Найти в Дзене
Автомобильный мир

Первым легковым автомобилем с турбодизельным двигателем был Citroen SM Regembeau

Мода в автомобильном мире, как и всё остальное, циклична. Сегодня электропривод в тренде, а дизеля все меньше в предложении, но так было не всегда. Более того, дизельное топливо доминировало на рынке долгие годы, пережив стремительный рост популярности в несколько этапов. Одним из ключевых моментов стал 1977 год, когда был представлен первый серийный легковой седан с турбодизельным двигателем — Mercedes 300 SD (W116). Но действительно ли Mercedes был основоположником этой технологии? Нет. В 1954 году немецкий производитель MAN выпустил грузовик с турбодизельным двигателем. Что касается легковых автомобилей, то первопроходец в этом направлении был сделан во Франции двадцать лет спустя — и не в массовом производстве, а благодаря гению-самоучке Жоржу Режембо. Поклонники Citroën хорошо знают его имя. Этот гениальный изобретатель участвовал во множестве автомобильных проектов (и не только). В 1955 году он сконструировал Traction 15/6 с двигателем с непосредственным впрыском топлива, развива
Оглавление

Мода в автомобильном мире, как и всё остальное, циклична. Сегодня электропривод в тренде, а дизеля все меньше в предложении, но так было не всегда. Более того, дизельное топливо доминировало на рынке долгие годы, пережив стремительный рост популярности в несколько этапов. Одним из ключевых моментов стал 1977 год, когда был представлен первый серийный легковой седан с турбодизельным двигателем — Mercedes 300 SD (W116).

Но действительно ли Mercedes был основоположником этой технологии? Нет. В 1954 году немецкий производитель MAN выпустил грузовик с турбодизельным двигателем. Что касается легковых автомобилей, то первопроходец в этом направлении был сделан во Франции двадцать лет спустя — и не в массовом производстве, а благодаря гению-самоучке Жоржу Режембо.

Поклонники Citroën хорошо знают его имя. Этот гениальный изобретатель участвовал во множестве автомобильных проектов (и не только). В 1955 году он сконструировал Traction 15/6 с двигателем с непосредственным впрыском топлива, развивавшим скорость более 200 км/ч. Он также разработал антиблокировочную систему тормозов (патент на которую был куплен Ferodo, но так и не был использован), а также пяти- и даже шестиступенчатые коробки передач, которые Citroën использовал в гоночных автомобилях ещё в 50-х годах.

-2

Когда в 1970 году был выпущен легендарный Citroën SM, Режембо сразу же влюбился в этот автомобиль. А когда у этого прекрасного купе появились первые механические проблемы, «дядя Жорж» разработал программу повышения надёжности. Он подготовил 300-сильный двигатель V6 Maserati и сопряг его со своей шестиступенчатой ​​коробкой передач — этот комплект пользовался успехом.

-3

Для моделей DS и SM Режембо также рассматривал варианты с дизельным двигателем. Сначала он установил двигатель Perkins, затем Indenor, но его характеристики оказались неудовлетворительными. Затем он решил попробовать дизель Mercedes, добавив к нему компрессор, а затем разработать собственный дизельный двигатель. Отчасти потому, что за основу он взял блоки цилиндров от Citroën C35, которые закупил у дочерней компании в Лионе. Он добавил к ним головку блока цилиндров и подвижные части собственного производства, увеличив мощность примерно до 90 л.с. при рабочем объёме 2,4 литра.

-4

Результат: четырёхцилиндровый атмосферный дизель позволял SM развивать скорость более 170 км/ч. Но Режембо не остановился на достигнутом — он установил турбонаддув и увеличил объём до 2,7 литра. Так появилась версия мощностью 165 л.с. в паре с шестиступенчатой ​​коробкой передач. Турбодизель SM по характеристикам практически не уступал бензиновому V6 — максимальная скорость около 220 км/ч, а средний расход топлива составлял всего 6,5 л/100 км. Невероятно для семидесятых! Прошло более двух десятилетий, прежде чем дизельные автомобили снова достигли таких скоростей.

-5

Кроме того, турбодизель SM оказался чрезвычайно надёжным. Хотя Режембо был мастером своего дела, качество его работы превосходило даже многие заводы того времени. Конечно, такая переделка была чрезвычайно дорогой — в 1974 году переделка на 2,4-литровый дизель с шестиступенчатой ​​коробкой передач стоила 40 000 франков, что сегодня соответствует сумме около 37 000 евро. Тем не менее, недостатка в покупателях не наблюдалось — около 250 автомобилей получили дизель Режембо, как атмосферный, так и турбированный.

-6

Ходили даже слухи, что Мерседес вдохновился его работой, но его сын Патрик утверждает, что ни один инженер из Штутгарта никогда не посещал их небольшое предприятие. После смерти отца в 2005 году Патрик взял на себя управление мастерской в ​​Креш-сюр-Сон, где он и по сей день посвящает себя обслуживанию и реставрации Citroën SM, о котором он знает абсолютно все.

-7

Жоржа Режембо помнят как воплощение французского творческого духа, разрушающего границы и правила. Он продолжил традиции таких великих новаторов, как Жан Бертен (создатель аэропоезда), Поль Меж (самоучка, спроектировавший гидропневматическую систему Citroën) и Рене Ледик, изобретатель прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

-8

Интересный аппарат, не так ли?

Поделитесь своим мнением в комментариях

Не забудьте подписаться!

Спасибо!