Найти в Дзене
Oriental Mos Gallery

Наш "TOP-5" шедевров арабской каллиграфии

Все случайности – не случайны. В преддверии лекции об арабской каллиграфии нам посчастливилось провести целый день в Музее Исламского Искусства в Дохе (Катар), где собраны удивительные образцы рукописей, оружия и изделий из золота и камней. Но поделиться с вами мы выбрали несколько шедевров каллиграфии, поразительных не столько своим драгоценным убранством, сколько исторической ценностью: 1. Фрагмент, считающийся самым ранним из сохранившихся списком Корана (Пергамент, тушь). Он датируется несколькими десятилетиями после смерти Пророка Мухаммада. В нём нет знаков огласовки, он содержит лишь несколько точек, что свидетельствует о первых этапах развития арабской письменности и является важным документом раннего периода ислама: Сура «аль-Анам» («Скот»), стихи 21–44 и 81–98 (лицевая и оборотная стороны). Аравийский полуостров или Западная Азия, период Омейядов, вероятно, I век хиджры (VII век н. э.) 2. Образец деревянной резьбы - двери с молитвами и цитатами из Корана Подписано Устадом

Все случайности – не случайны.

В преддверии лекции об арабской каллиграфии нам посчастливилось провести целый день в Музее Исламского Искусства в Дохе (Катар), где собраны удивительные образцы рукописей, оружия и изделий из золота и камней.

Доха (Катар): Музей Исламского Искусства  متحف الفن الإسلامي
Доха (Катар): Музей Исламского Искусства متحف الفن الإسلامي

Но поделиться с вами мы выбрали несколько шедевров каллиграфии, поразительных не столько своим драгоценным убранством, сколько исторической ценностью:

Разворот ранней рукописи Корана
Сура «аль-Анам» («Скот»), стихи 21–44 и 81–98 (лицевая и оборотная стороны). Аравийский полуостров или Западная Азия, период Омейядов, вероятно, I век хиджры (VII век н. э.)
Чернила на пергаменте
Разворот ранней рукописи Корана Сура «аль-Анам» («Скот»), стихи 21–44 и 81–98 (лицевая и оборотная стороны). Аравийский полуостров или Западная Азия, период Омейядов, вероятно, I век хиджры (VII век н. э.) Чернила на пергаменте

1. Фрагмент, считающийся самым ранним из сохранившихся списком Корана (Пергамент, тушь).

Он датируется несколькими десятилетиями после смерти Пророка Мухаммада. В нём нет знаков огласовки, он содержит лишь несколько точек, что свидетельствует о первых этапах развития арабской письменности и является важным документом раннего периода ислама:

Сура «аль-Анам» («Скот»), стихи 21–44 и 81–98 (лицевая и оборотная стороны). Аравийский полуостров или Западная Азия, период Омейядов, вероятно, I век хиджры (VII век н. э.)

Деревянные двери с молитвами и цитатами из Корана (1641-1642 гг. н. э.)
Деревянные двери с молитвами и цитатами из Корана (1641-1642 гг. н. э.)

2. Образец деревянной резьбы - двери с молитвами и цитатами из Корана

Подписано Устадом Гуламом Хусейном, Иран, Период Сефевидов, датируемый 1051 годом хиджры (1641-1642 гг. н. э.)

Надпись:

Сура ас-Сафф (Ряды), аят 13; Сура Гафир (Прощающий), аят 44; Сура аль-Фатх (Победа), аят 1-2; Сура Курайш (Курайшиты); и Сура аль-Филь (Слон).

3. Китайские коранические рукописи династии Цин (17–19 вв. н. э.) на вертикальных свитках и списках Корана (бумага и тушь)

«Хамзанаме» : «Хуршедчихр освобождает Хамида» Фолио из рукописи
«Хамзанаме» : «Хуршедчихр освобождает Хамида» Фолио из рукописи

4. Страницы из первой книги, заказанной императором Великих Моголов Акбаром - «Хамзанаме» : «Хуршедчихр освобождает Хамида»

Приписывается Джагане и Шраване.

Индия, период Великих Моголов, ок. 964–980 гг. н. э. (ок. 1557–1572 гг. н. э.) Тушь, непрозрачная акварель и золото на бумаге и хлопке

Первым крупным художественным заказом императора Великих Моголов Акбара стала рукопись «Хамзанаме» – монументального масштаба. Она повествует о приключениях Амира Хамзы, дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Изначально рукопись содержала 1400 иллюстраций, из которых 200 сохранились до наших дней, выполненных в энергичном и драматичном стиле. Листы «Хамзанаме» не были переплетены, поэтому их хранили отдельно, чтобы предоставить возможность публике их увидеть.

5. Складной альбом с образцами шести видов искусства «на ногтях» (аль-аклам ас-ситта)

Иран, Период Каджаров, XIII век хиджры (XIX век н. э.).

Каллиграфия на ногтях (хатт-э нахуни) — это минималистичная, но в то же время изысканная форма искусства, требующая лишь листа бумаги, пальцев художника и его ловкости. Композиция создаётся путём нажатия и проведения ногтями большого и безымянного пальцев по бумаге, создавая рельефный эффект, видимый под определённым углом при направленном освещении.

__

-7

А подробно о тонкостях и красоте этого искусства совсем скоро можно узнать на лекции

Арабская каллиграфия: больше, чем буквы, шире, чем искусство.

16 ноября (Вс) 18:00-19:20

"Первая Московская Галерея Восточной Живописи"

Москва, Малый Кисельный пер., 3 с2

(нужна предварительная регистрация на странице мероприятия)