Вниманию нашего читателя предлагается Легенда «о несгораемой прекрасной булгарской царевне и двух её братьев, воспитанных в лесу». Вариант легенды взят из научной книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Под редакцией В. П. Семенова. С. – Петербург, 1901 г.
-------------------------------------------------------------------------------
Внутри малого окопа, неподалеку от четырёх-угольника, были ещё три большие палаты, в которых по описи дьяка Михайлова, был дом прежних царей. Но в настоящее время этих палат не существует; вероятно, они давно разрушились, потому что о них не упоминает даже Паллас.
По предположению Шпилевского, нынешняя церковь стоит на месте этого царского дома. Вне окопа и вне бывшего монастыря и монастырской слободы или нынешнего села, но внутри большого городского вала, находились следующие древние строения:
«Чёрная» или «Судная палата», сохранившаяся лучше всех зданий древнего Булгара. В древнейших письменных памятниках о булгарских древностях (в описях Михайлова и Савенкова) этих названий ей не приписывается. Судейской или Судной палата названа впервые в описании Палласа, а вслед за ним так называют её Эрдман и Кафтанников, считавшие это здание за главное булгарское судилище, – судейский дом. Эти же последние два исследователя называют палату Чёрной, причём Кафтанников, в объяснение этого названия, приводит булгарскую рукописную легенду «о несгораемой прекрасной булгарской царевне и двух её братьев, воспитанных в лесу».
Легенда эта рассказывает, что во время приступа Тамерлана к городу, хан Абдуллах, с жёнами и некоторыми детьми, запёрся в Судейской палате. Тамерлан приказал завалить палату снизу до верху бревнами, облитыми горючими веществами, и зажечь.
Хан Абдуллах сгорел со всеми приближенными, за исключением одной из дочерей, которая спаслась чудесным образом. По сожжении палаты, её увидели сидящей на своде, обернутой в белую одежду муллы Хисамутдина, почитавшегося тогда за святого, гробница которого стояла под одной палатой на ханском кладбище, близ минарета.
Ханская дочь, по своей набожности, целомудрию и добродетели, издавна почиталась за святую, а, по необыкновенной красоте, её называли райской гурией.
Когда её представили Тамерлану, он удивился чудному спасению и, прельщенный её красотой, по отступлении от города, взял с собой царевну и её брата.
Этим пожаром судейской палаты Кафтанников и объясняет название её – Чёрной, т. е. закопченной дымом.
Березин находит, что название «Судной палаты» принадлежит к числу новейших и притом ложных толкований. По его мнению, Судная палата есть не что иное, как одна из лучших булгарских мечетей. Сделав затем подробное описание памятника, он прибавляет: «с северо-западной стороны примыкало к мечети особенное строение, – может быть, что-нибудь вроде медресе, – духовного училища».
--------------------------------------------------------------------
The Bulgar Times (Болгар Заманы, Время Булгар) 2012 № 1/2 (8/9), стр. 50.