Найти в Дзене
Всякое обо всяком

Тирания Добродетеля

Лишь одно учение должно существовать в Женеве — его собственное. Всякую ересь нужно уничтожить. Так считал Жан Кальвин. Реформатор видел в себе орудие Господне и, опираясь на это, установил в Женеве тираническое господство протестантской морали. За всякие отклонения от кальвинистских правил он карал — будь то пьянство, драки или даже пение непристойных песен. А люди, подобные Мигелю Сервету, разрушающие основы христианства, по мнению Кальвина, заслуживали смерти. Жан Кальвин и Мигель Сервет знали друг друга более двух десятилетий: возможно, они познакомились в Париже в 1530-е годы. Бывший монах Сервет в тот момент находился в розыске инквизиции из-за своей полемики; под чужим именем он изучал в городе на Сене медицину, астрологию и математику. Жан Кальвин, изучая в то время в Париже филологию и право, хоть и оставался католиком, уже начинал сомневаться в догматах церкви и всё больше увлекался учениями Реформации. В 1534 году им пришлось покинуть Париж на фоне религиозных волнений. Каль
Оглавление
Кальвин посвятил всего себя теологии и перенял многие идеи Мартина Лютера. Но если в учении Лютера подчёркивалось милосердие Творца, то у Кальвина Создатель выступал строгим Судьёй, карающим каждого, кто отступится от его учений.
Кальвин посвятил всего себя теологии и перенял многие идеи Мартина Лютера. Но если в учении Лютера подчёркивалось милосердие Творца, то у Кальвина Создатель выступал строгим Судьёй, карающим каждого, кто отступится от его учений.

У Реформации было много сторонников. Одним из них был Жан Кальвин — сторонник жёстких моральных учений, стремившийся превратить Женеву в святой город. Всякое инакомыслие было неприемлемо.

Лишь одно учение должно существовать в Женеве — его собственное. Всякую ересь нужно уничтожить. Так считал Жан Кальвин. Реформатор видел в себе орудие Господне и, опираясь на это, установил в Женеве тираническое господство протестантской морали. За всякие отклонения от кальвинистских правил он карал — будь то пьянство, драки или даже пение непристойных песен. А люди, подобные Мигелю Сервету, разрушающие основы христианства, по мнению Кальвина, заслуживали смерти.

Бог строг — и никак иначе

Жан Кальвин и Мигель Сервет знали друг друга более двух десятилетий: возможно, они познакомились в Париже в 1530-е годы. Бывший монах Сервет в тот момент находился в розыске инквизиции из-за своей полемики; под чужим именем он изучал в городе на Сене медицину, астрологию и математику. Жан Кальвин, изучая в то время в Париже филологию и право, хоть и оставался католиком, уже начинал сомневаться в догматах церкви и всё больше увлекался учениями Реформации.

В 1534 году им пришлось покинуть Париж на фоне религиозных волнений. Кальвин посвятил всего себя теологии и перенял многие идеи Мартина Лютера. Но если в учении Лютера подчёркивалось милосердие Творца, то у Кальвина Создатель выступал строгим Судьёй, карающим каждого, кто отступится от его учений.

В 1541 году правящий совет уже протестантской Женевы предложил Кальвину, к тому времени известному теологу, пост руководителя церкви. На новом посту Кальвин с особым усердием принялся наводить в городе порядок и дисциплину. Он даже танцы запретил, а за прелюбодеяние теперь грозила смертная казнь.

Еретик, отвергший Троицу

Мигель Сервет тем временем работал личным врачом французского архиепископа — и тайно переписывался с протестантскими теологами. И хотя он поддерживал идеи Лютера, многие протестантские богословы считали его еретиком. Причина — отрицание Серветом основополагающего догмата веры: учения о Троице, которому следовали не только католики, но и лютеране.

По Сервету, Иисус не был, как учили тогда, «вечным Сыном Бога», участвовавшим в сотворении мира как часть Троицы, а был «Сыном вечного Бога» — и божественным, и человеческим одновременно.

Письма Сервета приводили Кальвина в ярость. Как он писал своему другу:

«Стоит этому еретику оказаться в Женеве — живым ему не уйти.»

Мигель Сервет — жертва протестантов

В начале 1553 года Сервет анонимно опубликовал трактат „Die Wiederherstellung des Christentums“ («Восстановление христианства»). Но анонимность не помогла: Кальвин сразу узнал богохульные идеи из его писем. Через несколько месяцев инквизиция арестовала Сервета — по наводке женевского протестанта.

Сдал ли его сам Кальвин, неизвестно. Но он действительно передал полученные от Сервета письма как доказательства. Не успели провести суд, как Мигелю удалось бежать — и он, по иронии, оказался именно в Женеве. Рассчитывал ли он остаться незамеченным, или надеялся на милосердие Кальвина, тоже бывшего в гонениях, — неизвестно до сих пор.

Но для Кальвина милосердие было не вариантом: в его глазах учение Сервета несло церкви лишь хаос. Предоставь он ему убежище или отпусти — и, верил Кальвин, город будет наказан самим Богом. Поэтому он убедил городской совет арестовать беглеца.

Два месяца спустя суд приговорил Сервета к сожжению на костре — за отрицание Троицы и другие ереси. 27 октября 1553 года приговор был приведён в исполнение.

«О, Иисус, Сын вечного Бога, помилуй меня» — таковы были последние слова Мигеля Сервета, первого христианина, сожжённого на костре протестантами.

Данная публикация является переводом статьи "Die Tyrannei der Tugend" за авторством Олафа Мишера, для сборника GEO Epoche Kollektion Nr. 89 "Die Inquisition" от 12 декабря 2018 г.