Автор книги – Чогьям Трунгпа Ринпоче родился в 1939 или 1940 году в провинции Кхам в Восточном Тибете. В раннем детстве признанный перерождением одного из тулку рода Трунгпа, он получил традиционное монастырское образование. Будучи важнейшим учителем линии кагью, Чогьям Трунгпа также получил образование в старейшей из четырёх основных школ тибетского буддизма. Он стремился сделать доступными все ценные учения различных школ, свободные от сектантства и соперничества.
Книга «Преодоление духовного материализма» – сложная. Каждая глава, хотя иногда и каждый абзац, подлежит обдумыванию. Эту книгу нужно проживать, а не просто читать, как детектив или роман.
Неподготовленным в вопросах осознанности и духовности читать эту книгу будет сложно. Может возникнуть чувство скуки, и что вы ничего не понимаете.
Собрала для вас самые интересные и мудрые, на мой взгляд, цитаты из этой книги:
1. Мы можем обманывать себя, полагая, что развиваем духовность, тогда как вместо этого с помощью духовной практики лишь усиливаем свою эгоцентричность.
2. Начинающих жизнь духовной жизнью подстерегают многочисленные формы самообмана.
3. Вы всё время заняты самонаблюдением и наблюдением за самонаблюдением, и наблюдением за наблюдением за самонаблюдением.
4. Если мы перестанем критиковать самих себя, нам покажется, что мы теряем своё привычное занятие, как будто кто-то лишил нас работы.
5. Попытки стать спокойными, быть хорошими также являются аспектом борьбы, невротизма.
6. Когда плод созрел, он автоматически падает на землю и просит, чтобы его съели.
7. Почему-то мы устраиваем свою жизнь таким образом, что у нас никогда не бывает достаточно времени, чтобы по-настоящему почувствовать её вкус.
8. Если вы чересчур принуждаете себя, тогда путь духовности становится путём страдания, заблуждения, потому что вы оказываетесь слишком заняты стараниями спасти себя.
9. Желание появляется тогда, когда вы хотите видеть кого-то счастливым. Когда этот человек счастлив, чувствуете себя счастливым и вы, так как ваша деятельность, доставляющая ему счастье, в некотором смысле совершается не столько ради этого другого человека, сколько ради вас самих. ВАМ хочется видеть его счастливым.
10. И если вы действительно стараетесь относиться к жизни как к «серьёзному делу», если стараетесь навязать ей значимость, как будто всё в ней представляет чрезвычайную важность, то это просто смешно.
11. Когда мы смотрим на какой-то объект, мы не разрешаем себе видеть его должным образом. Автоматически мы видим свою версию этого предмета, вместо того чтобы действительно видеть его таким, каков он есть. Тогда мы полностью удовлетворены, потому что внутри уже сфабриковали собственное представление об этой вещи. Затем мы даём ей пояснения, судим о ней, принимаем её или отвергаем; но здесь совсем нет места подлинному взаимодействию.
12. Вы должны принять себя такими, какие вы есть, вместо того чтобы думать, какими бы вы хотели быть, – это значит отказаться от самообмана и от подмены действительного желаемым. Необходимо признать и принять всё своё существо в целостности, все характерные свойства личности; тогда вы, возможно, найдёте в них источник вдохновения.
13. В большинстве своём люди слишком заняты попытками избавиться от раздражения, слишком заняты поисками средств для отвлечения от самих себя; поэтому у них нет времени вглядываться в тот материал, которым они уже располагают; им слишком неуютно смотреть на него.
14. Мы становимся искусными актёрами: и вот, прикидываясь глухонемыми по отношению к подлинному смыслу учений, мы находим известное удовлетворение в том, что играем в последователей духовного пути.
15. Сострадание автоматически побуждает вас к взаимоотношениям с людьми, потому что вы больше не считаете их факторами потери вашей энергии. Наоборот, они восполняют вашу энергию, ибо в процессе взаимоотношений с ними вы сознаёте своё богатство, своё изобилие. Так, если вам приходится выполнять трудные задачи, в которых вы имеете дело с людьми или с жизненными ситуациями, вы не чувствуете, что все ваши ресурсы истощаются. Всякий раз, когда вы встречаетесь с трудной проблемой, она представляется вам в виде радостной возможности продемонстрировать своё богатство и изобилие.
16. Вам совсем не нужно принуждать себя что-то делать; существует непрерывный взаимообмен, непрерывный танец. Это подобно тому, как солнце светит и растения растут. Солнце не обладает желанием создавать растения; растения просто реагируют на солнечный свет, и вся ситуация развивается вполне естественно.
17. Слоны не торопятся; они просто медленно и уверенно, шаг за шагом ступают сквозь джунгли. Они движутся вперёд, они никогда не падают, никогда не ошибаются. Каждый их шаг выверен, твёрд и точен.
18. Религиозные фанатики всегда стараются жить согласно какой-то предполагаемой модели того, как всё должно быть.
19. Вместо того чтобы бежать от страха, необходимо полностью войти в него и начать ощущать сырое и грубое качество эмоции.
20. Проблема заключается в том, что людей беспокоит конфликт между религиозным и мирским. Они находят очень трудным примирить так называемое «высшее сознание» с практическими делами повседневной жизни. Но категории высшего и низшего, религиозного и мирского никак не связаны с тем подходом к жизни, который основан на глубинном здравом смысле.
21. Играть на человеческих слабостях, ожиданиях и мечтах, вместо того чтобы представить людям реальное исходное положение – то, что они есть на самом деле, – будет по отношению к ним деструктивно и несправедливо.
22. Основная идея аскетизма – вести жизнь в соответствии с Дхармой, т. е. обладать фундаментальным здравым смыслом. Если вы находите, что вести обычную жизнь разумно, то это и есть Дхарма.
23. В большинстве своём люди, которые пришли ко мне учиться, сделали это потому, что слышали лично обо мне, о моей репутации учителя медитации, тибетского ламы. А сколько людей пришло бы, столкнись мы впервые на дороге или в каком-нибудь ресторане? Людей, кажется, скорее вдохновляет тот факт, что я – учитель медитации из экзотического Тибета, одиннадцатое воплощение Трунгпа тулку. Есть люди, которые купят картину Пикассо просто из-за имени художника, заплатят тысячи долларов, не размышляя, является ли то, что они покупают, истинным произведением искусства. Они покупают отзывы о художнике, его имя, принимая репутацию и молву за гарантию художественной ценности. В таком действии нет обоснованной разумности.
24. Обычно мы склонны слишком долго готовиться. Мы говорим: «Когда я заработаю много денег, я отправлюсь куда-нибудь для обучения и медитации, и тогда я стану священнослужителем» – или кем-то ещё, кем нам хотелось бы стать. Но мы никогда не делаем дела прямо на месте, мы всегда говорим что-то вроде: «Вот, я сделаю что-то, ну а потом…». Мы всегда слишком много планируем. Нам хочется изменить свою жизнь, а не воспользоваться этой самой жизнью, этим самым настоящим моментом как частью практики. И такая нерешительность с нашей стороны создаёт множество препятствий в нашей духовной практике. В большинстве своём мы лелеем утопические идеи: «Сейчас я плох, но однажды, когда я изменюсь, я буду хорошим…».
25. Беда в том, что если вы, создавая произведение искусства, слишком много думаете о себе, тогда оно перестаёт быть произведением искусства. Когда мастера искусства полностью поглощены своей работой, они создают шедевры – не потому, что следуют своим учителям, а потому, что целиком растворяются в работе. Они не ставят что-либо под сомнение, а просто делают, и совершенно случайно создают то, что нужно.
26. Мы должны быть достаточно храбрыми, чтобы по-настоящему встретиться со своими эмоциями, работать с ними в подлинном смысле слова, почувствовать их текстуру, их реальные качества, как они есть. И тогда мы могли бы открыть, что на самом деле эмоция существует не такой, какой кажется нам, что она содержит большую мудрость и открытое пространство. Проблема в том, что мы никогда не переживаем эмоции должным образом.
27. Эго упорно стремится обезопасить и развлечь себя, пытаясь избежать какого бы то ни было раздражения. Таким образом мы цепляемся за свои удовольствия, за свою собственность, мы боимся перемен или пытаемся ускорить перемены, стараемся создать для себя гнёздышко или игровую площадку.
28. Логический голос эго советует нам быть добрыми к людям, быть хорошими мальчиками и девочками, жить невинной маленькой жизнью. Мы заняты постоянной работой, снимаем для себя уютную квартиру или комнату; и нам хочется, чтобы так продолжалось и дальше; но вдруг случается что-то такое, что вырывает нас из нашего безопасного гнёздышка: мы или впадаем в чрезвычайную подавленность, или происходит что-то крайне болезненное. И мы начинаем недоумевать – почему небеса столь неблагосклонны к нам? «За что Бог наказывает меня? Ведь я был хорошим человеком, никогда не причинил вреда ни одной живой душе!» Но в жизни есть нечто большее, чем всё это.
29. Так что же мы пытаемся защитить? И почему мы так беспокоимся и стараемся обезопасить себя? Внезапная энергия безжалостного сострадания отрывает нас от удобств и средств безопасности. Если бы мы никогда не испытывали подобного толчка, мы не могли бы расти. Нужно, чтобы нас выбили из размеренного, рутинного и удобного стиля жизни. Суть медитации не в том, чтобы стать честным и добрым в общепринятом смысле человеком, который старается обеспечить себе безопасность. Нам приходит пора становиться сострадательными и мудрыми в глубочайшем смысле, открытыми и имеющими отношение к миру, как он есть.
30. Оставьте всё как есть и более не беспокойтесь; не удерживайте и эту освобождённость как принадлежащую вам, как ваше творение. Откройтесь, оставьте всё как есть и откажитесь от обладания. Тогда проявится спонтанность пробуждённого состояния.
31. Понятие Владыки ума относится к попыткам сознания поддерживать ощущение самого себя. Владыка ума осуществляет свою власть, когда мы пользуемся духовными и психологическими дисциплинами как средствами поддержания нашей поглощённости собой, сохранения нашего чувства себя. Наркотики, йога, молитва, медитация, транс, разные виды психотерапии – всё это можно использовать подобным образом.
32. Техника медитации подобна подаренной ребёнку игрушке: когда тот подрос, игрушка более не нужна.
33. Если вы видите полноту каждого действия, вы больше не будете нетерпеливы.
34. Медитация не является практикой сосредоточенного размышления о какой-то вещи; она означает пробуждённость по отношению к ситуации в целом, а также переживание простоты событий.
35. Медитация не в том, чтобы начать становиться на путь; это понимание того, что мы уже на пути, это пребывание всецело в настоящем времени, в этом самом мгновении – сейчас, сейчас, сейчас.
Напишите в комментариях номер цитаты, которая больше других получила отклик в вашей душе.
ХХХ
Елена Панова, ведический астролог (Джйотиш) и консультант по работе с Метафорическими Ассоциативными Картами
ХХХ
Елена Панова, ведический астролог (Джйотиш) и консультант по работе с Метафорическими Ассоциативными Картами
Мой сайт
Мой Телеграм-канал
Я ВКонтакте
Натальная карта в формате глянцевого журнала с фотографиями
Мой авторский курс «Он & Она» по астрологии и ароматерапии отношений
Мой клуб «Экадаши. Коллективное голодание»
Мой проект по ароматерапии и эфирным маслам