить эту затею до лучших времён, насколько бы сильно она ни искушала наше внимание в настоящий момент.

«Чужой: Земля» — сериал, который точно будет стоить потраченного времени, однако озвученные выше минусы способны подпортить впечатление от просмотра.

Что же будет дальше? Подождём второй сезон, который, возможно, даст ответы хотя на часть поставленных в первом сезоне вопросов.

Поделитесь в комментариях, как Вам сериал:) Интересно узнать Ваше мнение)

Подписывайтесь, ставьте лайки:)

Также заходите на наш канал на ютубе, там много интересного!