Найти в Дзене
VK Play

Мнение: почему в Cyberpunk 2077 нет хорошей концовки, но есть лучшая

Оглавление

Хэппи-энда не будет — и это правильно

Мнение: почему в Cyberpunk 2077 нет хорошей концовки, но есть лучшая
Мнение: почему в Cyberpunk 2077 нет хорошей концовки, но есть лучшая

Извиняюсь, если для кого-то это станет спойлером, но в Cyberpunk 2077 нет счастливого финала. Для Ви так точно. Концовок несколько, но ни одна — не диснеевский хэппи-энд. Фанаты до сих пор спорят, какая из них лучшая. В этом материале я тоже порассуждаю, какое завершение считаю самым логичным и почему Cyberpunk 2077 не могла закончиться иначе.

Внимание: спойлеры будут, и много!

Без «долго и счастливо»

Я играла за девушку, поэтому буду говорить о Ви в женском роде
Я играла за девушку, поэтому буду говорить о Ви в женском роде
— Разве не может быть... ну, типа... счастливый конец для всех?
— Для всех? То есть, и для таких, как мы? Не в этом городе.
Ви и Джонни

Cyberpunk 2077 — те еще эмоциональные качели. Жизнь пропускает бедолагу Ви через настоящую мясорубку, но, с другой стороны, и везет ей, как никому. Как часто кто-то выживает после выстрела в голову?

Шанс на спасение маячит где-то впереди, как морковка перед осликом. Кажется, что все лишения и страдания должны окупиться в конце. Мы ведь несколько раз за игру совершаем невозможное! Что такое победить смерть, когда ты уложил на лопатки Адама Смэшера? Теплится надежда, что лекарство реально, а Ви и Джонни получат свое «долго и счастливо» — возможно, даже вместе.

Реальность другая, а финал — бочка дегтя с варьирующимся от концовки к концовке количеством меда. Встречала мнение, что отсутствие хэппи-энда в конечном итоге делает всю игру бессмысленной. Критики говорят: «Зачем это все, если все наши усилия в итоге ни к чему не приведут? Зачем играть?».

Аргумент, как по мне, довольно глупый. Но решение лишить историю традиционной «хорошей» концовки действительно любопытное — и обоснованное.

Во-первых, сеттингом. Это киберпанк — мрачный, антиутопический поджанр научной фантастики. Он сформировался в 80-х как способ осмыслить стремительно меняющийся под влиянием технологического прогресса мир.

Научная фантастика — по крайней мере, согласно своему официальному догмату — всегда рассказывала о влиянии технологий. Но мир изменился со времен Хьюго Гернсбека, когда наука была заперта в башне из слоновой кости. Беззаботное технофильство тех лет принадлежит ушедшей, вялой эпохе. Для киберпанков технологии — это что-то живое, чувственное. Это не джинн в бутылке, не игрушка ученых. Они повсюду, рядом с нами, даже под кожей, даже внутри сознания.
Брюс Стерлинг, предисловие к сборнику Уильяма Гибсона «Сожжение Хром», 1986 год

Словно в противовес научной фантастике 40-х и 50-х, киберпанк рисует очень пессимистичную картину высокотехнологичного будущего. В нем все контролируют могущественные корпорации, а технологии бросают вызов человеческой природе и обнажают худшие черты людей. Хэппи-энды такому жанру явно чужды.

То же самое можно сказать, если перейти от общего к частному — к миру игры и конкретно к Найт-Сити. Этот город будто отдельный персонаж. Джонни Сильверхенд называет его «монстром», который пожирает своих жителей заживо. Он переливается тысячами огней, маня обездоленных и несчастных, как лампа — мотыльков. Каждому город обещает что-то свое, но все эти обещания одинаково ложные. В таком месте не бывает счастливых концов.

Ви не повезло быть главным героем этой трагедии. С момента, когда Декстер ДеШон всадил ей пулю в лоб, она живет взаймы. Проходит через ад — только чтобы понять: смерть так или иначе возьмет свое. А игрокам остается только выбрать, как именно.

О чем Cyberpunk 2077?

Сайдквесты могут быть веселыми, но основная история мрачная и поднимает сложные темы
Сайдквесты могут быть веселыми, но основная история мрачная и поднимает сложные темы

Я выбирала «правильную» концовку, основываясь на том, какие темы поднимает игра и что именно она при этом пытается донести. Выделила для себя три основных мотива.

Святость души

В Найт-Сити научились покупать и продавать все — от человеческих органов до идеалов. Корпорации уже владеют в городе всем, до чего смогли дотянуться, даже людьми. Но в конце концов они покусились на самое дорогое, что должно быть невозможно отобрать. На душу. «Арасака» превратила человеческий дух в актив, и устами того же Джонни игра постоянно повторяет нам, насколько это мерзко.

Неотвратимость смерти

В Найт-Сити научились бороться со старостью и придумали синтетические аналоги примерно всему — от мяса до любви. Но осталась одна сила природы, которую еще не смогли обуздать — смерть. Только Сабуро Арасака, самый богатый и влиятельный человек мира, кажется, нашел «лекарство» и от нее. И мироздание этому явно противится. Как по мне, через игру красной нитью проходит мысль, что хотя бы перед лицом конца все должны быть равны. Без исключений.

«Тихая жизнь или смерть в лучах славы?»

Ключевой вопрос, с которого игра и начинается. Я думаю, на него есть правильный ответ, и игра всячески на него намекает. Что в начале, когда Декстер говорит, что выбирает тихую жизнь, и предает Ви. Что в конце, когда Мисти на крыше говорит: именно здесь Джеки решил стать легендой в Найт-Сити. В этом городе не бывает счастливых концов, но бывают яркие. Полагаю, Cyberpunk 2077 на каждом шагу подталкивает выбрать именно такой.

В поисках лучшей концовки

Вот «три кита», на которых лично для меня держится вся история. И только один финал не противоречит ни одному из тезисов. Рассмотрим все — начнем с откровенно плохих, перейдем к нейтральным и, наконец, к самой лучшей концовке Cyberpunk 2077.

«Дьявол»

Сделка с «Арасакой» того не стоит
Сделка с «Арасакой» того не стоит

При первом прохождении я получила именно эту концовку. Думала, это самый верный путь к спасению — казалось, Ханако будет верна своему слову, да и к Такемуре я прониклась. Сделка с дьяволом в виде «Арасаки» выглядела заманчивой.

По теме:

Мнение: никто и никогда не повторит «Ведьмак 3»
Мнение: почему Baldur's Gate 3 не хочется проходить до конца

В итоге Джонни бесследно исчезает, Ви неделями мучается, а потом узнает, что ее так и не вылечили. Все, что она получила — полгода жизни. В качестве альтернативы «Арасака» предлагает немыслимое — стать конструктом в собственности корпорации. Переселиться в «Микоси» — тюрьму душ.

И это еще не все — как бы мимоходом мы узнаем, что Сабуро Арасака «восстал из мертвых», реализовав свой план по переселению в тело сына. Мир окончательно превращается в антиутопию, в которой перед деньгами бессильна даже смерть. Для меня эта концовка оставляет самое мерзкое послевкусие.

«Башня»

Ви лишается всего и просто растворяется в толпе
Ви лишается всего и просто растворяется в толпе

Единственная концовка, в которой Ви точно выживает. Этот шанс она получает, если в Phantom Liberty принимает сторону Рида. Манипуляции Сойки подтолкнули меня ей не доверять, а там пошло-поехало…

NUSA чудом спасает Ви от смерти, и CD Projekt RED будто сделала все, чтобы эта «победа» была невыносима горька. Мы получаем не то, чего ожидали. Два года спустя Ви просыпается после комы без имплантов и без возможности вернуться к старой жизни.

Она лишилась друзей, любимого человека и Джонни. А самое главное — потеряла себя. Вопрос «тихая жизнь или смерть в лучах славы» больше не стоит — у Ви нет выбора. Кто-то говорит, что возможность жить дальше того стоит, но для меня эта концовка — одна из худших.

Путь наименьшего сопротивления

Ви проводит последние моменты с Джонни
Ви проводит последние моменты с Джонни

Эта концовка — воплощение бессилия и усталости. Ви отчаивается и расстается с жизнью вместо того, чтобы пытаться спастись и тянуть кого-то за собой.

Игра, конечно, четко дает понять, что это не ответ. Но что-то в таком финале есть. Что Ви, что Джонни — живущие взаймы мертвецы, смерть давно заявила на них свои права. По крайней мере, для обоих это шанс уйти на своих условиях, сохранив душу и не растеряв себя.

«Умеренность»

Джонни снимает солнечные очки — будто и впрямь готов наконец смотреть на мир по-новому
Джонни снимает солнечные очки — будто и впрямь готов наконец смотреть на мир по-новому

В этой концовке Джонни занимает место Ви — я рассматриваю вариант, в котором она добровольно уступает тело другу. Джонни ведь может «запрыгнуть» сам, но я предпочитаю думать, что он бы так не поступил после всего, что с ними было.

Мне очень нравится этот финал как доказательство того, что Джонни изменился. Придя на могилу Ви, он говорит, что стал мудрее, и я ему верю. Он выступает терпеливым наставником юнца с мечтами о музыке, не бросается на людей с кулаками и даже не курит — из уважения к жертве Ви. Аж не верится.

Легенда Найт-Сити обзаводится новым молодым телом и уезжает в закат — подозрительно напоминает хэппи-энд, да? Хоть и только для одного человека. Но в ключевые темы этот финал, на мой взгляд, не попадает. Сабуро Арасака все-таки победил смерть, только плоды его работы пожинает его заклятый враг. Иронично, но как-то неправильно.

«Звезда»

Вне Найт-Сити, наверное, даже воздух другой
Вне Найт-Сити, наверное, даже воздух другой

Из всех концовок эта, пожалуй, больше всего похожа на «хорошую». Ви штурмует башню «Арасаки» вместе с кланом кочевников Альдекальдо и уезжает с ними из города. В Найт-Сити не бывает счастливых концов, но Ви больше не в Найт-Сити. Она свободна и в окружении настоящих друзей. Только проблема приближающейся скорой смерти так и не решена.

Торжественное вручение куртки Альдекальдо, душевный вечер в лагере, напряженный путь к «Микоси» и то, как Ви без сожалений расстается с прошлой жизнью — все это делает концовку «Звезда» одной из моих любимых. В ней есть тепло, которое не встретить в других. А для Ви-мужчины, завязавшего роман с Панам, «Звезда», пожалуй, вовсе самый лучший вариант.

Но тихая смерть в кругу друзей — не совсем то. А еще мне не нравятся жертвы, которые надо принести ради этой концовки. Мне кажется, Ви не потащит друзей на смерть, если есть другой вариант. Более безумный.

«Солнце»

Умирать — так с музыкой
Умирать — так с музыкой

Я понимаю, почему штурм башни «Арасаки» с Джонни — это так называемая секретная концовка. Вместо продуманной операции — самоубийственная миссия. Каковы шансы умирающей наемницы прорвать ряды подготовленных оперативников и добраться до «Микоси»? Практически нулевые.

Несмотря на такую нереалистичность, именно эта концовка мне нравится больше всего. Так Джонни и Ви делают последний рывок вместе, что кажется максимально логичным завершением их странной истории. Потом Джонни уходит с Альт, а Ви становится живой легендой. Она не просто в высшей лиге — она на самой-самой вершине. И не прочь подобраться еще ближе к Солнцу.

Здесь все, как надо. Тюрьмы душ больше нет, «Арасаку» поглотил хаос, а смерть осталась непобежденной. В титрах Мисти говорит, что о Ви «услышит мир». Лучи славы ей точно обеспечены. И как по мне, это не самая счастливая, но самая правильная концовка Cyberpunk 2077.

Конечно, это всего лишь мои пять копеек. Cyberpunk 2077 — экшен-RPG, и ролевой элемент в ней не на последнем месте. Многое зависит от того, как игрок представляет Ви. Оголтелым оппортунистом или жаждущим свободы бродягой? Амбициозным и решительным или уставшим и опустившим руки? У каждого из них будет свой путь. У меня получилось так.

А вы какую концовку считаете лучшей? Делитесь мнением в комментариях!