Найти в Дзене

Подборка эмоциональных фотографий времен Великой Отечественной войны | Подборка для вдохновения

Оглавление

В каждом кадре войны — не только история, но и взгляд. Взгляд человека, который был там: на передовой, в землянке, в разрушенном городе или в тыловом госпитале.

Эти фотографии — не просто хроника, а
эмоциональный документ эпохи, где каждое лицо, каждый жест и даже фон кадра говорят больше, чем тысячи слов в учебниках.

Подбитый немецкий танк. Курская битва. Июль 1943 года.
Подбитый немецкий танк. Курская битва. Июль 1943 года.
Мальчик рассматривает брошенное немецкое оружие. Украинская ССР, 1943 год. Фотограф: Георгий Липскеров
Мальчик рассматривает брошенное немецкое оружие. Украинская ССР, 1943 год. Фотограф: Георгий Липскеров

Когда фотография становилась оружием

Военные корреспонденты Великой Отечественной войны снимали не ради искусства — их кадры были частью фронта. Они фиксировали всё: от атак и передвижений войск до мгновений отдыха между боями.

Советские конные разведчики получают задание от командира в степи под Сталинградом. 1942 год.
Советские конные разведчики получают задание от командира в степи под Сталинградом. 1942 год.

Среди них — Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт, Галина Санько, Георгий Липскеров. Каждый из них рисковал жизнью, чтобы донести правду.

Пехотинцы на Кольском полуострове, 1941 год. Фотограф Евгений Халдей
Пехотинцы на Кольском полуострове, 1941 год. Фотограф Евгений Халдей

Их фотографии печатались в газетах и журналах, отправлялись на выставки, становились листовками и плакатами. Но за каждым знаменитым снимком — живое присутствие человека с камерой, который стоял там же, где свистели пули.

Бойцы 3-й Ленинградской партизанской бригады с трофейным немецким пулеметом MG 08/15. Ленинградская область, май 1943 года.
Бойцы 3-й Ленинградской партизанской бригады с трофейным немецким пулеметом MG 08/15. Ленинградская область, май 1943 года.

Фронт глазами фотографа

Многие снимки, вошедшие в подборку, были сделаны прямо на линии огня — в окопах, в минуты ожидания атаки, при эвакуации раненых.

Сталинградская битва, советские танки Т-34 в бою, 1942-1943 год.
Сталинградская битва, советские танки Т-34 в бою, 1942-1943 год.

Мы видим, как в объективе сливаются страх и решимость, усталость и надежда.

Вот артиллеристы у орудий, вот медсестра, несущая раненого через снег, вот мальчишка из тыла, помогающий ремонтировать танк.

Пулемётный расчёт сержанта Фёдора Коноплёва ведёт огонь по самолётам, из крупнокалиберного пулемёта. Ленинград, 1942 год.
Пулемётный расчёт сержанта Фёдора Коноплёва ведёт огонь по самолётам, из крупнокалиберного пулемёта. Ленинград, 1942 год.

Каждая фотография — не постановка, а правда мгновения, где даже размазанный силуэт или капля дождя на линзе становятся частью истории.

Тыл — невидимый фронт

Не меньшее значение имеют кадры, сделанные в тылу.

Женщины на заводах, дети в эвакуации, хлеб в руках земледелиц, готовящих пайки для солдат.

Женщины на производстве снарядов на одном из заводов Москвы. Ноябрь 1941 г.
Женщины на производстве снарядов на одном из заводов Москвы. Ноябрь 1941 г.

Ветеран завода «Большевик» А.А. Смирнов на производстве реактивных снарядов М-28.
Ветеран завода «Большевик» А.А. Смирнов на производстве реактивных снарядов М-28.

Фотографы не просто документировали труд — они передавали ту невидимую силу, благодаря которой страна держалась.

Приемка готовых 120-мм полковых минометов ПМ-41 на  заводе города Красноярска. Июнь 1942 г.
Приемка готовых 120-мм полковых минометов ПМ-41 на заводе города Красноярска. Июнь 1942 г.

Эти снимки наполнены другим светом: не фронтовым пламенем, а светом выносливости. На лицах — спокойствие и усталость, но в глазах — жизнь.

Фотография как связь поколений

Для фотографа XXI века эти снимки — не просто история жанра. Они напоминают, зачем вообще существует фотография: чтобы видеть, чувствовать и помнить.

Отгрузка пехотных танков "Матильда II" перед отправкой в СССР. Ливерпуль, 1941 год.
Отгрузка пехотных танков "Матильда II" перед отправкой в СССР. Ливерпуль, 1941 год.
Румынские солдаты осматривают советскую автомобильную технику, брошенную и частично уничтоженную во время отступления из Одессы, октябрь 1941 года.
Румынские солдаты осматривают советскую автомобильную технику, брошенную и частично уничтоженную во время отступления из Одессы, октябрь 1941 года.
Красноармеец со служебной собакой возле разрушенного моста королевы Елизаветы в Будапеште. Венгрия, 1945 год.
Красноармеец со служебной собакой возле разрушенного моста королевы Елизаветы в Будапеште. Венгрия, 1945 год.

В каждом фронтовом кадре — энергия присутствия. И если сегодня камера помогает нам ловить красоту, то тогда она помогала удержать человечность.

Красное знамя на квадриге Бранденбургских ворот. Май, 1945 года. Фотограф: Евгений Халдей
Красное знамя на квадриге Бранденбургских ворот. Май, 1945 года. Фотограф: Евгений Халдей

Эти фотографии не о войне. Они о людях, которые не позволили миру исчезнуть.

Бесплатный эфир по фотографии 6 ноября в 19:00.