Мы с вами продолжаем смотреть экспозиции в городском выставочном центре им. В. С. Рогаля, которые я открыла для себя в конце октября. Работала эта выставка до 3 ноября.
Когда я прошла в камерный зал на втором этаже, сразу поняла, что картины, которые вижу, написала женщина. Женщина, рассказавшая историю своей семьи – семейного дуэта художницы и философа (а потом и трио). Обязательно вникнем в эту историю, которую нам поведают картины, но сначала почитаем о самой Татьяне Громыко.
На выставке была такая информационная справка 👇
Но тут в основном о творчестве и философии. Поэтому добавлю биографические факты, которые удалось найти в интернете.
Татьяна Матвеевна Громыко родилась 21 сентября 1948 года в Тулуне, что в предгорьях Восточного Саяна, на реке Ие (притоке реки Оки). Это примерно 400 км до Иркутска.
Город Тулун — это узел автодорог: по его территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск — Иркутск).
Окончила художественное отделение Иркутского училища искусств. Почти пять лет проработала в творческой мастерской с главным художником Иркутска Виталием Георгиевичем Смагиным.
В 1976–1979 годах Татьяна Матвеевна трудилась художником и художественным редактором в Восточно-Сибирском книжном издательстве. Оформила около 10 книг.
В 1979 году была приглашена в качестве преподавателя специальных предметов (живопись, рисунок, композиция) на декоративно-оформительское отделение училища искусств. Там проработала почти 25 лет и выпустила более пяти выпусков дипломников.
На базе училища создала и реализовала авторский проект «Арт-Театр Славянка» — музыкально-театрализованный сценический показ современного народного костюма. В 1998 году заняла первое место в номинации «Народный костюм» в Рязани на конференции художественных училищ России.
В 1992–1994 годах жила и работала в Москве по приглашению (роспись по фарфору в технике «гжель», преподавание).
С 1971 по 2012 год Татьяна Громыко участвовала в более 150 различных выставках, из них более 30 – персональных.
В 2009–2011 годах выиграла грант на развитие и реализацию творческого проекта «Любовь моя — Россия!».
Татьяны Громыко не стало 15 мая 2018 года, но в Иркутском краеведческом музее, в галереях и выставочных залах городов Иркутской области, в частных коллекциях Беларуси, Франции, Италии, Японии, Канады, Китая, России можно встретить её работы.
Ещё в одном источнике в интернете была такая информация о художнице 👇
Но я так посчитала, что в 2003 году Татьяне Матвеевне было 58 лет. В тот год первое место на конкурсе «Мисс Россия» заняла 19-летняя Виктория Лопырёва. Согласно условиям этого конкурса участницы «Мисс Россия» должны быть в возрасте от 17 до 23 лет. Поэтому тут даже не знаю, откуда взялась такая информация. Да и сам конкурс появился в нашей стране в 1993 году, когда художнице было 45 лет. Тогда я предположила, что в справке опечатка и речь шла о конкурсе «Миссис Россия». Но участницам там обычно от 22 до 43 лет. Короче, если кто-то может прояснить этот момент, было бы интересно узнать подробности.
Теперь давайте посмотрим на красивую историю женского счастья, написанную в картинах.
Ниже автопортрет Татьяны Громыко. Но это не классический автопортрет, где в центре образ художника. Это пара, дуэт, тандем. Это супруги.
Через год у художницы новый автопортрет. И снова парный. Татьяна Матвеевна по-прежнему стоит у холста, держит в руке кисть – инструмент, который дарит ей счастье. И по-прежнему автор не мыслит своего автопортрета без второй половинки.
На двух автопортретах трио – пара любящих людей и кисть как символ творчества, которое занимает важное место в жизни художницы.
Написала художница и отдельный портрет мужа. Юрий Дюбенок будто окружён светлой аурой. Таким видят его глаза любимой.
Юрий Дюбенок и Татьяна Громыко — дуэт не только в семейной жизни, но и в проектах. Они авторы совместного проекта «Древо жизни: искусство и философия» («Искусство и философия — путь к вполне человеку»). Проект реализовывался с 2014 по 2017 год и включал передвижную выставку работ Татьяны Громыко и встречи и беседы Юрия Дюбенка о «вполне человеке» и человеческом обществе. Основа концепции проекта — высказывание русского мыслителя Владимира Соловьёва:
«Философия делает человека вполне человеком».
Следующая картина повествует нам об ожидании новой жизни: художница поддерживает живот, мечтательно закрыв глаза. Её одежда светла, как светлы её мысли. А ещё она сама в этой светлой одежде, как белый лист – новая страница, которую скоро начнёт её семья.
И я поймала себя на мысли, что это первая картина за полтора года жизни в Иркутске, на которой я вижу образ беременной, да ещё и автопортрет.
Нет, конечно, художники писали картины с изображением беременных женщин 👇
В элитной портретной живописи Италии примерно в 1600 году даже появилась особая мода на «портреты беременных». Беременные женщины не только становились объектом изображения в искусстве, но и сами были его потребителями. Для них создавались особые виды произведений, в том числе Мадонна дель Парто изображения Девы Марии 👇
Но это всё мужские работы. Авторы не могли пропустить это особенное состояние через себя так, как беременная художница.
...Первая женщина, которая написала автопортрет в обнажённом виде, – немецкая экспрессионистка Паула Модерзон-Беккер. Это случилось в 1906 году и было крайне вызывающим само по себе. Но вдобавок она ещё изобразила себя с беременным животом.
С этим автопортретом связана любопытная история отношений художницы и её мужа, ведь на картине та изобразила себя беременной... творчеством. Поскольку от мужа за шесть лет забеременеть не удалось. Но в каком-то смысле Паула Модерзон-Беккер визуализировала свою мечту, так как позже она всё-таки родит дочь 👇
А теперь вернёмся к автопортрету «Ожидание». Татьяна Матвеевна так счастлива, что делится своим счастьем со всем миром. Её особое состояние – это часть круговорота жизни в природе, поэтому фон картины зелёный, фактурный, позитивный.
И вот оно – счастье материнства! 👇
Композиция классическая, но какая интересная работа с фоном. Ясное голубое небо, но вокруг матери и дитя цветные погремушки, элементы, напоминающие конфеты и пустышки. И бросаются в глаза головной убор женщины и пелёнка младенца – они из одного материала, одного происхождения. Головной убор похож на кокошник и нимб одновременно. Вот эта связь, которая подчёркивается единым оформлением головного убора и пелёнки, как будто показывает, что теперь в буквальном смысле в голове художницы пелёнки и тот, кто в них заботливо завёрнут. Точнее завёрнута. Потому что у Татьяны Матвеевны родилась дочь.
Следующая картина сияет теплом семьи. Работа так и называется – «Семья». Люди держатся друг за друга, их лица обращены в одну сторону – в сторону света. Как в высказывании Пирса Брауна:
«Дом не там, откуда ты родом, это там, где ты находишь свет, когда вокруг становится темно».
И последним в этой истории пусть будет «Натюрморт художника». Тут многим, оказывается, не только мне, поначалу видится пасхальная композиция. Из-за яиц, иконы, цветового решения картины.
Этот натюрморт – как бы концентрация творческой энергии художницы, усиленной родительством и верой в Бога.
Если обратили внимание, то работы Татьяны Громыко я расставила не по датам создания, а по логике повествования, которое стало историей одной семьи. Но как не переставь эти картины, получится один и тот же смысл.
Семья вдохновляет жить и творить.
А сейчас покажу отдельные картины, которые впечатлили на выставке.
На фото выше «Красная книга» (1983). Татьяна Матвеевна изображает в буквальном смысле кроваво-красную книгу. Совпадение это или нет, но в год написания Татьяной Громыко этой картины в рамках Красной книги РСФСР был опубликован Перечень видов, и один вид – тюлень-монах – был обозначен как вымерший в России. Тюлень этот немного похож на байкальскую нерпу.
А ещё решила полистать Красную книгу Иркутской области.
В числе уязвимых видов там выдра 👇
И в Красную книгу России занесён один из видов сибирской орхидеи – Венерин башмачок (его ещё в народе называют «кукушкины сапожки») 👇
Венерин башмачок цветёт всего одну-две недели в году. Эти красивые, но быстро увядающие цветы получили своё название из-за причудливой формы нижнего лепестка, который похож то ли на выпяченную губу, то ли на старый ботинок. Встретить растение можно, например, в Тункинском нацпарке.
Но когда переводишь взгляд на другую страницу Красной книги и видишь силуэты мужчины и женщины, понимаешь, что художница смотрит на проблему вымирания видов шире.
Когда-нибудь человечество может довести мир до того, что на странице Красной книги планеты будет он сам...
Ещё одна картина заворожила меня своим «мокрым» видом 👇
Это картина «Дождь» (1990). У меня было впечатление, что у меня вода в глазах – дождь или слёзы. Отсутствие рамы у холста ещё больше добавляет картине эффекта размытости. Мне нравится такая комплексная работа с картиной, когда автор думает не только о холсте, но и о том, как на восприятие картины повлияет рама или её отсутствие.
Последней отмечу работу «Пушкин и Высоцкий» (2018). Потому что о ней хочется поразмышлять подольше.
Этих двух гениев Татьяна Матвеевна поместила на один холст неслучайно.
Александр Сергеевич Пушкин — любимый поэт Владимира Семёновича Высоцкого. Высоцкий обращался к его творчеству в своих произведениях («Лукоморья больше нет…», «Скоморохи на ярмарке» и др.) и в актёрских работах (например, роль Ибрагима Ганнибала в фильме А. Н. Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил…»).
Отрывок текста песни «Лукоморья больше нет»:
Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след,
Дуб годится на паркет, так ведь нет –
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили все дубы на гробы.
Ты уймись, уймись, тоска у меня в груди,
Это только присказка, сказка впереди.
Пушкинские строки, образы и мотивы вводятся в произведениях Высоцкого не как подражание, а служат отправной точкой поэтической мысли, предметом глубоких размышлений. Мысли и чувства, волновавшие Пушкина — поэта XIX века, нашли своё творческое развитие и переосмысление в творчестве Высоцкого — поэта века ХХ-го. И Татьяна Матвеевна даёт двум знаковым поэтам своего времени встретиться на своем холсте, где фоном буквы, будто зарождающиеся поэтические строки...
Завершить прогулку по выставке картин Татьяны Громыко хочу стихотворением художницы.
***
«Кисть пляшет по холсту неистово и дерзко,
Стремясь, как в пустоту, вселить оркестра звуки:
То сильные и страстные,
То грустные и нежные,
Печальные и тонкие,
И мрачные и звонкие.
Палитра этих звуков
Имеет все оттенки
От сильного и грозного
До слабого и грустного.
Та музыка из цвета,
Пленительности линий,
Гармонии мазков,
Слияние всевечного и краткости мгновения.
Божественная музыка
Сомнения, страдания,
Победы ликования
И чудо волшебства.
Пусть будут звуки вечными,
И кисть в руках художника,
И пусть все человечество поймёт,
Что от беспечности
Во всей вселенной, в вечности
Погибнет красота.
О других выставках, прошедших этой осенью в выставочном центре им. В. С. Рогаля, тут 👇