Найти в Дзене
All That Jazz

Музыка рассвета и заката: Джон Сёрман и его электроакустические пейзажи

Джаз Джона Сёрмана - это не музыка шумных и больших городов, ревущих автострад и вечно спешащих жителей мегаполиса. Его джаз - это музыка для тихих и уединённых мест, для раздумий, рефлексии и меланхолии. "Мой отец был матросом на шлюпке, и по средам вечером мы выходили в море по проливу... С другого берега реки доносился звон колоколов из церкви Солтэш" - вот, пожалуй, показательный образец тех мест, которые вдохновляют одного из самых известных британских джазовых музыкантов и композиторов. На официальном сайте Сёрмана есть такой пассаж: "Вы можете вывезти мальчика из Девона, но, к счастью, вы не можете вывезти Девон из мальчика. Дом - это не только место, откуда вы родом, или место, где вы живете. Это все места, которые вы носите внутри себя, те, которые формируют вас и ваше творчество. Путешествия Сёрмана провели его по всему миру и обратно, и они помогли сделать его музыку поэзией места и ландшафта." Ну что же, лучше и не скажешь. Джон Сёрман безупречно владеет искусством игры на

Джаз Джона Сёрмана - это не музыка шумных и больших городов, ревущих автострад и вечно спешащих жителей мегаполиса. Его джаз - это музыка для тихих и уединённых мест, для раздумий, рефлексии и меланхолии.

"Мой отец был матросом на шлюпке, и по средам вечером мы выходили в море по проливу... С другого берега реки доносился звон колоколов из церкви Солтэш" - вот, пожалуй, показательный образец тех мест, которые вдохновляют одного из самых известных британских джазовых музыкантов и композиторов.

На официальном сайте Сёрмана есть такой пассаж: "Вы можете вывезти мальчика из Девона, но, к счастью, вы не можете вывезти Девон из мальчика. Дом - это не только место, откуда вы родом, или место, где вы живете. Это все места, которые вы носите внутри себя, те, которые формируют вас и ваше творчество. Путешествия Сёрмана провели его по всему миру и обратно, и они помогли сделать его музыку поэзией места и ландшафта." Ну что же, лучше и не скажешь.

Джон Сёрман безупречно владеет искусством игры на баритон-саксофоне, тенор- и сопрано-саксофоне, на альт- , бас- и контрабас-кларнете, и даже губной гармошке, но хотелось бы особо упомянуть его важнейшую роль в истории европейского джаза - в 70-х годах он был одним из первых, кто увидел гигантский потенциал в использовании синтезаторов и электроники - его эксперименты с многодорожечной записью, наложениями звука, созданием сложных звуковых электро-аккустических ландшафтов во многом поспособствовали широкому внедрению электроники в джазовую музыку. Но все эти тогдашние новые технологии были для него всего лишь ещё одним инструментом для создания на редкость природной и человечной музыки - музыки, которую хорошо слушать на рассвете, или наоборот, уже тогда, когда последний луч солнца уходит в темноту.

Дискография Джона Сёрмана поистине огромна: он играл со множеством самых важных современных джазовых музыкантов, в различных составах, в качестве лидера или сайдмена, записывался на разных лейблах, ну и конечно, никак не обошлось тут и без ЕСМ - звучание Джона Сёрмана, высвечивающее самые тонкие моменты красоты меланхолии и опыта ретроспективной рефлексии, является одной из визитных карточек этого великого лейбла.

Вот несколько самых интересных, с моей точки зрения естественно, альбомов Джона Сёрмана:

Mountainscapes (https://open.spotify.com/album/0bogEkRSVRqQ8lfQS6eVsN?si=CftXwrV8TaezFfVI2kpciQ) (1976) - на этом альбоме замечательного контрабасиста Барре Филлипса, Сёрман играет на саксофонах и синтезаторе в составе примечательной группы - на синтезаторах играют также барабанщик Стю Мартин и клавишник Дитер Файхтнер. В то время модный журнал Melody Maker охарактеризовал альбом, как «грандиозный, потрясающий и великолепный» и «отправной точкой для будущего джаза».

Upon Reflection (https://album.link/s/43xdi6VME99RB2u8Goi87E) (1979) - первый сольный альбом Сёрмана на ECM - он в одиночку играет на сопрано- и баритон-саксофонах, бас-кларнете и синтезаторах, накладывая звучание инструментов друг на друга - получилась многомерная разноплановая музыка с отчётливым влиянием кельтских фольклорных мотивов.

Privat City (https://open.spotify.com/album/4OO2VmJCG344e5pBYZ9E0H?si=kslQFDw7S2eLfOVgQSQu4A) (1988) - ещё один сольный альбом, где используется наложение звучания различных инструментов - здесь чуть меньше задействованы синтезаторы, а больше места оставлено для бас-кларнета, пасторальные мелодии прекрасно сочетаются с в целом нью-эйджевым настроем альбома.

Thimar (https://album.link/s/5YWeP5tF7PoSJOBghw0O7B) (1998) - мега-состав, записавший этот альбом, не оставляет возможность его не упомянуть - Ануар Брахем, Дейв Холланд и Джон Сёрман - больше слов и не нужно.

Saltash Bells (https://album.link/s/1jO5qJjXa1oRIzHCwXe0Fc) (2012) - море, пролив, холодный туман и те самые элегические колокола церкви Солтэш - красота, которая, подобно лучшим произведениям искусства, позволяет увидеть и почувствовать всё, что хотел поведать музыкант.

Invisible Threads (https://open.spotify.com/album/1ud5Nh8i1Jilsq83DyHTIk?si=85HC1oj7TtaGmB_P0Em5Qw) (2018) - замечательное слияние двух культур - северо-европейской и южно-американской. Джон Сёрман, живущий ныне в Норвегии, пригласил бразильского пианиста Нельсона Айерса и вибрафониста Роба Уоринга записать красивейший альбом, где южно-американское жизнелюбие пытается чуть разбавить северную меланхолию - и знаете, во второй части альбома это всё-таки ему удаётся.

Ну а недавно Джон Сёрман выпустил вместе с румыно-американским пианистом Лучианом Баном альбом Cantica Profana (https://album.link/s/2YCfEVNJqZU0oetXgeBk3I) - теперь он исследует народную музыку Трансильвании, собранную Белой Бартоком более ста лет назад - очень интересный альбом - путешествия Джона Сёрмана продолжаются.

P.S. Недавно также вышли новые альбомы:

Makaya McCraven - Techno Logic (https://album.link/s/768dTvGf2c479ASY1S0DAu) , The People's Mixtape , Hidden Out! и Pop-Up Shop - актуальнейший драмер выстрелил сразу четырьмя эпишками, в которых он каждый раз разбирает джаз на молекулы и затем собирает назад с помощью где хип-хопа, а где фьюжн, потом он нарезает все эти живые выступления, перемикширует и т.д., в общем экспериментирует на все сто. Мне больше всего понравился Techno Logic с впечатляющей игрой на тубе Теона Кросса и рваными ритмами, плюс к этому ещё и Бен ЛаМар Гай помимо голоса, играет на корнете, электронике и перкуссии - классно!

Emma Rawich - Inkyra (https://album.link/s/5xczWZcKqnfeN83YIYgZ51) - самая молодая и самая талантливая и перспективная саксофонистка нынешнего поколения 20-ти летних, записала альбом, где попыталась освоиться в джаз-фьюжн, стиле, в котором уже давно ничего интересного не происходит - зачем это было ей нужно, я не знаю - предыдущие её альбомы давали надежду на то, что она будет двигаться вперёд, а не пытаться оживить то, что уже умерло - впрочем, кто я такой, чтобы судить - возможно ей и удастся невозможное.

P.P.S. Хоть сегодня и не четверг, традиционный день анонсов, но концерт уже завтра, так что:

Хроники московского импрова : ТОПОТ аркестра

тизер к грядущему событию

5 ноября в Невротике будет горячо и весело! Топот аркестра большим составом сыграет первый за 7 лет концерт!

Новые пьесы, новый звук, новая форма взаимодействия!

Ссылка на электронные билеты: https://qtickets.ru/event/193682
На входе 1200р.

Невротик, Москва, Яузская улица 5