Найти в Дзене

Удержать нельзя отпустить

Вероника ЗАЙЦЕВА — Здравствуйте, Алина. Как ваши дела? Мы договаривались обсудить вопрос взаимодействия с вашей компанией на перспективу. — Добрый день, Иван. Да, верно. Но знаете, я решила уволиться, сейчас ищу другую работу. Это была моя инициатива, руководству она не интересна, а мне, сами понимаете, сейчас тоже неактуально. — Добрый день, Сергей. Звоню напомнить о нашем предложении. — Ах да. Я на самом деле уже в другом месте работаю. Сфера другая, так что спасибо, что напомнили, но уже неактуально. — Добрый вечер. Я бухгалтер компании. Мы не досчитались несколько актов за прошедший год. Можете нам продублировать? — Извините, я здесь всего пару дней работаю, предыдущие все уволились, даже спросить некого. Наберите в конце недели, я постараюсь найти, если не уволюсь. Как вам такие истории? Часто встречаются, верно? Давайте теперь представим ответные реакции спрашивающих в таких ситуациях. Это и досада, что работа по договоренностям сделана впустую и надо начинать сначала. И огорчен

Вероника ЗАЙЦЕВА

 Здравствуйте, Алина. Как ваши дела? Мы договаривались обсудить вопрос взаимодействия с вашей компанией на перспективу.

— Добрый день, Иван. Да, верно. Но знаете, я решила уволиться, сейчас ищу другую работу. Это была моя инициатива, руководству она не интересна, а мне, сами понимаете, сейчас тоже неактуально.

— Добрый день, Сергей. Звоню напомнить о нашем предложении.

— Ах да. Я на самом деле уже в другом месте работаю. Сфера другая, так что спасибо, что напомнили, но уже неактуально.

— Добрый вечер. Я бухгалтер компании. Мы не досчитались несколько актов за прошедший год. Можете нам продублировать?

— Извините, я здесь всего пару дней работаю, предыдущие все уволились, даже спросить некого. Наберите в конце недели, я постараюсь найти, если не уволюсь.

Как вам такие истории? Часто встречаются, верно? Давайте теперь представим ответные реакции спрашивающих в таких ситуациях. Это и досада, что работа по договоренностям сделана впустую и надо начинать сначала.

И огорчение, что своя работа не выполнена, план сорван.

И сочувствие, что так тяжело где-то работается. А где-то и легкая зависть, что кто-то меняет свою жизнь, не держится за место, где нет порядка и где не ценят сотрудников. И как следствие — мысль, что надо обновить резюме и заглянуть на рынок труда.

И пошло движение…

Посмотрим глазами компаний, чьи интересы должны представлять обе стороны этих ситуаций. И те, и другие теряют. Результаты, время, деньги, людей. Вопрос, который возникает в первую очередь: «Кто виноват?» Но не этот вопрос должен быть первым. Я бы задала его так: «Как компании научиться не разбрасываться людьми и беречь их тогда, когда это правильно и нужно?» Причем компании в данном случае — это не только владельцы или директора (почему-то именно первое лицо всегда представляется). Это и руководители всех уровней, и коллеги, и HR-ы. Делать это надо всем.

Ведь, повторюсь, никому это не выгодно с точки зрения эффективности: у руководителей не выполняются планы отделов, у коллег становится больше работы, HR-ы бесконечно ищут замену на полупустом рынке, компании несут финансовые потери.

Кстати, я намеренно подчеркнула «когда это правильно и нужно». Конечно, бывает, когда удержание неоправданно. Для меня это когда сотрудник приносит больше вреда, чем пользы. Но мы сейчас говорим именно о той ситуации, когда сотрудник подходит компании, когда он ее устраивает (более или менее), когда его работой довольны (степень этого также не оцениваем).

В работе, как и в человеческих отношениях, очень важны коммуникации. Вторая сигнальная система нам дана в т. ч. для того, чтобы обозначить свои намерения до начала действий и изменить их (свои или других людей) по возможности.

Да, в первую очередь мы хотим полагаться на взаимопонимание и не тратить время на обсуждение действий, их последствий и профилактики. И вообще, XXI век, пора уже научиться читать мысли и гибко подстраиваться под других. А еще в повседневной жизни (и тем более на работе) у нас изначально договорные обязательства, а значит, можно ориентироваться на них, на то, кто кому что должен и кто в доме хозяин (сила власти, административный ресурс). Как результат, пока работник должен выполнять свою работу, он как-то управляем, а когда этот период заканчивается, управляемость теряется, если он недоволен и не заинтересован в продолжении. И если не разговаривать с ним до этого, не выяснять в процессе, как обстоят дела, не делать попыток изменить ситуацию, если она рулит не в ту сторону, расставание неизбежно.

На этом присказка заканчивается, и скоро будет сказка. Поскольку весь номер посвящен теме удерживающих интервью, я почти не буду давать готовых решений. Лучше расскажу о том, как мы играли на дилерской конференции в одной крупной компании в бизнес-игру под названием «Рынок труда». Игру я создавала специально для этого случая, поскольку тема моего практикума была «Наем и удержание ключевых сотрудников». И, не горя желанием выдавать участникам еще один список лайфхаков, которыми полон Интернет, я предложила именно такую форму работы, поскольку геймификация всегда позволяет пробиться через барьеры привычного мышления и добраться до уровня осознания.

А передо мной были даже не HR-ы или линейные менеджеры, а собственники и директора. То есть те, кто задает дух и культуру в компании. А часто и те, кто имеет очень отдаленное представление о том, что на самом деле происходит на рынке труда и почему ему надо уделять внимания не меньше, чем фондовому или валютному.

-2

Но сначала приведу вам краткое резюме опроса моих участников по теме «Лайфхаки в удержании». Топ-7 мнений, что может помочь удержать людей, выглядит так.

  • Конкурсы и награды.
  • Обучение за счет компании, в т. ч. нерабочие активности (английский, йога и т. п.).
  • Тимбилдинг.
  • Прогрессирующая система оплаты труда.
  • Самореализация (включение в проекты, фокус-группы, возможность вести собственные проекты).
  • Свобода выбора действий в рамках своих компетенций.
  • Неформальное общение с руко­водством.

А теперь посмотрим на перечень того, что мы назвали «Мифы об удержании».

  • Только финансовая мотивация.
  • Карьерный рост.
  • Обещания светлого будущего.
  • Лояльный график работы.
  • Отсутствие субординации.
  • Социальные льготы (соцпакет).
  • Спецусловия для сотрудника.
  • Чрезмерное превозношение сотрудника.

И в завершение краткий список того, что отнесли к проблемам, которые известны и отмечены как мешающие удержанию сотрудников.

  • Манипулирование (с обеих сторон).
  • Конкуренция (за сотрудника с другими компаниями и вообще на рынке труда).
  • Потеря лояльности (а ведь ее может и не быть).
  • Амбиции сотрудника, которые компания не может (или не готова) удовлетворить.
  • Объективные, некорректируемые причины (смена места жительства, состояние здоровья).

Заметим, что не было сказано ни слова о том, что с людьми можно и нужно просто разговаривать на темы, что им нравится или не нравится (неформальное общение — не об этом). А ведь это, в отличие от половины из этого списка, почти ничего не стоит, кроме времени руководителя и сотрудника. Или же удерживающие интервью спрятаны в пункт «Манипулирование с обеих сторон»? Некоторые из участников признали, что так оно и выглядит, когда случается. Предметом торга, разумеется, становятся финансы, дополнительные материальные бонусы, нематериальные преференции, договорные обязательства и обязанности сторон — в общем все, что является интересом хотя бы одной стороны и может быть использовано за или против нее.

Но представьте себе ситуацию, что в мире пропали все конкретные стимулы и «плюшки». Все измеряется только удовлетворением сторон, и не важно, что его вызывает. Из потребностей обозначена лишь относительно обоюдная зависимость: одним (людям) работа нужна для жизни, вторым (компаниям) нужны люди, чтобы существовать и развиваться. Но даже в этой ситуации не все гладко, ведь интересы-то разные.

В игре участники делятся на две группы — наниматели и работники.

У первых очень сложная задача — они должны сохранить свою укомплектованность, притом что традиционных инструментов влияния (деньги, «плюшки» и прочие мотиваторы) у них нет. Но есть стратегия, принятая в компании: только наем, или только удержание, или баланс того и другого.

А работники свободно курсируют по полю рынка труда, не крепостное право ведь на дворе. Их, на первый взгляд, много (в пропорции больше, чем компаний). Все это количество распределяется в двух осях координат «доволен/не доволен своей работой» и «мной довольны/мной не довольны». Получается 4 группы (см. таблицу).

-3

Очевидно, что группа 1 — это идеальная картина мира, в которой хорошо всем, человек работает и работу не ищет, компания получает стабильный результат. Таких сотрудников хотят все, их ищут — и удерживать не надо. Но на рынке труда их нет, они туда просто не выходят. Очевидно, что группа 4 — самая печальная ситуация, поскольку и человек не хочет здесь работать, ищет другую работу, и компания не хочет с ним работать, не удерживает и постоянно ищет замену. Что представляют собой группы 2 и 3, легко представить. У каждой группы также своя стратегия: -/- (максимально активны, хотят поменять работу за этот раунд, найти четкое предложение); -/+ (достаточно активны, хотят рассмотреть предложения и найти подходящие варианты); +/- (не очень активно рассматривают предложения и находят подходящие варианты); +/+ (не готовы тратить время на предложения, продолжают работу у нанимателя).

Первый раунд о привлечении мы пропустим, отметим только, что это самая забавная и подвижная часть игры, когда применяют микс метода расстановок и игровой механики Meeple Placement («поставь рабочего на его место», впервые ярко применена в игре «Каркассон»). Во время этого раунда наниматели также должны присматривать за «своими»; если они этого не сделают, то не смогут спрогнозировать, как много людей у них могут схантить, пока они охотятся за другими подходящими кадрами. Кстати, это вам ничего не напоминает?

-4

А далее начинается второй раунд, когда работники приходят к уже своим нанимателям и начинают переговоры. Ведь за время найма кому-то из них сделали 100%-ный оффер. Кого-то пригласили на собеседование. Кто-то отказывал, но тем не менее в их руках остались визитки с заманчивыми предложениями. Наниматели не знают, что предложили их работникам, но если они внимательно наблюдали за ними в первом раунде, то должны иметь представление. И, держа в голове эту информацию, а также глядя на «код» своего работника (в первом раунде эти коды были недоступны), им надо правильно поставить запятую в «уволить нельзя удержать». Дамоклов меч в виде уровня укомлектованности держит нанимателей в тонусе, особенно в тот момент, когда они видят, что те, кто им нужен, имеют на руках уже уйму предложений. И также не могут не увидеть, что те, кто им не нужен, с пустыми руками, а уходить не собираются.

Самым ценным в игре является именно второй раунд, когда играющие за нанимателей сталкиваются с тем, что им нечем «купить» своих ценных работников. И в данной ситуации больше ничего и не нужно, кроме того, чтобы уметь задавать вопросы своему работнику, пытаться понять причины его недовольства, учиться мастерству слышать ответы, находить точки соприкосновения и договариваться даже в таких туманных условиях. Именно этот внутренний игровой конфликт помогает осознать, что стимулы — величина переменная, в любой момент могут исчезнуть и необходимо мыслить иначе.

Конечно, есть еще версии игры, в которых нанимателям доступны различные инструменты привлечения и удержания, а работникам обозначены определенные потребности, которые могут этими предложениями удовле­творяться. Но там у игры другая задача и другая история.

А в данной версии игроки-наниматели получают это осознание (по обратной связи). Некоторым из них даже удалось удержать своих ценных работников, несмотря на то что изначально они были настроены уходить.

Вот что суммарно этому способствовало:

  • стратегия удержания/баланса в найме-удержании (те, кто работал только в стратегии «никого не удерживаем, пусть уходят, других найдем», проиграли);
  • наблюдательность. В первом раунде они внимательно отслеживали, как много других нанимателей вертится вокруг их работников, и начали готовиться к беседам с ними, в т. ч. были готовы настойчиво преодолевать сопротивление работника;
  • находчивость. Понимая, что у них нет «плюшек» и «кнутов», проявляли чудеса изобретательности и переговорного мастерства, чтобы найти хоть какую-то зацепку и аргументы в свою пользу;
  • позитивный тон. Одна группа нанимателей имела все шансы выиграть, удержав всех своих работников. Но держались они очень сурово, так что работники не поверили, что их ждет доброе светлое будущее.
-5

Игровая ситуация «Рынок труда» — это эксперимент, в котором мы оперируем абстрактными величинами без привязки к каким-то причинам и мотивам. Чтобы научиться правильно взвешивать ценность удержания персонала и грамотно выстроить процедуры, игрокам было необходимо осознать внутренние механизмы данного явления как с позиции нанимателя, так и с позиции работника (напоминаю, в игре принимали участие директора и собственники независимой дилерской сети компании Coswick). Поэтому в данной игре нет смысла спрашивать о причинах или предлагать конкретные вещи, чтобы удержать. Это отсылает нас к еще одному важному моменту: мы как наниматели не всегда располагаем всеми возможностями, чтобы полностью удовлетворить все потребности наших работников. А даже если и располагаем, то делать это бесконтрольно и без осознания не стоит.

Да, работников нужно беречь, но и разбаловать их нельзя, все должно быть сбалансированно.

И еще один лайфхак, который унесли с собой игроки, — обязательно выслушивать работника. И даже если он уйдет, то, что привело его к решению об уходе, должно быть исправлено по возможности, чтобы удерживать и мотивировать других. Или вы для себя делаете вывод, что данные требования идут вразрез с компанией и ее ценностями/правилами/принципами, и тогда это будут правила найма, с какими запросами и целями вы не готовы принимать людей в свои компании. И, как ни странно, иногда такие грамотные удерживающие беседы имеют отложенный эффект: работник, увидев не только искреннюю заинтересованность нанимателя в нем, но и луч света в его позиции, может в последний момент принять решение остаться.

Кстати, после игры мы вернулись к результатам опроса о лайфхаках, мифах и проблемах, с которого начинали. Участники сошлись во мнении, что все относительно и что им необходимо пересмотреть свои взгляды, задумавшись над тем опытом, который они получили в игре. Что и требовалось доказать и достичь.

-6

Вероника ЗАЙЦЕВА

HR-эксперт cо стажем в профессии более 15 лет. Основатель игротехнической консалтинговой компании ProGameGym (профессиональные игровые бизнес-тренажеры и симуляторы soft skills).

Бизнес-игротехник (разработчик и ведущий деловых игр и бизнес-тренажеров). Авторская сценарная игра-симуляция «Рынок труда», посвященная теме найма и удержания персонала, позволяет:

  • наглядно увидеть (и откорректировать) различные модели поведения нанимателей и кандидатов на рынке труда;
  • оценить целесообразность той или иной стратегии;
  • проверить гипотезы ценности и влияния различных мотиваторов, на которые обычно делается ставка в процессе работы с персоналом;
  • выработать правильные стратегии в процессах найма, удержания и высвобождения сотрудников.

Целевая аудитория:

  • бизнес-тренеры, HR-специалисты;
  • преподаватели вузов, бизнес-школ;
  • руководители подразделений различного уровня управления.

Продолжительность проведения игровой сессии: от 3 до 8 часов.

Количество участников: 12–25 человек.

Специальное обучение и сертификация тренера: HR-специалист.

Журнал "Кадровые решения"