Василий Перов родился в 1834 году в сибирском Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криденера — человека просвещённого и свободомыслящего. Несмотря на то что родители вскоре обвенчались, Василий официально оставался незаконнорожденным и не имел права на фамилию и титул отца. В документах долгое время значилась фамилия Васильев — по имени крестного. Позже у него появилось прозвище, которое и станет будущей фамилией: сельский дьячок, заметив успехи мальчика в чистописании, прозвал его «Перов».
С 1843 по 1846 год Перов учился в арзамасском уездном училище и самостоятельно занимался рисованием. Затем он поступил в художественную школу Александра Ступина, где впервые начал работать маслом. В 1853 году Перов отправился продолжать художественное образование в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он попал в яркую творческую среду: среди его товарищей были начинающие художники со всей России, а близким другом стал будущий мастер пейзажа Иван Шишкин. Его учителями были Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий — ученик Венецианова.
Годы учёбы оказались трудными: денег почти не было, художнику порой негде было жить, и однажды он всерьёз решился оставить училище. От этого шага его спас преподаватель Егор Васильев, приютивший Перова у себя.
Успех пришёл постепенно. В 1856 году он получил малую серебряную медаль Академии художеств за этюд головы, в 1857 — большую серебряную за картину «Приезд станового на следствие». Критики сразу отметили: Перов идёт по пути Павла Федотова, продолжая его традиции социально направленного искусства.
В 1861 году Перов окончил Школу живописи и был удостоен золотой медали первого класса за картину «Проповедь в селе». В январе 1862 года он получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и, следуя академическому обычаю, отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал зарисовки в беднейших кварталах столицы Франции.
Темы его картин обнажали ту сторону действительности, которую было не принято ни обсуждать, ни тем более показывать.
Охотники на привале
К началу 1870-х годов Василий Перов постепенно отходит от мрачных и обличительных сюжетов, которые определяли первую половину его творчества. Теперь его интерес смещается к сценам повседневной жизни, к тихим человеческим наблюдениям и бытовым зарисовкам.
В 1871 году на первой передвижной выставке, организованной Товариществом передвижных художественных выставок, которое Перов вместе с другими художниками создал в противовес Академии художеств, он представляет картину «Охотники на привале».
Тема была для Перова личной: он с детства был страстным охотником, хорошо знал и дороги полей, и запах дыма костра, и долгие разговоры после удачной охоты. Поэтому изображённая им сцена выглядит особенно живой, достоверной и тёплой.
На картине изображены три охотника, увлечённо беседующие друг с другом. Главная сила полотна — в тонко прописанных психологических характерах героев.
Слева — пожилой, опытный охотник, вероятно из обедневшего дворянства. Он с жаром и вдохновением рассказывает о своих охотничьих «подвигах», будто вновь переживая их.
На втором плане — мужчина средних лет в крестьянской одежде: он слушает рассказ с недоверием и лёгкой усмешкой, словно прекрасно знает цену таким преувеличениям.
Справа — молодой, аккуратно одетый новичок. Он слушает старшего с искренним восторгом и полным доверием, так что даже забывает поднести огоньком папиросы — огонёк в одной руке готов, но папироса в другой остаётся незажжённой.
Интересно, что пейзаж картины помогал закончить художник Алексей Саврасов.
Прототипы персонажей
Моделью для образа рассказчика стал знакомый художника — полицейский врач и страстный охотник Дмитрий Кувшинников.
После выставки картины в 1871 году его имя стало широко известно в художественных и литературных кругах, и вскоре в его квартире в Трёхсвятительском переулке начали собираться художники, писатели и актёры.
Другой участник этой компании, врач и художник-любитель Василий Бессонов, был изображён Перовым в образе охотника, который с недоверием выслушивает рассказчика.
В роли молодого охотника Перов написал ещё одного знакомого — друга Кувшинникова и Бессонова, будущего члена Московской городской управы Николая Нагорнова.
Картина давно уже всем известна: „Охотники на привале“; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства.
— Федор Достоевский
В 1877 году Василий Перов повторил свою картину несколько раз. Первый вариант, написанный в 1871 году, хранится в Третьяковской галерее. Второй вариант находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий — в Художественном музее имени Василия Верещагина в Николаеве.
О жене Дмитрия Кувшинникова, ставшей музой Исаака Левитана, можно прочитать в этой статье:
Буду рада видеть Вас в своем телеграм-канал, где я рассказываю об искусстве, выставках и делюсь тем, как живет искусствовед.