Найти в Дзене
ЯМадама

Сериал «Константинополь»: не надо путать туризм с эмиграцией, а костюмное кино с историческим, господа

Мы уже привыкли к тому, что на телеканалы новые сериалы попадают только после того, как обкатались на онлайн-платформе. Сначала премьеры показывают за деньги, и только потом бесплатно. И вот настал наконец тот момент, когда необходимость подписки стала очевидно поставили под сомнение – телевизионная премьера состоялась всего через четыре дня после цифровой. Так быстро дошёл до зрителей сериал «Константинополь» про судьбы белой эмиграции. Здравствуйте! Даже удивительно, почему эта тема так сильно нас трогает. Ведь, что бы ни рассказывали о себе люди в рамках самопрезентации, давайте честно: мы с вами – потомки не тех, кто уезжал под хруст французской булки. А тех, кто остался с куском чёрствого хлеба. Но все эти люди – наши, русские. Поэтому мы и ощущаем их печальную историю как свою. Поэтому и вызвал такой интерес этот проект. Об одном из последних всплесков первой волны, наполнившей Русское Зарубежье. 1920 год. Остатки белой армии из Крыма переправляются в Турцию. Среди бежавших – пол
Оглавление

Мы уже привыкли к тому, что на телеканалы новые сериалы попадают только после того, как обкатались на онлайн-платформе. Сначала премьеры показывают за деньги, и только потом бесплатно. И вот настал наконец тот момент, когда необходимость подписки стала очевидно поставили под сомнение – телевизионная премьера состоялась всего через четыре дня после цифровой. Так быстро дошёл до зрителей сериал «Константинополь» про судьбы белой эмиграции.

Здравствуйте!

Даже удивительно, почему эта тема так сильно нас трогает. Ведь, что бы ни рассказывали о себе люди в рамках самопрезентации, давайте честно: мы с вами – потомки не тех, кто уезжал под хруст французской булки. А тех, кто остался с куском чёрствого хлеба.

Но все эти люди – наши, русские. Поэтому мы и ощущаем их печальную историю как свою. Поэтому и вызвал такой интерес этот проект. Об одном из последних всплесков первой волны, наполнившей Русское Зарубежье.

Сериал «Константинополь»: сюжет

1920 год. Остатки белой армии из Крыма переправляются в Турцию. Среди бежавших – полковник Нератов, потерявший семью, но не принципы, жуликоватый коммерсант Саблин с сестрой Серафимой и подручным для тёмных дел есаулом Улагаем, доктор Бородаевский.

В Константинополе уже сформировалась община русских беженцев: бывшие князья и баронессы пытаются выжить, не гнушаясь ничем. Жить честным трудом ни у кого не получается. Сыты лишь те, кто готов переступить через гордость, как обаятельный Ремнёв, бывший дезертир, а ныне альфонс.

А в Турции русских никто не ждёт. Страна после поражения оккупирована. В Стамбуле-Константинополе порядок контролируют англичане. Вместе с военными в город перебрались жадные до наживы финансисты и криминальный элемент. Местное население недовольно и теми, и другими, но срывает злость на самых беззащитных.

-2

В это самое время в стране набирают силу кемалисты, планирующие заключить союз с Советской властью, от которой бежали русские эмигранты.

Беженцев ожидает трудная и несчастная жизнь. Так было в реальности. Но в фильме всё вышло иначе.

Господа офицеры и коммерсанты не нашли другого выхода, как организовать собственную русскую мафию. Для защиты соотечественников. И немного для обогащения. Что из этого вышло – показали в десяти сериях.

-3

Сериал «Константинополь» на НТВ: господа все в Стамбуле

Главную роль в сюжете играет полковник Сергей Нератов, а его роль в сериале исполняет Александр Устюгов. Мужчина видный, колоритный, и борода ему идёт, и лёгкая потрёпанность, и тяжёлый взгляд.

-4

Петра Саблина сыграл Сергей Марин. Персонаж, хоть и называет себя в традициях времени коммерсантом, на деле является, как говорили семьдесят лет спустя, беспредельщиком. Он из тех, кто не сдаётся и пытается взять под контроль криминальный мир Константинополя. Действует по принципу: бей своих, чтоб чужие боялись.

-5

В роли доктора Бородаевского Кирилл Кяро. Очень удачная находка. Актёр обладает яркой индивидуальностью, которая иногда играет против него – кажется, что из проекта в проект он переносит один и тот же образ. Здесь видно, что это не так. Очки, бородка, желание помочь, искренность и неустроенность – типичный русский врач-интеллигент, каким он представляется нам по литературным произведениям классиков.

-6

Вячеслав Чепурченко играет красавчика Ремнёва. Вовремя сбежал с полей сражений, успел пристроиться в Стамбуле, сделав ставку на внешность и обхождение. Но душа его жаждет риска, поэтому он присоединяется к соотечественникам. Чепурченко подобных персонажей уже играл, играючи и справился.

-7

А вот с женскими персонажами вышел очевидный провал.

Баронесса Дикова. Интересная героиня. Оказавшись в Константинополе, она стала зарабатывать лёгким поведением и низкой социальной ответственностью. Сначала ловила клиентов на улице, потом очаровала английского банкира, а замуж за него не пошла. Или за деньги – или по любви, а вместе никак. В роли баронессы Оксана Акиньшина. Хоть актрису и называют звездой и светской львицей, поверить в то, что это баронесса, очень сложно. Зато женщину с трудной судьбой изображает убедительно.

-8

У криминального коммерсанта Саблина по сюжету есть сестра Серафима. В противоположность брату – доброе и наивное существо. Играет эту роль Ксения Трейстер. По предыдущим проектам с её участием («Натали и Александр», «Летучий корабль») стало понятно, что ей подвластны самые разные персонажи: от миленькой глупышки до глупенькой милашки. Здесь то же самое. На фоне остальных выглядит немного не от фильма сего. Но у режиссёра, очевидно, были причины выбрать на эту роль именно эту актрису.

-9

Сериал «Константинополь»: не падайте духом, полковник Нератов

То ли за Александром Устюговым тянется шлейф, то ли изначально проект делался под контролем НТВ, но русская эмиграция столетней давности больше всего напоминает криминальные российские будни остросюжетных сериалов. Шумно, весело, многие cкoнчaлись.

Как обычно, проблемы со звуком, но это можно списать на суровую обстановку в кадре. А вот что действительно торчит, как корнет в женской бане, так это музыка. Вернее, песни, кои натыканы по сериалу изобильно и неуместно.

Композитором указан Александр Вартанов. Однако часть музыки явно позаимствована у коллег, уж слишком знакомо звучат мелодии. И звучат так часто и не вовремя, как будто есть какой-то план: определённое количество песен на эпизод. Больше можно, меньше нельзя. Вот и ставят их, причём на фоне неоправданно замедленных кадров.

На все недостатки можно было бы не обращать внимания. Если бы сам сюжет не напоминал одно знаменитое произведение.

«Константинополь» на НТВ: это не ремейк, просто похоже

Когда объявляют, что очередной сериал – исторический, и долго рассказывают, как тщательно подбирали костюмы, опытному зрителю становится ослепительно ясно: киношная история будет иметь мало общего с реальной. Это будет костюмный проект. Возможно, даже фантастический. Как «Дуэлянт» - как раз оттуда пришла часть команды «Константинополя».

В фантазиях на историческую тему нет ничего плохого. Если бы не было примеров для подражания. Которым-таки подражают.

Бегство белой армии в Турцию. Интеллигент в очках, прекрасная Серафима, надломленный полковник, весёлый авантюрист, бессовестный коммерсант. И всепоглощающая бесприютность. Поэтика неизбывной тоски. Люди с прошлым, но без будущего. Всё это уже было. И было гениально.

Пьеса Булгакова «Бег» не только написана, но и экранизирована. Да ещё с такими актёрами, которые одним взглядом переигрывают современных.

Поэтому зря авторы провели параллели. Взяли бы Харбин вместо Константинополя, назвали героев иначе – и прозвучало бы более весомо. Но что-то помешало.

- А ты азартен, Парамоша.

Сериал «Константинополь»: чем закончилось

Тут сравнение тоже не в пользу нового проекта. При всей тpaгической глубине «Бег» был многогранным. Не таким беспросветным. И не все аристократки там шли продавать любовь, только женщины определённого пошиба. И в криминал подались не все. Многие выкарабкались. Некоторые даже вернулись. И это не смотрелось наигранно, тем более что у булгаковских героев были реальные прототипы. Не было нужды сгущать краски – все и так были переполнены горечью.

В «Константинополе» же всё плохо. Англичане, турки – никто никого не щадит. И русские не отстают. Но русских нам, понятно, жалко.

В утешение осталось немного.

Научную работу доктора Бородаевского турчанка передала во французский Институт Пастера. Оставшиеся русские беженцы сели на пароход до Сербии. А на берегу остался полковник Нератов и баронесса с сыночком.

Авторы почти никого не пожалели. А зрители пожалели многих. Значит, проект нельзя считать совсем уж неудачным.

Тем более что он заставил вспомнить, как было сказано на ту же тему у Булгакова:

При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть, но только не Родину, господа! Особенно такую, как моя. Россия не вмещается, не вмещается в шляпу, господа нищие!

Сериал «Константинополь»: зачем нам, полковник, чужая земля