Давным-давно, в далекой-далекой галактике... Полуакустические басы выпускались соцстранами в достаточном большом количестве и предлагали какой-никакой выбор моделей. В их числе присутствовали инструменты с полым корпусом в форме скрипки, наподобие Hofner 500/1 Пола Маккартни. Особенно отличились болгарские производители. Широкое распространение получили вариации на тему "битлобаса" под марками "Орфей" и "Кремона". Изначально они предназначались для использования в джаз-бэндах, а по факту на них исполняли музыку самых разных направлений. Да и образ легендарной ливерпульской четверки прочно закрепился в народе. Еще бас-гитару симметричной формы легче переделать для левши.
Время от времени я проявлял интерес к подобным басам. Вообще в мои планы не входило становиться басистом, но еще на раннем этапе создания музыки я понял, что партия настоящей бас-гитары способна оживить даже электронный трек. Аранжировки песен в ряде случаев удобнее начинать делать с баса. Меня устраивали любые модели со сплошной декой, лишь бы позволяли играть привычные T-S-D и пентатоники. Полуакустические бас-гитары казались очень уж нишевыми инструментами, со специфическим звучанием и далеким от современности дизайном. Болгарские "Орфеи Тримонциумы" встречались часто, "Кремоны" чуть реже. Держал в руках Hofner. А помимо него - японские, корейские и китайские изделия по мотивам. Все, включая германский оригинал, оказались инструментами средней степени удобности. У "Хёфнеров" во время энергичных пассажей часто соскакивают струны с бриджа, так как в качестве седел нижнего порожка применяются короткие ровные отрезки ладовой проволоки (их можно переставлять в пазах, регулируя мензуру, помимо сдвигания всей подставки). К слову, машинка у "Орфея" устроена еще проще - это сплошная деревянная планка с четырьмя вкрученными сверху винтами, в головках которых сделаны пазы для струн. И только "Кремона Джипсон бас" является верхом болгарского технического творчества. Здесь бридж металлический с передвигающимися седлами из оргстекла, прочно стоящий на двух мощных винтовых опорах. И еще фигурный сборный струнозацеп в стиле Rickenbacker. Единственная проблема - от болгарских басов порой трудно добиться идеальной настройки.
Бас-гитара "Кремона" является, на мой взгляд, стопроцентным попаданием в образ. Такой мини-контрабас, умещающийся в руках. Как и большинство подобных инструментов, имеет укороченную мензуру - всего 780 мм. Нечто среднее между обычной гитарой и басом. Некоторые музыканты предпочитают использовать медиатор, чтобы сделать звук ярче, подчеркнуть верхнюю часть диапазона, пробиться через остальные инструменты. У одного знакомого в начале двухтысячных была "Кремона", которой он очень дорожил. Я тогда не привязывался к вещам, поэтому ко мне гитары и басы как приходили, так и уходили. А когда несколько лет назад встретил в продаже "Кремону Джибсон бас" (именно так ее обозначали на фабрике), сразу купил, несмотря на копаное состояние инструмента - учитывая, что ему уже полвека и производство давно прекращено.
По меркам бас-гитар "Кремона" очень легкая, весит примерно 3 килограмма. Центр тяжести находится в районе пятки грифа / переднего крепления ремня. На ремне у инструмента баланс в порядке. Если же играть сидя, оперев корпус на колено, гриф начинает перевешивать, но не слишком ощутимо. Данная особенность присутствует у всех известных мне полуакустических басов с корпусами скрипичных форм. Своеобразная плата за оригинальный дизайн. Сейчас, когда есть масса возможностей опробовать в деле сразу несколько инструментов разных фирм - одолжить у коллег по цеху, зайти в музыкальный магазин - я заметил, что "Кремона" чуть ли не самая удобная из всех "скрипок". И если вам посчастливится достать такой инструмент в отличной сохранности, потребуются лишь минимальные регулировки.
Компактный болгарский бас задействую в работе постоянно. За счет малых размеров и веса он является подручным вариантом, на нем хорошо сочинять партии, играть подолгу, не уставая. Родные датчики отлично передают самые низкие частоты, хотя им не хватает теплой "середины" и резких "верхов", которые ждешь от винтажной "скрипки". Звук на проводе басовит и обладает нейтральной окраской, поэтому хорошо укладывается в микс. Сигнал достаточно громкий и чистый. И если в одних песнях я делаю упор на фанковое звучание инструмента, то в других заполняю низкими частотами хард-роковые риффы, а также можно брать аккорды как на гитаре.
Конструкция "Кремоны" - "Джибсон бас", уже неоднократно обсуждалась на sovietguitars и других профильных ресурсах. От себя добавлю личных впечатлений по имеющемуся в наличии экземпляру. Гриф узкий с глубоким U-образным профилем. Геометрия схожа с грифами советских басов (в частности, ростовского), но оставляет более приятные ощущения. Дерево легче, обработка ладов и накладки аккуратнее. Голова симметричная с двухрядным расположением колков. Колковая механика открытая, раздельная, 1x1. Шестерни крупные, мощные. Головки колков пластмассовые, крутить удобно, не впиваются в пальцы. Недостаток - ломкие.
Гайка регулировки анкера находится в основании грифа, под нее есть выемка на верхней деке. Корпус и гриф имеют белую окантовку. У моего баса она цела, несмотря на то, что ее уже успели закрасить предыдущие владельцы. Из прочего чужеродного: гнездо 6.5 мм в верхней деке вместо СГ-5 на обечайке, распайка звукоснимателей по схеме громкость, тон, галетный переключатель. В оригинальной схеме переключателя не было, громкость каждого звукоснимателя регулировалась отдельным потенциометром. Будет время, начну приводить инструмент в порядок.
Когда мы говорим "Кремона", подразумевая марку струнных инструментов из соцстран, на ум прежде всего приходит чехословацкая Cremona, центр производства которой располагался в городе Луби (экс-Шёнбах). Именно там среди множества мелких мастерских зародилось предприятие Карла Хёфнера, впоследствии перенесенное на территорию ФРГ. И помимо хорошо известных у нас классических гитар, производственное объединение в ЧССР выпускало акустические и электрические арктопы под марками Cremona / Lignatone / Schonbach. Вполне могу предположить, что и легендарный "скрипкобас" существовал в чехословацком исполнении.
"Българска Кремона" с центром производства в городе Казанлык ведет начало от ателье, основанного в 1924 году братьями Георгиевыми. Они выпускали мандолины, скрипки, виолончели, контрабасы. Вскоре стали изготавливать гитары. В отличие от "Орфеев" с мебельной фабрики в Пловдиве, "Кремона" из Казанлыка производилась на фабрике музыкальных инструментов вместе со скрипками и контрабасами, имея богатую музыкальную родословную. Предприятие живо до сих пор. Современные инструменты обозначаются латиницей - "Kremona", с буквы "K". Сейчас в каталоге есть только классические и фолк-гитары. Причем, присутствуют довольно дорогие модели из массива дерева.
Видео в процессе обкатки только что сочиненной басовой партии для будущей композиции
Электрические гитары и басы в настоящее время не выпускаются. Хотя новодельный "скрипкобас" "Кремона" был бы очень кстати. Интересно, какие струны стояли на них изначально? Обычные или плосконавитые? Я использую стандартный басовый комплект 45-105 с круглой никелированной обмоткой, средней силы натяжения. Эти струны позволяют делать подтяжки, оставаясь достаточно жесткими. Хочу опробовать еще комплект с плоской (flatwound) или ленточной (tape) обмоткой и послушать, как изменится звук. Думаю, отличный повод для джем-сейшена.