В 1881 году точная копия чудотворного креста из Успенского собора г. Дмитрова появилась в городе Лодзь. Попал он туда благодаря русскому педагогу и литератору Ростиславу Крылову и его супруге Анне. В 1880 году действительный статский советник Ростислав Иванович Крылов был назначен начальником учебной дирекции в г. Лодзь Царства Польского. Ранее он был инспектором 3-й Московской гимназии на Лубянке, преподавателем русского и латинского языков. Ростислав Иванович родился в 1830 году, был участником Крымской войны. Он также печатал статьи на темы педагогики в журнале "Воспитание", составил воспоминания об историке Грановском, был соредактором "Русской газеты".
Город Лодзь, куда по службе направили Ростислава Ивановича, в то время входил в состав Российской империи, но проживали в нем в основном немцы и евреи. Тем не менее, в 1880-е годы здесь началось строительство православного собора во имя благоверного князя Александра Невского. Фамилии жертвователей говорили сами за себя: Гербст, Гейнцель, Громан, Мейер, Конштег, Познанский и др. Местные купцы-иноверцы делали пожертвования на православный храм больше из гражданских соображений: "в память сохранения жизни императора Александра II от покушения 2 апреля 1879 года". Лодзинские жители согласились строить храм именно в том исповедании, в котором был крещен и воспитан император - то есть в православном.
Супруга начальника лодзинской учебной дирекции Анна Всеволодовна Крылова была родом из города Дмитрова. Она захотела пожертвовать в строящийся православный храм точную копию чудотворного креста, почитавшегося на ее малой родине. Летом 1881 года Крылов с супругой провели отпуск в Москве. В это время они пытались выяснить, как можно устроить создание копии Дмитровского креста и ее перевозку в Польшу. Однако они столкнулись с многими препятствиями, и в целом задумка оказалась слишком дорогостоящей. Крыловы решили посоветоваться со знакомым московским священником из Введенской церкви на Лубянке Николаем Петровичем Антушевым. Он был знакомым Крылова, вероятно, еще со времен его работы в 3-й гимназии, расположенной также на Лубянке.
Священник Антушев посоветовал не делать точной копии Дмитровского креста, а просто изготовить крест такого же размера, но любого другого рисунка. Подумав, он добавил, что недавно в его церкви проводился ремонт, обновляли иконы и иконостасы, и без употребления осталось большое старое распятие примерно таких же размеров. Священник Антушев предложил Крыловой забрать это распятие для лодзинского храма - все лучше, чем бы оно пылилось в ризнице.
Женщина с радостью согласилась взять этот старый крест из Введенской церкви. Она стала хлопотать о получении разрешения епархиального начальства, а священник в это же время отдал крест на реставрацию живописцу, поскольку лик Спасителя сильно потемнел от времени. Таким образом, женщина даже не видела этого креста до самого последнего дня отправки в Польшу. Наконец, Крыловых пригласили в храм, чтобы забрать обновленное распятие. К своему изумлению они увидели, что это оказалась точная "мера в меру" старинная копия креста из Успенского собора города Дмитрова!
Можно представить себе наше сначала удивление, а потом умиление пред Господом... Св. крест был украшен от меня серебряной ризой и перевезен в г. Лодзь.
Во время строительства Александро-Невского собора крест находился в полковой церкви 37 пехотного Екатеринбургского полка. Уже тогда к кресту стали приходить молиться многие местные православные. В мае 1884 года Александро-Невский собор был окончен и освящен, и с этого времени крест был перемещен туда. Изначально собор строился в благодарность Богу за спасение жизни Александра II во время неудавшегося покушения народника Соловьева в Петербурге 1879 года. Однако уже во время строительства храма 1 марта 1881 года император Александр II был убит другим народником Игнатием Гриневицким. В связи с этим освящение храма в 1884 году было переосмыслено уже "в память 25-летнего царствования в Бозе почившего государя императора Александра II".
Первое время копия Дмитровского креста была поставлена в довольно неудобном месте собора в простом деревянном киоте под стеклом. В 1890 году лодзинский священник Иван Юхновский решил перенести крест в более подходящее место храма и достойно украсить святыню. Крест перенесли за арку и сделали особую стенку наподобие иконостаса из белого мрамора. Работа была заказана скульптору Грелиху, а цинковый карниз, медный кронштейн - мастеру Цесельскому. К празднику Воздвижения Креста в сентябре 1890 года все работы были закончены. В этот же день крест установили в мраморном киоте под аркой, которые были освящены о. Иваном Юхновским.
Православный собор в г. Лодзь никогда не закрывался, несмотря на все военные и политические события XX века. Сейчас он принадлежит Польской православной церкви - одной из поместных церквей, с которой Московский Патриархат находится в полном общении. Копия Дмитровского креста, пожертвованная супругами Крыловыми, до сих пор находится внутри лодзинского собора в той же арке в мраморном киоте.
Дальнейшая судьба Крыловых сложилась следующим образом. Незадолго до освящения Александро-Невского собора в г. Лодзь Крыловы уже покинули этот город, так как Ростислав Иванович был назначен инспектором училищ г. Варшавы. Но и там он пробыл недолго: с 1886 года вышел в отставку и жил в Москве в доме Крестовоздвиженского. Ростислав Иванович скончался в 1893 году от болезни сердца, а его супруга в 1910 году в возрасте 80 лет. Оба были похоронены на Семеновском кладбище в Москве. У Крыловых было две дочери: Зоя и Александра.