Постмодернизм привнес в искусство, в том числе и массовое, два правила, без которых сложно представить современный мир. Да, всё уже придумано, найдено, обсуждено и осмысленно, придумать что-то новое практически невозможно. И если всё уже есть, а новое маловероятно, следуй этим двум правилам:
1) Возьми старое и переосмысли, посмотри на это с другой стороны.
2) Возьми старое и обыграй, ирония и стёб приветствуются.
Постоянная смена ракурсов и игра – вот то, что помогает не опустить руки творческому человеку, который прекрасно осознает, что после Аристотеля и Еврипида, в сущности, добавить больше нечего. Однако игра игре рознь, кто-то играет на уровне Бэнкси, а кто-то в стиле Верки Сердючки. Драматургия и кинематограф в стороне, естественно, не остались. Иногда успешно, иногда так себе...
Киноделы порой настолько легкомысленно относятся к игровому процессу (не в смысле игрового кино, а в смысле обыгрывания известных сюжетов), что иной раз думаю "Боже, и как мне теперь это развидеть?". Отдельный тренд – взять известного злодея / злодейку и обелить по мере своих сил.
При всем многообразии переосмысленных сюжетов, судьбы сказочных кинозлодеек сводятся, в общем-то, к 5 вариантам.
1. Малефисента: Злыми не рождаются, злыми становятся
В этом месте всегда хочется возмущенно пофыркать. Мне гораздо ближе точка зрения, которой придерживался, например, Фрейд: от природы люди злы и озабочены, и лишь социализация делает их добрыми, великодушными и эмпатичными.
Ребенок рождается как биологическое существо, инструменты защиты и выживания изначально у него тоже исключительно биологические. В нем есть агрессия, но она еще не способна принять "сублимированные" формы, социально одобряемые и поощряемые (целеустремленность, уверенность в себе, спортивное соперничество и пр.). В сказках этот момент упускается принципиально. Как правило, мы сразу видим какую-нибудь хорошую, социализированную девочку, с котором затем случается несчастье. Допустим, в результате предательства и утраты такая девочка получает психотравму, после чего начинает всех жестоко гнобить или всем не менее жестоко мстить.
"Малефисента" (2014) – что-то из этой оперы. В результате (по идее) мы внутренне должны не только понять мотивы злодейки и оправдать ее поступки, но и проникнуться к ней сочувствием. Выходит не очень, но посмотреть на привычного персонажа под новым углом по крайней мере забавно. Забавно, но не более. Если бы каждый поддавался злобе и жажде мести после каждой психотравмы, человечество уже бы вымерло.
2. Круэлла: Ребята, всё было совсем не так. Это не то, что вы подумали!
Такого разочарования, какое принесла мне Круэлла, я давненько не испытывала.
Если в оригинальном фильме "101 далматинец" Круэлла редкостная с%&a, получающая удовольствие от умерщвления животных, которую НИКАК нельзя ни понять, ни оправдать, то в "Круэлле" 2021 года создатели фильма делают такой ход, который работает как старый надежный лом. Против лома нет приема, помните же такую присказку? Вот против дичи в "Круэлле" мозг тоже бессилен, потому что поступили примерно так: ломом по серванту.
Оказывается, Круэлла никаких шкурок не сдирала, она с молодости любит собачек, поэтому просто создала себе такой имидж...
Худшее оправдание кинозлодейки за всю историю кино включительно до 2225 года – авансом, ибо уверена, никто это не переплюнет в ближайшие 200 лет.
3. Да, я плохая и это круто
Не видела (или просто не могу вспомнить) подходящий фильм для этого пункта, но определенно что-то об этой тенденции слышала. Если видели, помните, подскажите, буду признательна! В визуальных новеллах, например, этот тренд прослеживается отчетливо: бери злую ведьму и играй за такую вот злыдню, получай удовольствие и зловредничай.
4. Эльза: Ты не плохая, ты просто не умеешь и не контролируешь это
"Холодное сердце" (2013) мне очень нравится, хотя больше из профессиональных соображений, нежели просто зрительского интереса. И хотя это мультфильм, всё же захотелось его включить в этот список.
Эльза хорошая девочка, которая, к сожалению, не умеет пользоваться своими силами, теми качествами, которые не одобряет и не принимает общество. Она практически превращается в Злую Снежную Королеву, но вовремя берет свою темную сторону под контроль.
Психологически эволюция взглядов и эмоций Эльзы показана весьма грамотно, результат не может не радовать: девушка не отказывается от своих сил, а направляет их на благое дело.
5. Реджина: Из антагониста в протагонисты, из черного в белое
На мой вкус – идеальная модель переосмысления отрицательного персонажа.
Реджина (одна из главных героинь сериала "Однажды в сказке" 2011-2018 гг.) в волшебном мире – Злая Королева, а в современном мире – жестокий и беспринципный мэр маленького городка. Этой женщиной движут ненависть, злоба и жажда мести, она сочится ядом, разрушая вокруг себя всё – жизни, отношения, семьи и целые миры. Казалось бы, здесь нечему сочувствовать, нечего понимать, но... Это же психологически шикарный сериал. Он один может заменить курс психотерапии.
Сначала создатели сериала идут тем же путем, что мы видим и в случае с Малефисентой: нам подробно показывают, почему и как добрая, кроткая, славная девушка Реджина становится Злой Королевой. Но если бы всё этим и кончилось, этот сериал не был бы для меня любимым. Авторы сериала пошли дальше и не прогадали.
На протяжении 7 сезонов (хотя седьмой сезон можно вычеркнуть, весь, кроме последней серии) Реджина не просто задыхается в злобе и убивает всё, что смело пикнуть, она меняется. Она проходит через осознание, горькие инсайты, раскапывает причины, встречается лицом к лицу со своими страхами, теряет, падает...
И в какой-то момент понимаешь: она не антагонист, она еще один протагонист сериала, самая главная героиня, которая совершает немыслимое: она "взрослеет" до любви к себе, принятия себя, самоуважения, уверенного владения своей темной стороной. Нет, она не становится тотально и приторно хорошей, но она понимает, что, как и почему, и делает осознанный выбор в пользу конструктивных отношений и душевной гармонии. Да, Черная Королева смогла стать Белой Королевой.
Как же в психологии без проекций? Невозможно же поверить в то, что этот сериал мой любимый "просто так". Конечно, не просто так. В какой-то степени идентифицирую себя с этой героиней с точки зрения того психологического пути, который она прошла. От ненависти ко всему живому до любви к себе дорога длинная... Я шла примерно столько же, сколько и Реджина, лет 7, не меньше. И до сих пор в каждом ее взгляде, слове, жесте вижу себя – и прошлую, и настоящую.
Напомню, что про этот сериал на канале есть отдельная рубрика, и в скором времени она продолжит пополняться новыми статьями:
А вы помните кинозлодеек, чьи судьбы вписываются в предложенные схемы "обеления" и переосмысления?
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии – это лучшая поддержка для автора и возможность сказать "Оксана, пиши ещё!" ))