Найти в Дзене

Смеялись над американцами, а сами стали такими же

Америка давно веселит весь мир своими познаниями в географии. Американские президенты и телеканалы допускают такие ляпы, которые немедленно становятся мемами. То Африка у них страна, то Бельгия - город, то в родной стране у них 58 штатов, а то и вообще появляются новые страны, например Кырзахстан и Кырзбекистан. Из последнего: президент Трамп, говоря о конфликте между Арменией и Азербайджаном назвал Армению Албанией, а Азербайждан Абербайджаном, а после и вообще Камбоджей. А в одной из своих предвыборных речей заявил, что «не знал, что существует столько стран». Слушая эти ляпы от президентов, невольно задаёшься вопросом: если уж высокопоставленные чиновники с хорошим образованием допускают такие вопиющие ошибки, то как же обстоят дела у обычных граждан, чему их учат в школе? Сатирик Задорнов любил повторять в своих выступлениях про американцев, какие же они туп*е. Мы всей страной смеялись над ними и гордились собою, что мы, русские, не такие. Мы умнее, развитее, смекалистее. В 2002 г
Оглавление

Кадр из мультсериала "Симпсоны"
Кадр из мультсериала "Симпсоны"

Америка давно веселит весь мир своими познаниями в географии. Американские президенты и телеканалы допускают такие ляпы, которые немедленно становятся мемами. То Африка у них страна, то Бельгия - город, то в родной стране у них 58 штатов, а то и вообще появляются новые страны, например Кырзахстан и Кырзбекистан. Из последнего: президент Трамп, говоря о конфликте между Арменией и Азербайджаном назвал Армению Албанией, а Азербайждан Абербайджаном, а после и вообще Камбоджей. А в одной из своих предвыборных речей заявил, что «не знал, что существует столько стран». Слушая эти ляпы от президентов, невольно задаёшься вопросом: если уж высокопоставленные чиновники с хорошим образованием допускают такие вопиющие ошибки, то как же обстоят дела у обычных граждан, чему их учат в школе?

Сатирик Задорнов любил повторять в своих выступлениях про американцев, какие же они туп*е. Мы всей страной смеялись над ними и гордились собою, что мы, русские, не такие. Мы умнее, развитее, смекалистее. В 2002 году журнал National Geographic проводил опрос среди молодых людей от 18 до 24 лет в 9-ти странах. Хуже американцев а знании географии показали себя только мексиканцы. Многие из опрошенных не могли показать на карте собственную страну или назвать количество населения, считая, что на территории США живут от 750 млн до 2 млрд человек. Доходило до смешного: в 2008 году американцы узнали про существование государства Грузия из сводок новостей, начинавшихся словами " Russia invaded Georgia" ( Россия вторглась в Грузию). Дело в том, что американский штат Джорджия пишется на английскрм также, как Грузия, и большинство американцев не представляли, что есть целая страна с таким названием. Спустя 20 лет, в 2022 году американцы не смогли показать на карте Украину.

Скриншот из выпуска новостей канала CNN. Конг Конг у них в Южной Америке
Скриншот из выпуска новостей канала CNN. Конг Конг у них в Южной Америке

Не так давно я делилась со своим американским знакомым видео лося, которого мы засняли во Владимирской области. Этот американец имеет очень хорошее образование, он путешествовал по России в 2018 году и знает не только Москву и Петербург, но каково же было моё удивление, когда он отреагировал словами: "You seem to be very close to nature in Siberia!" (Кажется, вы в Сибири очень близки к природе). То есть в сознании даже высокообразованного американца Россия состоит из Москвы и Сибири, хоть я и писала, что видео снято в 400 км от Москвы.

С американцами тут всё понятно, в их учебной программе просто нет отдельного предмета "География". Она существовала как отдельная дисциплина до середины прошлого века, но после реформы образования её включили в курс social studies, объединяющий историю, обществознание, экономику и географию, где на первом месте история собственной страны, даже не мировая. И даже в этой сборной солянке из 4-х предметов географией часто жертвуют в пользу истории. Изучение истории без географии приводит к тому, что американцы знают, что их страну открыл Колумб, что он плыл из Испании, а вот где эта Испания не знают, и при этом совсем не стыдятся этого, так как искренне считают, что живя в такой огромной и великой стране, они не обязаны знать устройство остального мира.

Смеялись мы смеялись, и не заметили, как у нас под носом выросло целое поколение, недалеко ушедшее от американцев в знаниях географии.

Я с грустью наблюдаю, что мои неглупые ученики не могут показать на карте 6 крупнейших стран мира, не знают регионов России, количество населения в нашей стране, не отличают Арктику от Антарктиды, и вообще выдают вещи типа "Ереван - это столица Баку". Девятиклассники, готовящиеся к ОГЭ, в ответах на вопросы электронного ассистента про места в России, которые они бы порекомендовали посетить иностранному туристу, ничего, кроме Москвы, назвать не могут. Я, репетитор, составляю для таких учеников ответы, предлагая им сказать про Байкал, Камчатку, Алтай, Карелию! Я рассказываю им про причины изменения климата и глобальное потепление и его влияние на окружающую среду в теме "Проблемы экологии и охрана окружающей среды" в ЕГЭ по английскому. Дети не могут написать эссе, в котором нужно проанализировать данные графика о проблемах мегаполисов, к примеру.

Вот восьмиклассница спрашивает у меня, зачем ей география, если есть навигаторы? И при этом она не может допустить, что интернет может исчезнуть. Эта девочка читает текст про британскую погоду, про бесконечные туманы и дожди и не понимает, почему там постоянно так, а в соседней Франции или у нас в России не так. То есть она не может осмысленно воспринимать географическую информацию.

Да, в нашей программе обучения география, как правило, подаётся скучно. Детям не объясняют взаимосвязь каких-то явлений и процессов. Обучение строится на заучивании терминов и понятий, а изучать, как всё это работает, времени нет. Поэтому мои ученики на наших уроках английского с удивлением открывают для себя связь между глобальным потеплением и атмосферными загрязнениями, природными катаклизмами и круговоротом воды в природе и прочие вещи, которые, например, мы проходим в рамках темы "Окружающая среда", готовясь к экзаменам. Потому что там нужно объяснять, что, например, парниковые газы, поднимаясь вверх, задерживают солнечное тепло, что приводит к глобальному потеплению. Глобальное потепление приводит к таянию льдов в Арктике и Антарктике, что, в свою очередь, повышает уровень мирового океана и приводит к изменению климата и всевозможным катаклизмам. В общем, многие ученики узнают про это на уроках английского, а не географии. Ну и это, конечно, требует большего времени для подготовки к экзамену.

Моей ученице-восьмикласснице на географии скучно. Там длинные тексты, а она привыкла к картинкам. Сегодняшние дети воспринимают информацию через яркие картинки, но в голове моей ученицы эти картинки висят по-отдельности, они не связываются в единую картину мира, поэтому она не в силах понять ход событий, их логику, понять причины явлений в той же географии или развитие исторических событий.
-3

Вероятно, глядя на удручающее положение географии в современном образовании, президент предложил объявить 2026 год Годом географии. География важна и с политической точки зрения, способствуя популяризации культурного наследия и формированию национальной идентичности общества. Для этих же целей ежегодно проводится географический диктант, в котором я решила принять участие. Он пройдёт 30 ноября в 12 ч онлайн. Я, кстати, уже потренировалась на вопросах из диктантов прошлых лет. И провалила половину из них! А была уверена, что отлично знаю географию. Но вопросы там не только из географии, много вопросов, касающихся истории и культуры нашей страны и мира. Диктант, кстати, помог мне узнать некоторые уникальные особенности нашей страны, поэтому даже если я не очень хорошо справлюсь, всё равно польза от него будет.

Как у вас с географией? Считаете этот предмет бесполезным? Пишите, обсудим!

PS: Я в бытность работы в школе как-то писала НОУ с учеником. Предложила ему найти на карте штата Нью Йорк названия населённых пунктов, которые встречаются в разных уголках мира, типа городков Москва, Санкт Петербург, Одесса, Египет, Париж и тп, которые встречаются в США повсеместно. И объяснить эти факты с точки зрения истории. И с каким же интересом мы с ним оба искали эти поселения, узнавали этимологию названий, историю! Вот бы так учить географию в школе! Помнится, называлось это в методике "межпредметными связями". Но куда нашему образованию до таких высот, тут лишь бы минимум успеть пройти.