Рассматриваем старые фотографии
У фотографии несколько официальных праздников. Один из них – 5 ноября, день рассматривания старых фотографий. Предлагаем немного отвлечься от современности и посмотреть на то, что было больше 100 лет назад.
Считается, что фотография появилась в 1826 году. Совсем скоро у нее будет почтенный юбилей. 200 лет ─ это не шутка! С появлением камер на телефоне фотография стала доступной – каждый сам себе фотограф. Не понравилось – дорисовал, обрезал, удалил и сделал новое фото. Так и хочется сказать, как Печкин из Простоквашино: «До чего техника дошла!». Но так было не всегда.
Самые первые фотографии штучны и мало похожи на то, что сейчас входит в понятие фотографии. Их можно было напечатать только один раз, а рассмотреть только под определенным углом. Время шло, техника совершенствовалась, а вместе с этим фотография все больше входила в жизнь людей. Ближе к концу 19 века фотография стала и вовсе законодательницей мод – чутко ловила новые тренды, выряжаясь современным языком. 🙂 Два самых распространенных жанра фотографии 19 века – портрет и пейзаж. Примечательно, что среди фотографов того времени было много художников, пробовавших себя в новом. Благодаря им фотография вышла на новый уровень и стала отдельным видом искусства. Конечно, она ещё долго оставалась не массовым и не дешевым удовольствием.
Перенесёмся в дореволюционный Петербург, столицу Российской империи (и не только туда). Документальная справка: в 1896 году в Петербурге работало 77 фотоателье. Да, да, не 7, а 77! Цифра впечатляет! На Невском проспекте, который уже тогда считался центральной магистралью города, располагались 20 фотографических фирм (конкуренция!). На это время пришёлся расцвет знаменитого ателье династии Карла Буллы с сыновьями. В последствии около 100.000 негативов из их коллекции легли в основу Центрального государственного архива кинофотофонодокументалистов. Можно сказать, что фотографии того времени стали документальной летописью жизни дореволюционной России.
Может показаться, что на фотографии в правом верхнем углу обычный чёрный ящик, на самом деле это фотоаппарат Кодак начала 20 века. Тот самый Кодак, который гремел весь 20-й век и который в 21-м вытеснила цифровая фотография.
К сожалению, жизнь напечатанной фотографии конечна. Историки считают, что это век, после чего фотокарточка начинает блёкнуть, особенно, если её неправильно хранить. Тем интереснее рассматривать старые фотографии: подмечать забавные детали, видеть вещи, которые безвозвратно ушли в прошлое, и те, которые, наоборот, актуальны и поныне. Чтобы получше разглядеть некоторые фотографии пришлось вооружиться лупой ─ увеличительным стеклом, это не фигура речи.
На современных фотографиях лидируют котики. Именно они в мире (!) считаются самым мемным домашним животным (от слова мем), которое охотнее всего фотографируют. Что уж говорить про Россию, страну кошек, ─ тут котики прилично потеснили собак. Но так было не всегда. На дореволюционных фотографиях чаще можно встретить как раз собак. Уже тогда они примерили на себя совершенно разные роли: помощник в работе, транспорт, домашний любимец, верный компаньон.
Самый верный друг
Начнём с самой трогательной фотографии, которую мы увидели в оригинале в «Русском музее». На фотографии Цесаревич Алексей со спаниелем Джоем. Наверное, многие помнят из школьной программы, что Алексей был болен, из-за чего не мог играть и общаться со сверстниками так же свободно, как другие дети. В семье Николая Второго было много животных. Но самый симпатичный именно спаниель Джой ─ верный друг Алексея, который сопровождал его дома, за городом и в поездках. Посмотрите, что делает озорник Джой. Трюк «Служить!» на узком мостике.
В отличие от хозяев, судьба оказалось благосклонной к Джою. Его забрал к себе половник русской императорской армии Павел Родзянко. С ним Джой отправился в эмиграцию – в Великобританию, где побывал в Букингемском дворце на приёме у короля Георга V (двоюродный брат Николая II). Георг попросил оставить Джоя при дворе. Говорят, там Джой прожил долгую жизнь и похоронен на кладбище королевских собак (рядом с Виндзорским замком).
Феликс Юсупов позирует Валентину Серову для портрета
1903 год. Один из наследников знаменитой династии, младший сын Юсуповых в имении родителей (современная Московская область) позирует художнику для своего портрета. Недавно этот портрет мы видели в Русском музее на выставке «Жизнь замечательных собак». Самая частая фраза от посетителей, которые подходили к картине: «Это же убийца Распутина!». Справедливости ради, личность Феликса Феликсовича шире, чем «убийца Распутина». Хоть бери и делай про него отдельный пост (а заодно и про его питомца).😉
Знаете, чем нас привлекла это фотография? Художник улучшил модель. 😊
Не Феликса (он на картине почти, как на фото), а его французского бульдожку. Сравните уши на фотографии и на картине. На портрете они куда более аристократичные. 😊
Автомобиль и не только он
Это фотография нам понравилась не только тем, что она из ателье Карла Буллы. И не потому, что на ней нечастый гость дорог того времени – персональный автомобиль (на дворе 1913 год). Даже звёздная пассажирка не стала предметом нашего пристального внимания: в машине сидит жена редактора «Автомобиль» Лидия Яковлевна Нагель (сомневаемся, но, вроде, так её звали). Посмотрите на «водителя» ─ французского бульдога. Такая же порода, как у Феликса Юсупова. Французские бульдоги вошли в моду в России в конце 19 века, их заводили многие известные и состоятельные люди того времени. Например, Шаляпин и его питомец Ройка.
В магазине
Не секрет, что ассортимент магазина зависит от того, на что есть спрос. Помните, о чём пел Чебурашка: «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдёт». Рассмотрим магазин ёлочных игрушек 1913 года (фотография неизвестного автора, Санкт-Петербург). Пришлось достать увеличительное стекло, чтобы получше разглядеть ассортимент. Кого там только нет: медведи, гуси, попугаи и, конечно же, собаки. Кажется, среднем в ряду стоят французские бульдоги и при этом на полках мы не заметили ни одного кота. Это к вопросу о популярности.😎
Собаки на работе
Фотография называется «Езда на собаках на Новой земле». Мы её сделали на выставке в Петербургском Манеже. Фотограф Яков Лейцингер, 1885 год.
В некоторых регионах страны езда на собаках была единственным видом транспорта. Лошадь не пройдёт, машин не было, крупный рогатый скот увязнет под своей тяжестью. То ли дело легкие, послушные и выносливые собаки. Для коренных народов севера – часть их традиционной культуры. Кто хочет завести такого же мохнатого «мишку», как на фото, должен знать, что с ним в квартире будет не просто. Таким питомцам нужны не просто прогулки, а, что называется, марафоны. Без движения и без любимого хозяина «мишка» заскучает, загрустит, да так, что вместо активной собаки останется её бледная тень.
Хвостатые компаньоны
Почему-то считается, что собаки стали компаньонами только в 20 веке, а раньше их заводили строго для дела. С одной стороны, это так, да не так. Уже в 19 веке собаки постепенно отходят от своей главной утилитарной роли (охотник, охранник) в более эмоциональную сторону – член семьи. Обе фотографии сделаны больше 100 лет назад, в 1910 году. На фотографии «За письмом» хозяин пишет, а питомец ничего не делает – развалился и просто лежит. Вторая фотография называется «Девочки с собакой на веранде». Даже если это постановочное фото и в реальности было не так, всё равно чувствуется отношение к хвостатому. Если немного по-другому одеть героев и чуть-чуть изменить обстановку – готовая сцена из жизни 21 века.
Собака в науке
Эти фотографии посвящены тому, кто сделал людей здоровее. Речь идёт об Иване Петровиче Павлове. Физиолог, профессор, академик, почетный член 132 академий и научных сообществ. Пожалуй, с тех пор ни один российский ученый не был так известен за рубежом, как Павлов.
На первой фотографии, датированной 1913-м годом, Иван Петрович среди слушателей Военно- медицинской академии в лаборатории физиологии пищеварения. Мы заинтересовались, что держит женщина в белом, а точнее кого. Собаку? На сайте научной Библиотеки имени Горького мы нашли похожую фотографию. Да, там собака. Сейчас «собака Павлова» ─ имя нарицательное, символ эксперимента для изучения рефлексов. Павлов работал над своими исследованиями долгие годы: начал в 1890-х и не заканчивал до самой смерти в 1936 году. Можно долго рассуждать над этичным обращением с животными (за это его ругать и не любить), но вклад в науку бесценен.
На даче
Задачка на внимательность: «Сколько видите барбосок на фото?». А пока вы считаете, краткий экскурс в историю этой фотографии. Снимок называется «Семья Щукиных на даче». Сергей Щукин – московский купец, коллекционер и меценат, разбогатевший в период индустриализации Российской империи. Мы бы к этому перечню добавили слово «выдающийся», он заслужил. Одно дело разбогатеть, другое дело, что потом делать с деньгами. Щукин стал покупать живопись, в том числе французских художников, к которым тогда было своеобразное отношение (Матисс, Пикассо). Это сейчас они стали мировыми звёздами живописи. Итак, Сергей Щукин покупает для своей коллекции: картины Пикассо, Матисса, Моне, Ренуара, Сезанна (список не полный). До Первой Мировой войны в его коллекции уже 221 картина. Одна из самых известных картин Матисса «Танец» (сейчас находится в Эрмитаже) заказана в 1909 году для лестницы его особняка. В общем, не было бы Щукина, не было бы столько картин в российских музеях.
На прогулке
Главное, не запутаться в географии. Эта не та набережная, которая в Сестрорецке. И к Юрию Гагарину она не имеет отношения. На снимке 1902 года набережная в Петербурге, которая сейчас называется набережной Кутузова.
Знакомая «современная история»: питомец гуляет возле дороги без поводка. Причём, охотничьей породы, склонной к побегу. Если кто-то думает, что с воспитанием у дореволюционных аристократических питомцев был полный порядок, это не так. Они были такими же, как их современные сородичи: пробелы в поведении никто не отменял! А раз так, то при первом удобном случае, удирали от хозяев. В газетах того времени периодически мелькают объявления «сбежала собака» и «найдена собака».
Общественный транспорт
Перед вами Петербург 1900 года. Карл Булла сфотографировал омнибусы на Садовой улице (похожи на трамваи, но пока ещё на конной тяге). Но не только их: в кадр попало облаивание общественного транспорта. 😊 Не будем подсказывать, где тот, кто лает – вы найдёте его сами.
В то время общественный транспорт был не таким проворным, как современный (несмотря на то, что современный частенько ругают, особенно в час пик). И комфортом там, что называется, и не пахло, а пахло другим (в такой-то толпе). Разговаривать не получалось – от шума собеседника было не слышно. Омнибусы – массовый и сравнительно дешёвый общественный транспорт того времени. Проезд стоил порядка 5-10 копеек. Однако даже такая сумма для многих была значительной, поэтому большинство горожан предпочитало ходить пешком. Кто спрашивает «а можно ли зайцем? Кондукторы там были. 😊 Пройдёт совсем немного времени, омнибусы и лошадей вытеснит трамвай, но это уже другая история.
История фотографии — это не только про объективы и фокус. Это про жизнь: кто был рядом, кого ценили, с кем делили будни. И если сегодня ленту соцсетей уверенно захватили котики, то сто лет назад в кадре чаще были собаки — друзья, помощники, компаньоны, а иногда и полноправные участники общественной жизни.
Поделитесь в комментариях, какие снимки из прошлого тронули вас больше всего.
И не забудьте и подписаться🔔 — у нас ещё много поводов рассматривать, сравнивать, удивляться и улыбаться вместе.