В чёрном-пречёрном городе по чёрной-пречёрной улице едет чёрная-пречёрная карета. А в карете с чёрным-пречёрным пиcтoлeтoм сидит чёрный-пречёрный ловелас. То есть, простите, Дуэлянт. Смотрит в душу чёрными-пречёрными глазами и говорит: Отдай своё сердце! И отдашь – куда денешься. Потому что Дуэлянт-ловелас смотрит глазами Петра Фёдорова.
Здравствуйте!
Фильм Алексея Мизгирева «Дуэлянт» вышел в 2016 году. И собрал противоречивые мнения. Я не могу однозначно назвать этот фильм неудачным. Но и безусловно хорошим тоже. Всё зависит от точки зрения. И от того, что вы цените в кино.
Сюжет
В таких историях перипетии сюжета имеют большое значение. И их историческая обусловленность придаёт событиям особый колорит. Скажем, история графа Монте-Кристо тесно связана с наполеоновской реставрацией – именно политическая реальность создала напряжённость.
При чём здесь граф Монте-Кристо? Герой фильма «Дуэлянт» тоже когда-то исчез, а затем вернулся под другим именем, чтобы отомстить негодяям и восстановить справедливость.
Вот что пишут о сюжете:
Отставной офицер Яковлев стреляется на дуэлях, по договорённости представляя одного из противников - российский дуэльный кодекс позволял замену дуэлянта. Яковлев стреляется за деньги, однако единственное, что для него по-настоящему важно – его собственная честь. Прошлое его драматично. Он был публично унижен, ему грозила позорная смерть, но Яковлев смог выжить. После долгих лет ссылки и скитаний он возвращается в Санкт-Петербург, ведомый единственной целью – отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь. (Источник: Кино-Театр.РУ)
Для полноты картины нужно кое-что добавить.
Загадочный Яковлев появляется в Петербурге ниоткуда и отличается редкой особенностью: он не знает промаха, а сам неуязвим для пуль. Из любой дуэли гарантированно выходит победителем. Поэтому его и нанимают в качестве дуэлянта. Постоянным клиентом Яковлева становится граф Беклемишев – так он избавляется от кредиторов. На пути к богатству граф не гнушается ничем: он решает жениться на богатой княжне Тучковой. Обольстить юную девицу опытному злодею нетрудно, но против интриг Беклемишева выступает брат княжны. Беклемишев вызывает князя Тучкова на дуэль, где молодого человека ждёт пуля Яковлева. Но выясняется, что загадочный дуэлянт присвоил себе чужое имя – настоящий дворянин Яковлев пропал во время службы на далёких Алеутский островах. А истинная фамилия Дуэлянта – Колычев, когда-то пострадавший от гнусных интриг князя Беклемишева. Он был лишён дворянского звания, разжалован в солдаты и сослан на те же Алеутские острова, где приобрёл чудесные способности. И вот теперь явился, чтобы восстановить фамильную честь.
Сюжет романтический, но вызывает вопросы.
Главный: замена участника дуэли профессиональным бретёром. Авторы фильма уверяют, что дуэльный кодекс это допускал. Допускал, но в исключительных случаях, когда речь шла о человеке с ограниченными возможностями. Дуэли в России были официально запрещены, а значит, это не то мероприятие, на которое мог явиться любой желающий. Так что имеем дело с явным нарушением исторической достоверности.
Но даже если допустить вольную трактовку дуэльных правил, вопрос остаётся. Мы с вами люди благородные, в вопросах чести разбираемся, давайте порассуждаем.
Скажем, вас жестоко оскорбил граф Пупкин, негодяйский негодяй. Вы горячо желаете Пупкина уничтожить, аж кушать не можете. Как водится у благородных людей:
… Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
А вместо Пупкина на дуэль является Жупкин. Думаю, вас это не устроит. Во-первых, жить вам мешает именно Пупкин, и его вы желаете наказать. Во-вторых, Жупкин вас ничем не обидел, так что пулять в него из пистолета как-то жестоко. Если уж всё равно, Пупкин или Жупкин, то можно просто по мишеням пострелять, да и разойтись с миром.
Вопрос второй. Разжалованный Колычев исчез с Алеутских островов. А потом вдруг объявился в Висбадене, откуда и прибыл в Петербург. Если вы вдруг забыли географию, напоминаю: Алеутские острова рядом с Камчаткой, а Висбаден в Германии. Как герой туда попал, авторы не объяснили.
И совершенно непонятно, как он начал карьеру дуэлянта. Очевидно, давал объявление: Отличник боевой и политической подготовки смоет кровью ваш позор за разумные деньги.
В общем, что касается сюжета, вопросов много. Но!!! С других сторон фильм безусловно хорош. В конце концов, жанр странного кино на историческую тему имеет право на существование.
Эстетика
Если представить, что вместо северной столице дело происходит в ПетербурГотэме, то всё встаёт на свои места. Мрачные улицы, зловещие тени, высшее общество предпочитает чёрные одежды. Готически-нуарная эстетика. И в этой сумрачной атмосфере уместна жестокость. Когда плохие бьют хороших. Сильно бьют. Палками. Без жалости и гуманизма. Этому городу нужен герой.
Актёры
Актёрские работы замечательны. Про Петра Фёдорова в роли Колычева-Яковлева я уже говорила. А зловещего графа Беклемишева играет Владимир Машков.
У него получился инфернальный злодей, убедительный и абсолютный.
Немного выбиваются из этого блестящего ансамбля брат и сестра Тучковы.
Павел Табаков актёр профессиональный, здесь вопросов нет. Честно играет роль, и не более того. Зато его и не жалко. Знал режиссёр, кого палками бить.
Юлия Хлынина в качестве юной невинной девицы вызывает вопросы. Зато так убедительно сомлела от горячих глаз Дуэлянта, что он её отловеласил прямо в карете. Как женщину её понять можно. Хотя одобрить нельзя.
Прекрасные актёры заняты в эпизодических ролях. Сергей Гармаш в роли приспешника зла, Дмитрий Лысенков в роли чиновника, Юрий Колокольников в роли незадачливого дуэлянта.
Юрий Кузнецов играет старого слугу Колычева, а Александр Яценко – брата пропавшего Яковлева.
Последние два персонажа, хоть и появляются ненадолго, успевают убедить зрителей, что Честь – не пустой звук, а ценность, за которую не жалко положить жизнь. Свою.
А Дуэлянт кладёт чужие. Ну, в конце концов, уложить пяток-другой человек – это же самый верный путь к восстановлению дворянской чести.
Клянусь фамильным гербом!
Ещё о неоднозначных фильмах:
#киноклуб ямадама
#киноклубямадама #дуэлянт #пётр фёдоров #владимирмашков #павелтабаков #юлияхлынина #александряценко #кино #обсуждениефильмов