Найти в Дзене

Нейрозарядка: 7 растяжек, которые стабилизируют нервную систему ребенка (и вашу тоже)

Растяжки и мозг: какая взаимосвязь Иногда родителям кажется, что ребёнок «всё делает назло», так и норовит вывести из себя, проверяет их на прочность. Но за этим часто стоят не упрямство или характер, а перегруженная нервная система, которой трудно сбрасывать напряжение. Несложные растяжки становятся для тела и психики ребёнка тем самым «переключателем», помогающим восстановить спокойствие, энергию и фокус. Растяжки — это не только про гибкость тела. Для детского мозга они — как кнопка «перезагрузки». С точки зрения нейропсихологии, они помогают мозгу «перейти» от возбуждения к покою. Так запускаются процессы регуляции: снижается уровень кортизола, стабилизируется дыхание и сердечный ритм, повышается выработка серотонина и дофамина — нейромедиаторов, отвечающих за спокойствие и удовольствие. Мягкое движение активирует проприоцепцию — глубокие рецепторы в мышцах и суставах посылают в мозг сигналы: «все в порядке, можно расслабиться». Утром такие растяжки аккуратно запускают нервную сист

Растяжки и мозг: какая взаимосвязь

Иногда родителям кажется, что ребёнок «всё делает назло», так и норовит вывести из себя, проверяет их на прочность. Но за этим часто стоят не упрямство или характер, а перегруженная нервная система, которой трудно сбрасывать напряжение. Несложные растяжки становятся для тела и психики ребёнка тем самым «переключателем», помогающим восстановить спокойствие, энергию и фокус.

Растяжки — это не только про гибкость тела. Для детского мозга они — как кнопка «перезагрузки». С точки зрения нейропсихологии, они помогают мозгу «перейти» от возбуждения к покою. Так запускаются процессы регуляции: снижается уровень кортизола, стабилизируется дыхание и сердечный ритм, повышается выработка серотонина и дофамина — нейромедиаторов, отвечающих за спокойствие и удовольствие. Мягкое движение активирует проприоцепцию — глубокие рецепторы в мышцах и суставах посылают в мозг сигналы: «все в порядке, можно расслабиться».

Утром такие растяжки аккуратно запускают нервную систему, пробуждают тело, активируют кровообращение и «заряжают батарейку» энергии.
Вечером — наоборот, помогают расслабиться, отпустить напряжение дня, снять гипервозбуждение и подготовиться ко сну. Несколько минут спокойных движений становятся для ребёнка телесным сообщением: «Я в безопасности».

Для кого особенно полезны растяжки

Регулярная нейрозарядка особенно подходит детям, у которых:

  • повышенная тревожность, страхи, частые перепады настроения;
  • заикание, тики или навязчивые движения;
  • СДВГ, трудности с концентрацией, повышенная возбудимость;
  • сложности сенсорной обработки;
  • напряжённое тело, зажатая спина, проблемы с осанкой;
  • сложности адаптации;
  • трудности с засыпанием и расслаблением после насыщенного дня.

Как выполнять растяжки

Важно, чтобы во время занятия ребёнок ощущал приятное, лёгкое растяжение — без боли и дискомфорта.

Все упражнения выполняются медленно и спокойно, без рывков. Взрослый направляет и помогает, особенно в начале. В идеале занимается вместе, показывая движения.

Упражнение 1. Крокодил

-2

Как выполнять:

  1. По вашей команде «раз» — поднимаем прямые руки и удерживаем их 3–5 секунд, затем опускаем.
  2. По команде «два» — поднимаем прямые ноги, удерживаем 3–5 секунд и опускаем.

Совет:
Сначала поднимайте только руки или только ноги, чтобы спина привыкла к нагрузке. Когда ребенок будет готов, можно попробовать задействовать руки и ноги одновременно и слегка покачиваться, как лодочка на воде.

-3

Игровой вариант: показать, как «крокодил» широко открывает пасть: одна рука идет вверх – пасть открывается, опускается вниз – закрывается.

Повторить 5–6 раз.

-4

Упражнение 2. Маятник

-5

Исходное положение:
Ребёнок лежит на спине, руки разведены в стороны, ладони и плечи прижаты к полу. Взгляд прямо вверх.

Как выполнять:

  1. На счёт «раз» поднимаем прямые ноги вверх, не отрывая поясницу от пола.
  2. На счёт «два» опускаем их вправо, стараясь не отрывать плечи и руки от пола.
  3. На счёт «три» возвращаем ноги обратно в центр.
  4. На счёт «четыре» опускаем ноги влево.
  5. На счет «пять» возвращаемся в положение «ноги вверх».

Повторить по 3 раза на каждую сторону.

Упражнение 3. Дотянись до носочков

Исходное положение:
Ребёнок сидит прямо, ноги вытянуты вперёд, спина ровная, макушкой тянется вверх.

Как выполнять:

  1. По команде «вдох» тянемся руками вверх, по команде «выдох» наклоняемся вперёд, стараясь достать до носочков.
  2. Останавливаемся в удобной точке, где чувствуется лёгкое, приятное растяжение.
  3. По команде «замри» удерживаем положение 1–2 секунды. Дышим спокойно.
  4. По команде «вдох» медленно возвращаемся в исходное положение. И по команде «выдох» опускаем руки.

Повторить 5–6 раз.

Упражнение 4. Кошка-корова

-6

Исходное положение:
Ребёнок становится на четвереньки «как кошка» — руки прямо под плечами, спина ровная.

Как выполнять:

  1. По команде «вдох» мягко прогибаем спину, как корова, стараемся тянуться животом к полу. Голова направлена назад и вверх.
  2. По команде «выдох» — плавно округляем спину, опуская голову вниз. Как кошка. В игровом варианте можно добавить звуки: как говорит корова? Муууу. Как говорит кошка? Мяяяяу.
  3. По команде «вернулись» — возвращаемся в исходное положение.

Повторить 5–6 раз.

-7

Упражнение 5. Кобра

-8

Исходное положение:
Ребёнок лежит на животе, лбом касается пола. Руки согнуты в локтях и лежат ладонями на полу под плечами, локти прижаты к бокам. Ноги вытянуты, носочки на полу.

Как выполнять:

  1. По команде «вдох» приподнимаем голову и плечи, не отрывая ладони от пола, затем выпрямляем руки, поднимая грудь и толкая руками пол. Мягко вытягиваем шею и немного запрокидываем голову, взгляд направлен вверх.
  2. По команде «выдох» медленно возвращаемся в исходное положение и расслабляемся.

Повторить 3–4 раза.

Упражнение 6. Потрогай лучик

Исходное положение:
Ребёнок стоит босиком на полу, плотно прижимая стопы. Руки вытянуты вниз, спина ровная. При выполнении упражнения пятки не отрываются от пола.

Как выполнять:

  1. По команде «вдох» поднимаем вверх прямую вытянутую руку и стараемся «дотянуться ею до солнышка».
  2. По команде «выдох» опускаем руку в исходное положение.
  3. Затем повторяем ту же последовательность на другую сторону.

Повторить по 3 раза на каждую сторону.

Упражнение 7. Морская звезда

-9

Исходное положение:
Ребёнок лежит на спине. Руки и ноги вытянуты и раскинуты широко – как лучи морской звезды. Взгляд направлен вверх.

Как выполнять:

  1. По команде «раз» вытягиваем одновременно обе руки.
  2. По команде «два» вытягиваем обе ноги.
  3. Продолжаем тянуться одновременно руками и ногами. При этом необходимо напоминать ребенку дышать ровно и спокойно – как обычно.
  4. По команде «три» расслабляемся, возвращаясь в исходное положение.
  5. По команде «раз» вытягиваем правую руку и левую ногу – по диагонали.
  6. По команде «два» вытягиваем левую руку и правую ногу – по диагонали.
  7. По команде «три» расслабляемся, возвращаясь в исходное положение.

Повторить весь цикл 3–4 раза.

Рекомендация:

  • Делайте упражнения в спокойной обстановке, без давления.
  • Лучше заниматься по 5-10 минут регулярно, чем долго, но редко. Сделайте растяжку частью ежедневной рутины.
  • Хвалите малыша за старание, даже если движение получилось не идеально.
  • Следите, чтобы ребёнку было приятно и комфортно, — это важнее, чем точность движений.
  • Максимально подключайте игровые элементы, игрушки.
  • Следите, чтобы ребенок не задерживал дыхание, напоминайте ему дышать.

Был полезен материал? Тогда подписывайтесь! Добро пожаловать в мир без страхов и тревог! Впереди еще много экспертных рекомендаций и лайфхаков про детскую психологию и сон.