Первая за долгое время книга, которую было интересно читать не ради того, чтобы узнать, чем все окончится, а просто получая удовольствие от процесса и наслаждаясь красивым литературным языком автора. Без лишнего нагромождения литературных приемов Анна Баснер рисует яркие, выразительные образы. Не затянуто, не перегружено: читаешь - словно смотришь фильм, где сюжет развивается кадр за кадром, последовательно, четко, грамотно.
Такое наслаждение я испытывала раньше от произведений Галины Щербаковой. Аналогия с этой писательницей прослеживается еще и в том, что и финал, в общем-то, остается открытым. Но эта незавершенность не вызывает ни капли разочарования или, тем паче, раздражения. Перевернув последнюю страницу каждой повести, лишь грустно вздохнешь: "Эх, жизнь..."
Книга состоит из трех повестей, где судьбы главных героев складываются отнюдь не гладко, а закладывают крутые виражи: круг, петля, спираль...
"Приамовы сережки"
Героиня повести Люша открыла свое призвание совершенно случайно... Хотя, случайно ли на самом деле? Пути судьбы неисповедимы. Может, суждено было маленькой Люше оказаться в гостях на той самой даче, где ей (снова случайно?) попалась в руке книга Генриха Шлимана. Люша начала читать, чтобы скоротать время на скучном взрослом празднике, и ... пропала! Путешествия, открытия и клады!!! В ту же ночь, повинуясь какому-то неясному зову, Люша закопала мамины золотые сережки на ближайшей клумбе, надеясь на их превращение в ценный клад! А наутро отыскать украшение не удалось: маленькая девочка так и не смогла вспомнить то место, где закопала "сокровище"... Но именно с этого дня Люша уверенно пошла навстречу своему призванию: знакомство с известным ученым, ставшим ее наставником в первых археологических экспедициях, увлекательная учеба на антрополога и защита диссертации впереди... Однако случилась любовь! Став супругой знаменитого режиссера, Люша влилась в его жизнь, на время (как ей казалось) отодвинув в сторону свои профессиональные планы. Но время, как известно, беспощадно, и жизнь вывела Люшу на совершенно иной путь. И лишь много лет спустя, оказавшись снова на той самой старой даче, откуда все и началось, круг замкнулся: Люша вспомнила, где закопала мамины сережки...
Мое мнение:
Люшу я хорошо понимаю и глубоко сочувствую. Ее история в который раз убедила меня в том, что любовь и призвание не совместимы. Что-то одно должно быть принесено в жертву. Увы, именно женщины в подавляющем большинстве случаев жертвуют призванием...
"Последний лист"
Переводчица Тася пережила в отрочестве страшную трагедию - само.уб.ийство матери. Вс семье считали, что причина суиц.ида в банальной женской ревности, и Тася так до конца жизни и не узнала бы правды, если бы ее собственная жизнь не совершила крутой поворот-петлю: по наивности Тася оказалась втянута в неблаговидное дело и оказалась под следствием, запертая на многие месяцы под домашним арестом. И тут-то она начала перебирать антресоли, где наткнулась на дневники своей мамы. А еще - на ее гербарии, где среди пожелтевших страничек был спрятан последний лист маминого дневника, из которого Тася наконец-то узнала правду... А еще она надеялась воссоединиться со своей первой любовью - Эммануилом, который писал заточенной в стенах квартиры Тасе нежные письма. И одно из них тоже стало последним...
Мое мнение:
Удивительно, что во всех отзывах, которые мне довелось читать о повести "Последний лист" и "Слишком мeртвых не бывает", читатели и блогеры ругают нашу судебную систему. Конечно же, она далеко не безгрешна, я даже не стану с этим спорить. Как говорится, "от сумы и от тюрьмы не зарекаются". Но кто заставлял Тасю везти из-за границы ценную старинную книгу? В ее случае я совершенно согласна с прокурором: взрослая женщина не могла не понимать, во что ввязывается. И Тася понимала. Но по малодушию не смогла отказать, пожалела того, посочувствовала этому... И вот и результат. Домашний арест - это еще дешево отделалась.
"Слишком мeртвых не бывает".
Эта повесть тоже о выборе. Талантливый реквизитор и бутафор Федор нашел дело своей жизни и встретил свою любовь - красавицу Мейв (Мария). Общность интересов, целей и идей, казалось бы, обрекали молодую пару на счастье. Но Федор слишком любил Мейв, слишком восхищался ее красотой и талантом, считая, что ее-то путь должен быть куда возвышенней, чем работа в реквизиторской мастерской. Быть Мейв актрисой! И когда желаемое вот-вот должно было воплотиться в реальности, у любящей пары родилась дочка... Какими бы ни были желания Мейв на самом деле, они отошли на дальний план. Малышка Вероника появилась на свет тяжело и мучительно, а молодую маму накрыла страшная послеродовая депрессия. Увы, каким бы любящим мужем и отцом ни был Федор, ему не удалось осознать всей серьезности ситуации. И в семье едва не произошла трагедия... Долгие годы Федору пришлось тащить на себе все последствия той беды, которая, увы, не сплотила супругов, а привела к безобразному разрыву, закрутившему спираль безрассудных поступков и непродуманных решений...Казавшийся поначалу таким счастливым брак обернулся бутафорией. А разменной монетой стал, как обычно и бывает в подобных случаях, ни в чем не повинный ребенок.
Мое мнение:
Федор - махровый эгоист и собственник. Кто дал ему право решать за жену, что для нее лучше и чем ей надлежит заниматься? А кто, в свою очередь, заставлял Мейв идти на поводу у Федора и отказываться от своего настоящего призвания ради эфемерной актерской карьеры? Любовь? Нет, глупое тщеславие. То самое, которое заставило ее в свое время согласиться стать его женой. Мало кто ради тебя будет несколько часов стоять на коленях, под дождем, да еще и с вытянутыми руками! На самом деле, Федор ради себя это делал. Сам себе доказывал "крутизну". Мейв тоже неплохо было бы лишний раз о себе подумать... Не дожидаясь, пока в голове вырастут и заматереют "тараканы". Теперь уж что говорить о здравом рассудке... Я больше скажу - им вообще не стоило жениться. И я рада, что хотя бы на последних страницах Федор обрел проблески разума и отказался от своей безумной затеи (а его адвоката вообще надо лишить лицензии за "умные" советы).
Только на первый взгляд кажется, что в жизни все зависит от нашего собственного выбора. Как часто в юности мы слышали: "У тебя вся жизнь впереди! Все дороги открыты! Выбирай любую!" Но никто никогда не скажет о цене выбора. А цена-то высока! Выбирая одну дорогу, ты отказываешься ото всех остальных. И как бы далеко не ушел по жизненному пути, нет-нет, да и оглянешься: а правильно ли выбрал когда-то? Может, не поздно вернуться? Увы, в прошлое возврата нет - мы встретим там лишь химер и тени несбывшегося. А попытка сделать несколько выборов, соединив их в одной судьбе, закончится трагедией, разрушив не одну жизнь...
Читайте!