Найти в Дзене
КиноПсихолог

Мода на обеление сказочных кинозлодеек: три неудачных подхода и два хороших

Оглавление

Постмодернизм привнес в искусство, в том числе и массовое, два правила, без которых сложно представить современный мир. Да, всё уже придумано, найдено, обсуждено и осмысленно, придумать что-то новое практически невозможно. И если всё уже есть, а новое маловероятно, следуй этим двум правилам:

1) Возьми старое и переосмысли, посмотри на это с другой стороны.

2) Возьми старое и обыграй, ирония и стёб приветствуются.

Постоянная смена ракурсов и игра вот то, что помогает не опустить руки творческому человеку, который прекрасно осознает, что после Аристотеля и Еврипида, в сущности, добавить больше нечего. Однако игра игре рознь, кто-то играет на уровне Бэнкси, а кто-то в стиле Верки Сердючки. Драматургия и кинематограф в стороне, естественно, не остались. Иногда успешно, иногда так себе...

Киноделы порой настолько легкомысленно относятся к игровому процессу (не в смысле игрового кино, а в смысле обыгрывания известных сюжетов), что иной раз думаю "Боже, и как мне теперь это развидеть?". Отдельный тренд – взять известного злодея / злодейку и обелить по мере своих сил.

При всем многообразии переосмысленных сюжетов, судьбы сказочных кинозлодеек сводятся, в общем-то, к 5 вариантам.

1. Малефисента: Злыми не рождаются, злыми становятся

В этом месте всегда хочется возмущенно пофыркать. Мне гораздо ближе точка зрения, которой придерживался, например, Фрейд: от природы люди злы и озабочены, и лишь социализация делает их добрыми, великодушными и эмпатичными.

"Малефисента", скриншот.
"Малефисента", скриншот.

Ребенок рождается как биологическое существо, инструменты защиты и выживания изначально у него тоже исключительно биологические. В нем есть агрессия, но она еще не способна принять "сублимированные" формы, социально одобряемые и поощряемые (целеустремленность, уверенность в себе, спортивное соперничество и пр.). В сказках этот момент упускается принципиально. Как правило, мы сразу видим какую-нибудь хорошую, социализированную девочку, с котором затем случается несчастье. Допустим, в результате предательства и утраты такая девочка получает психотравму, после чего начинает всех жестоко гнобить или всем не менее жестоко мстить.

"Малефисента", скриншот.
"Малефисента", скриншот.

"Малефисента" (2014) – что-то из этой оперы. В результате (по идее) мы внутренне должны не только понять мотивы злодейки и оправдать ее поступки, но и проникнуться к ней сочувствием. Выходит не очень, но посмотреть на привычного персонажа под новым углом по крайней мере забавно. Забавно, но не более. Если бы каждый поддавался злобе и жажде мести после каждой психотравмы, человечество уже бы вымерло.

2. Круэлла: Ребята, всё было совсем не так. Это не то, что вы подумали!

Такого разочарования, какое принесла мне Круэлла, я давненько не испытывала.

"Круэлла", скриншот.
"Круэлла", скриншот.

Если в оригинальном фильме "101 далматинец" Круэлла редкостная с%&a, получающая удовольствие от умерщвления животных, которую НИКАК нельзя ни понять, ни оправдать, то в "Круэлле" 2021 года создатели фильма делают такой ход, который работает как старый надежный лом. Против лома нет приема, помните же такую присказку? Вот против дичи в "Круэлле" мозг тоже бессилен, потому что поступили примерно так: ломом по серванту.

"Круэлла", скриншот.
"Круэлла", скриншот.

Оказывается, Круэлла никаких шкурок не сдирала, она с молодости любит собачек, поэтому просто создала себе такой имидж...

"Круэлла", скриншот.
"Круэлла", скриншот.

Худшее оправдание кинозлодейки за всю историю кино включительно до 2225 года – авансом, ибо уверена, никто это не переплюнет в ближайшие 200 лет.

3. Да, я плохая и это круто

Не видела (или просто не могу вспомнить) подходящий фильм для этого пункта, но определенно что-то об этой тенденции слышала. Если видели, помните, подскажите, буду признательна! В визуальных новеллах, например, этот тренд прослеживается отчетливо: бери злую ведьму и играй за такую вот злыдню, получай удовольствие и зловредничай.

4. Эльза: Ты не плохая, ты просто не умеешь и не контролируешь это

"Холодное сердце" (2013) мне очень нравится, хотя больше из профессиональных соображений, нежели просто зрительского интереса. И хотя это мультфильм, всё же захотелось его включить в этот список.

"Холодное сердце", скриншот.
"Холодное сердце", скриншот.

Эльза хорошая девочка, которая, к сожалению, не умеет пользоваться своими силами, теми качествами, которые не одобряет и не принимает общество. Она практически превращается в Злую Снежную Королеву, но вовремя берет свою темную сторону под контроль.

"Холодное сердце", скриншот.
"Холодное сердце", скриншот.

Психологически эволюция взглядов и эмоций Эльзы показана весьма грамотно, результат не может не радовать: девушка не отказывается от своих сил, а направляет их на благое дело.

5. Реджина: Из антагониста в протагонисты, из черного в белое

На мой вкус – идеальная модель переосмысления отрицательного персонажа.

Реджина (одна из главных героинь сериала "Однажды в сказке" 2011-2018 гг.) в волшебном мире – Злая Королева, а в современном мире – жестокий и беспринципный мэр маленького городка. Этой женщиной движут ненависть, злоба и жажда мести, она сочится ядом, разрушая вокруг себя всё – жизни, отношения, семьи и целые миры. Казалось бы, здесь нечему сочувствовать, нечего понимать, но... Это же психологически шикарный сериал. Он один может заменить курс психотерапии.

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

Сначала создатели сериала идут тем же путем, что мы видим и в случае с Малефисентой: нам подробно показывают, почему и как добрая, кроткая, славная девушка Реджина становится Злой Королевой. Но если бы всё этим и кончилось, этот сериал не был бы для меня любимым. Авторы сериала пошли дальше и не прогадали.

На протяжении 7 сезонов (хотя седьмой сезон можно вычеркнуть, весь, кроме последней серии) Реджина не просто задыхается в злобе и убивает всё, что смело пикнуть, она меняется. Она проходит через осознание, горькие инсайты, раскапывает причины, встречается лицом к лицу со своими страхами, теряет, падает...

"Однажды в сказке", скриншот.
"Однажды в сказке", скриншот.

И в какой-то момент понимаешь: она не антагонист, она еще один протагонист сериала, самая главная героиня, которая совершает немыслимое: она "взрослеет" до любви к себе, принятия себя, самоуважения, уверенного владения своей темной стороной. Нет, она не становится тотально и приторно хорошей, но она понимает, что, как и почему, и делает осознанный выбор в пользу конструктивных отношений и душевной гармонии. Да, Черная Королева смогла стать Белой Королевой.

Как же в психологии без проекций? Невозможно же поверить в то, что этот сериал мой любимый "просто так". Конечно, не просто так. В какой-то степени идентифицирую себя с этой героиней с точки зрения того психологического пути, который она прошла. От ненависти ко всему живому до любви к себе дорога длинная... Я шла примерно столько же, сколько и Реджина, лет 7, не меньше. И до сих пор в каждом ее взгляде, слове, жесте вижу себя – и прошлую, и настоящую.

Напомню, что про этот сериал на канале есть отдельная рубрика, и в скором времени она продолжит пополняться новыми статьями:

"Однажды в сказке": история про любовь к себе от А до Я | КиноПсихолог | Дзен
А вы помните кинозлодеек, чьи судьбы вписываются в предложенные схемы "обеления" и переосмысления?

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии это лучшая поддержка для автора и возможность сказать "Оксана, пиши ещё!" ))