Найти в Дзене
Ночной психотерапевт

Рынок отношений: почему мы торгуем страхами вместо того-чтобы строить близость? (редакция 2

Рынок отношений: почему мы торгуем страхами вместо того-чтобы строить близость? (редакция 2) Как психолога, меня глубоко озадачивает обилие в соцсетях тем, посвященных «рынку отношений». Все эти «тарелочницы» и «пополамщики», где партнеры превращаются в товары с ценниками. Обсуждение этих ярлыков уводит от сути, фокусируясь на симптомах, а не на глубинных причинах. Это создает иллюзию, что других-то моделей и не существует, загоняя живых людей в примитивные, болезненные сценарии. Когда я смотрю вглубь этого явления, я вижу женщин, ощущающих острую потребность в безопасности, но прикрывающихся маской цинизма или презрительности. Эту безопасность, по их мнению, мужчина должен продемонстрировать через «ритуальные» действия: оплату счетов, подарки, демонстрацию ресурса. По сути, этот танец можно свести к одному предельно честному и острому вопросу: «А будет ли у меня где жить с ребенком и чем его кормить?». Этот вопрос имеет абсолютное право на существование. Это легитимная потребность

Рынок отношений: почему мы торгуем страхами вместо того-чтобы строить близость? (редакция 2)

Как психолога, меня глубоко озадачивает обилие в соцсетях тем, посвященных «рынку отношений». Все эти «тарелочницы» и «пополамщики», где партнеры превращаются в товары с ценниками. Обсуждение этих ярлыков уводит от сути, фокусируясь на симптомах, а не на глубинных причинах. Это создает иллюзию, что других-то моделей и не существует, загоняя живых людей в примитивные, болезненные сценарии.

Когда я смотрю вглубь этого явления, я вижу женщин, ощущающих острую потребность в безопасности, но прикрывающихся маской цинизма или презрительности. Эту безопасность, по их мнению, мужчина должен продемонстрировать через «ритуальные» действия: оплату счетов, подарки, демонстрацию ресурса.

По сути, этот танец можно свести к одному предельно честному и острому вопросу: «А будет ли у меня где жить с ребенком и чем его кормить?». Этот вопрос имеет абсолютное право на существование. Это легитимная потребность в безопасности. Экономическая зависимость - одна из главных причин, почему женщины не могут покинуть отношения, связанные с насилием. Проблема не в самой потребности, а в стратегии ее удовлетворения. «Рынок» возникает, когда эта легитимная потребность ищет решения вовне (в мужчине-добытчике), а не внутри (в развитии собственной финансовой автономии ). Женщина попадает в ловушку - она ищет не партнера, а функцию-спонсора, требуя подтверждения «ресурса» уже на первом свидании.

А что в этот момент чувствует мужчина, которого проверяют по чек-листу? Он чувствует себя не любимым, а используемым. Он тоже товар - «товар-добытчик». Его личность, его чувства не важны, важен только его ресурс.

Но почему он вообще вступает в эту игру? Он не просто пассивная жертва «чек-листа», он - активный участник этой системы. Его, как правило, тоже научили объективировать. Общество, игнорирующее эмоциональные потребности мужчин, учит их подавлять свои чувства, что приводит к дефициту эмоционального интеллекта и эмпатии. Ему сложно строить эмоциональную близость, поэтому он сам, еще до всяких «чек-листов», склонен видеть в женщине набор функций или ролей (красота, забота, статус, удобство). Он не знает, как предложить в отношения свою личность и эмоции, поэтому предлагает то, чему его научили - свою функцию добытчика.

В этой игре нет победителей. В итоге встречаются два страха: женский страх остаться брошенной без ресурса в уязвимой материнской позиции и мужской страх быть использованным (страх, что его функция окажется важнее личности). Это не отношения, это сделка двух напуганных людей. И оба остаются глубоко одинокими.

Почему так? Причина такого поведения женщин - в глубоких культурных сценариях и трансгенерационных паттернах. Они хранят в себе реальный страх поколений, выросший из бесчисленных примеров тяжелейшего выживания одинокой матери. Этот страх, переданный через воспитание и семейные истории, заставляет искать опору вовне. Но аналогичные культурные сценарии есть и у мужчин - они хранят память о том, каково это - быть преданным, использованным только как функция-добытчик и отвергнутым, как только ресурс кончился. В корне же всего этого лежит еще одна, более глубокая основа - глобальная недолюбленность, свойственная нашей культуре, которая приводит к инфантильному поиску всесильного родителя в партнере. Того, кто наконец придет и решит все твои проблемы.

А алгоритмы соцсетей только усугубляют проблему, вынося этот «рынок» на поверхность и создавая иллюзию, что это-единственная существующая модель.

Выход из этого «рынка», основанного на страхе, - в движении к подлинной близости. В смелости и способности показать свою уязвимость. В том, чтобы говорить о своих потребностях прямо, а не через манипуляции и «чек-листы». В осознанности!