Найти в Дзене
Живопись

От великой до вечной: образ матери в искусстве

«Владимирская икона Божией Матери», первая треть XII века, дерево, темпера, 104 x 69 см Сначала была Богоматерь. Понимаемая как откровение, написанная как абсолют, без авторских подписей и дат по углам. Икона в своём исходном смысле, в контексте безгрешного триумфа, в ауре безмятежного величия. В гимнах цвета и света, сложенных Джотто и Рафаэлем, тема Богоматери звучала ободрением, наставлением, иногда — мягким укором... Джотто ди Бондоне, Мадонна на троне (Мадонна Оньиссанти), примерно между 1300 и 1305, темпера и золото на панели, 325 х 204 см, Галерея Уффици, Италия Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна», 1513-14.., холст, масло, 265 х 196 см, Картинная галерея Альте Майстер, Дрезден, Германия Микеланджело, «Пьета», примерно 1499, мрамор, 174 х 69 см, Собор Святого Петра, Ватикан Всё кончилось на Микеланджело; конкретно — на его невыносимо гениальной «Пьете». Единственный раз в жизни великий мастер дерзнул оставить подпись на своём творении — и что-то сломалось. Пошло наперекосяк во
«Владимирская икона Божией Матери», первая треть XII века, дерево, темпера, 104 x 69 см
«Владимирская икона Божией Матери», первая треть XII века, дерево, темпера, 104 x 69 см

Сначала была Богоматерь. Понимаемая как откровение, написанная как абсолют, без авторских подписей и дат по углам. Икона в своём исходном смысле, в контексте безгрешного триумфа, в ауре безмятежного величия. В гимнах цвета и света, сложенных Джотто и Рафаэлем, тема Богоматери звучала ободрением, наставлением, иногда — мягким укором...

Джотто ди Бондоне, Мадонна на троне (Мадонна Оньиссанти), примерно между 1300 и 1305, 	темпера и золото на панели, 325 х 204 см, Галерея Уффици, Италия
Джотто ди Бондоне, Мадонна на троне (Мадонна Оньиссанти), примерно между 1300 и 1305, темпера и золото на панели, 325 х 204 см, Галерея Уффици, Италия
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна», 1513-14.., холст, масло, 265 х 196 см, Картинная галерея Альте Майстер, Дрезден, Германия
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна», 1513-14.., холст, масло, 265 х 196 см, Картинная галерея Альте Майстер, Дрезден, Германия
Микеланджело, «Пьета», примерно 1499, мрамор, 174 х 69 см, Собор Святого Петра, Ватикан
Микеланджело, «Пьета», примерно 1499, мрамор, 174 х 69 см, Собор Святого Петра, Ватикан

Всё кончилось на Микеланджело; конкретно — на его невыносимо гениальной «Пьете». Единственный раз в жизни великий мастер дерзнул оставить подпись на своём творении — и что-то сломалось. Пошло наперекосяк во всей тамошней культуре. Более никто и никогда не сумел приблизиться к степени символического и пластического совершенства, заложенного в микеланджеловской «Скорби». Мать Иисуса Христа, держащая на руках тело сына, открыто и явно осуждала жестокий мир, забравший её дитя. Художник наделил образ Марии античным трагизмом ровно в тот исторический момент, когда Солнце Ренессанса стало медленно клониться к закату. Было то простым совпадением или гениальным предчувствием, выраженным в камне — не суть...

Образ матери в искусстве всех времён и народов — тема, старая как мир. Истрактованная вдоль и поперёк, намоленная и осмысленная до невероятия. Максимально философская абстракция Инь и предельно телесная эманация Иштар заимели собственные храмы задолго до того, как изображения Богоматери с младенцем Иисусом на руках появились под сводами папских резиденций. И по-хорошему начинать разговор на заявленную тему статьи надо было бы с них. Но поскольку мы с Вами говорим об истории актуальной живописи, дорогой читатель, Пресвятая Дева Мария есть абсолютная точка отсчёта и прообраз всех будущих матерей в творчестве европейских мастеров изобразительного искусства.

Камиль Писсарро, «Крестьянка с ребёнком. Эраньи»,1893, холст, масло, 65,1 x 53,9 см, частная коллекция
Камиль Писсарро, «Крестьянка с ребёнком. Эраньи»,1893, холст, масло, 65,1 x 53,9 см, частная коллекция
Берта Моризо, «Колыбель», 1873, холст, масло, 56 х 46 см, Музей Орсе, Париж, Франция
Берта Моризо, «Колыбель», 1873, холст, масло, 56 х 46 см, Музей Орсе, Париж, Франция
Мэри Кассат, «Луиза, кормящая своего ребенка», 1898, бумага, пастель, 72.4 × 53.3 см, частная коллекция, Швейцария
Мэри Кассат, «Луиза, кормящая своего ребенка», 1898, бумага, пастель, 72.4 × 53.3 см, частная коллекция, Швейцария

Понимаю: искать Её приметы в героинях Писсарро, Моризо и Кассат — дело неочевидное и неблагодарное, но слова из песни не выкинешь. К XIX веку художники (вместе с обществом) совершенно растеряли старинные ориентиры и воспринимали материнство скорее как труд. Кормление, купание, укачивание... Их героини приземлённы и прозаичны. Былые богини, эти воплощения дарящей жизнь красоты, стали в лучшем случае символами титанических бытовых усилий. Материнство трактовалось как факт: социальный, анатомический, тревожный. Таково было веление времени и вездесущего психоанализа, пронизавшего авангардное искусство.

Пабло Пикассо, «Герника», 1937, холст, масло, 349,3 × 776,6 см,  Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Детали картины: а) бык: ассоциируется с корридой и с Испанией в целом;
б) мать с мёртвым ребёнком: отсылка к оплакиванию Христа Девой Марией;
в) воин: расколотая античная статуя, на набросках к картине она в древнегреческом шлеме;
г) птица: возможно, это голубь, жертвенная птица древности;
д) растение: пробивающаяся среди руин жизнь, символ надежды;
е) пожар: враг на картине отсутствует, видны только следы его деятельности;
ж) лампа: электрическую лампу, заменившую на картине солнце и уподобленную глазу, искусствоведы считают символом технического прогресса, в данном случае направленного на уничтожение людей
Пабло Пикассо, «Герника», 1937, холст, масло, 349,3 × 776,6 см, Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Детали картины: а) бык: ассоциируется с корридой и с Испанией в целом; б) мать с мёртвым ребёнком: отсылка к оплакиванию Христа Девой Марией; в) воин: расколотая античная статуя, на набросках к картине она в древнегреческом шлеме; г) птица: возможно, это голубь, жертвенная птица древности; д) растение: пробивающаяся среди руин жизнь, символ надежды; е) пожар: враг на картине отсутствует, видны только следы его деятельности; ж) лампа: электрическую лампу, заменившую на картине солнце и уподобленную глазу, искусствоведы считают символом технического прогресса, в данном случае направленного на уничтожение людей

Привет Пикассо и его бескомпромиссной «Гернике» (обратите, пожалуйста, внимание на женщину в левой части полотна), привет Эгону Шиле и Фрэнсису Бэкону, изображавшим материнство натурально ловушкой для личности. А Фрида Кало со своей работой «Моя медсестра и я»? Образ матери как источник страха и вины — буквально антитеза идеалам Возрождения! И всё же, отрицая и искажая, все они «танцевали от печки», вольно или невольно цитируя классиков предшествующих эпох. Образ Богоматери метафизически взирал на их бунт со светлой, тихой печалью...

Кузьма Петров-Водкин, «Мать», 1915, холст, масло, 107 × 98,5 см,
Кузьма Петров-Водкин, «Мать», 1915, холст, масло, 107 × 98,5 см,
Михайлов Сергеевич, «Возвращение», 1978, холст, масло
Михайлов Сергеевич, «Возвращение», 1978, холст, масло
Аркадий Пластов, «Весна», 1954, холст, масло, 113 × 160,5 см, частная коллекция
Аркадий Пластов, «Весна», 1954, холст, масло, 113 × 160,5 см, частная коллекция
Григорий Шегаль, «На эскалаторе. Московское метро», 1941-1943, холст, масло
Григорий Шегаль, «На эскалаторе. Московское метро», 1941-1943, холст, масло
Надежда Воробьева, «Мать и дитя», 1958, холст, масло
Надежда Воробьева, «Мать и дитя», 1958, холст, масло
Фёдор Шапаев, «Материнство», 1959-1969, холст, масло
Фёдор Шапаев, «Материнство», 1959-1969, холст, масло
Петр Оссовский, «Сыновья», 1968-1975, холст, масло
Петр Оссовский, «Сыновья», 1968-1975, холст, масло

На фоне упомянутого безобразия розовощёкий соцреализм с жизнерадостными молодыми мамочками среди пашущих тракторов и рвущихся к небесам новостроек ощущается глотком свежего воздуха. Наивно? Да, не спорю. Но хотя бы мило.

А потом пришла коммерциализация. И образ женщины-матери откочевал на борды страховых фирм и семейных клиник, на афиши разнокалиберных мелодрам и романтических комедий. Где прозябал вплоть до пришествия миллениума.

Ладно. Что сегодня?

В XXI веке образ матери снова поменялся. Плохая новость: художницы-феминистки продолжают подходить к нему в лучшем случае технически. Сара Лукас и Мэри Келли превращают материнство в перформанс. Джулия Фуллертон-Баттен акцентирует внимание зрителя на «физике» несовершенного женского тела, продолжая «крестовый поход» против хорошего вкуса и эстетики как таковой.

Хорошая же новость состоит в том, что в заявленную тему мало-помалу возвращаются нежность и эмпатия. Какие бы могучие корпоративно-постмодерновые силы тому ни противились. И возвращение это идёт широким фронтом, простираясь от бесчисленных артов в соцсетях до штучных перфомансов Марины Абрамович. От залов больших музеев до акций мастеров стрит-арта.

Гелий Коржев, «Мать», 1967,, холст, масло, 200 × 223 см, Государственная Третьяковская галерея Москва
Гелий Коржев, «Мать», 1967,, холст, масло, 200 × 223 см, Государственная Третьяковская галерея Москва
Евгений Вучетич, Николай Никитин, «Родина-мать зовёт!», 1959, Волгоград, Россия
Евгений Вучетич, Николай Никитин, «Родина-мать зовёт!», 1959, Волгоград, Россия

Возможно, впервые в истории изобразительного искусства Мать становится собой. Сложной, но живой и настоящей фигурой современности. Когда нужно — до суеверности скрытной. Если надо — гордой, уверенной и громкой. Сияющей и страдающей, всепринимающей и оберегаемой. Иногда — великой силой, простёршей меч над Мамаевым курганом; иногда — выгоревшей правдой с полотен Коржева. Строгой иконой Владимирской Богоматери и аллюзией, взятых из снов наяву за авторством Ольги Тобрелутс. Мячик творческих исканий больше не чеканится о единственную теистическую плоскость, как это было при Рафаэле. Но и не напарывается на шипы циничного неприятия, как это случалось в самом конце XX века. Теперь он скачет между плоскостями самых разных трактовок и идеалов, позволяя зрителю выбрать любимый образ Той, которая несёт миру новую жизнь. Динамическое равновесие — как оно есть. Откровенность, наследующая откровению, — это уже хорошо. Хотя бы потому, что созвучно русской традиции, где образ матери был, остаётся и пребудет священным. Безо всяких натяжек и оговорок.

Виктор Васнецов, «Богоматерь с Младенцем», 1887, эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Виктор Васнецов, «Богоматерь с Младенцем», 1887, эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Алексей Венецианов, «Кормилица с ребёнком», начале 1830-х, холст, масло, 66,7 × 53 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов, «Кормилица с ребёнком», начале 1830-х, холст, масло, 66,7 × 53 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ирина Чеверева, Владимир Арлашин, «Мир планете»
Ирина Чеверева, Владимир Арлашин, «Мир планете»

Автор: Лёля Городная