Представьте два великих древа, чьи корни сплелись в подземной тьме, но чьи кроны простираются к разным небесам. Одно — римское право, строгое, кряжистое, выросшее из каменистой почбы логики и порядка. Другое — христианское богословие, чьи ветви, кажется, плетут из самого света, а сок течет не водой, но милосердием. Многие, глядя на переплетение их корней, решают, что видят одно растение. Но это роковая ошибка. Существует пропасть в самом их мировоззренческом ядре, и эта пропасть — источник всего. Римский мир дышал законом. Lex. Это был безличный, объективный каркас реальности. Его гений заключался в создании системы, где каждый поступок имел свою цену, каждое преступление — своё возмездие, а каждое соблюдение — свою награду. Это была Вселенная Заслуг и Воздаяния. Ты получал то, что заслуживал. Ни больше, ни меньше. Справедливость здесь — это точные весы, холодный и безупречный механизм. Это мир транзакций и договоров, где долг должен быть оплачен, вина — искуплена, а договор — исполне