В этой статье речь пойдёт об иркутянине, который может много чего отчебучить отчеканить! Такого интересного творца я открыла для себя в городском выставочном центре имени В. С. Рогаля. Мастера зовут Алексей Юрьевич Саралидзе, и осенью в центре прошла его персональная выставка «Медная живопись осени». Экспозиция работала до 3 ноября, поэтому пойдём по следам минувшего события.
Немного информации о самом герое уникальной персональной выставки. Алексей Саралидзе родился 1 февраля 1965 года в якутском посёлке Кысыл-Сыр, но бОльшую часть жизни прожил в Иркутске (с 1974 года). С детства проявлял творческие способности.
После службы в Советской армии получил высшее образование в Институте профессиональных инноваций (ИПИ) и начал работать в строительной сфере, где сейчас продолжает трудиться руководителем отдела строительной организации. Женат, воспитал двух сыновей, есть внуки.
В свободное время занимается художественной обработкой металла – чеканкой, металлопластикой, торевтикой. Изготавливает панно и элементы декора из меди, латуни и алюминия.
Работу с металлом Алексей Юрьевич освоил самостоятельно и трудится в жанрах портрета, анималистики, религии, исторического направления, батальной графики и фэнтези. Свои произведения посвящает также людям, живущим в Сибири и на Севере; любит сюжеты, посвящённые этносу, истории и литературе, особенно фантастической.
Торевтика — это искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего так называют обработку изделий путём чеканки, тиснения, ковки. Иногда термином «торевтика» обозначают отделку литых изделий.
Чеканка – это способ декорирования металла нанесением орнамента на его поверхность методом выбивания с помощью специальных инструментов – чеканов. Является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Это искусство возникло ещё в глубокой древности, как только люди научились выплавлять металл. Неповторимыми рельефными орнаментами украшали самые разнообразные предметы домашнего обихода, посуду, оружие, воинское обмундирование, щиты, шлемы и многое другое.
Также чеканка применялась для изготовления монет и ювелирных украшений. В настоящее время известно много направлений в художественной чеканке. Самым сложным видом считают именно чеканку по металлу, в котором можно создать более глубокий рельеф и оригинальный рисунок. Сложная и кропотливая работа требует не только творческого подхода, но и высочайшего уровня профессионализма.
Алексей Саралидзе выставляет свои работы на «Иркутском Арбате», в библиотеке им. Молчанова Сибирского, в ГВЦ им. В. С. Рогаля, в музее «Тальцы»; участвует с выставкой своих работ в фестивале «Хоровод ремёсел на земле Иркутской», а также на форуме и Алтаргане в Монголии. За участие в выставках, фестивалях и других мероприятиях награждён дипломами и грамотами. С 2019 года Саралидзе — член Союза мастеров народного искусства «Оникс».
«Союз мастеров народного искусства „Оникс“» — это Иркутская региональная общественная организация, которая объединяет мастеров прикладного народного творчества, живущих и работающих в городах и посёлках Иркутской области. В 2025 году «Оникс» отмечает 35-летие со дня основания. В состав организации входит более 200 мастеров.
С 1 октября по 3 ноября стены одного из залов центра В. С. Рогаля украшали красивые работы Алексея Саралидзе. Все панно из меди.
Выше писала, что у автора лежит душа к фантастическим, сказочным сюжетам, к отображению на металле историй и легенд. Давайте посмотрим на некоторые работы.
На этом панно из меди мы видим алконоста. Алконост (алконст, алконос) — мифическая райская птица-дева бога солнца Хорса в славянской мифологии. Образ восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Такую птицу я впервые увидела в детском садике. Это была раскрашенная глиняная фигурка, стояла она в шкафу с детскими поделками, но повыше, чтобы мы, мелкие, не схватили и не сломали. Было видно, что её смастерил взрослый. Тогда птица-дева поразила моё детское воображение: подумать только! – птица с красивой женской головой! Это сейчас уже и не таких «гибридов» видала, а тогда это было удивительно. Вот. Даже в память запало, и сегодня всплыло из глубин подсознания.
В зале бОльшая часть работ наполнена женскими образами. Ниже изображение богини Умай Эне.
Умай Эне — богиня, известная тюркским народам Центральной Азии как покровительница детей, помощница при родах, покровительница плодородия, женщин, материнства и рода, охранительница от злых сил, хозяйка гор.
В пантеоне у древних тюрок VIII–X века Умай известна как божественная супруга верховного божества Верхнего мира — Бога Тенгри (вечное небо). В Умай Энэ (мать) заключалась вся сила Тенгри. Женщина-основа всего живого на земле.
У современных тюркоязычных шаманов Средней Азии сохранилось почитание женского божества Умай, как покровительницы детей и по сей день. Если ребенок смеялся во сне считалось, что с ним рядом находится богиня-покровительница. Она охраняла не только детей, но и была ангелом-хранителем взрослого человека.
Умай способствовала рождению Человека в Духовном смысле. Родиться в Духе — стать бессмертным духовным существом и уйти в мир Бога, выйдя из цикла перерождений — было основной целью и смыслом жизни людей.
Ниже ещё панно на байкальскую тему.
Существует легенда о любви Ангары и Енисея:
Ангара была дочерью богатого и властного старика Байкала, всю жизнь державшего дочь в заточении. Чайки напели ей о прекрасном юноше Енисее, живущем в далёкой земле, и красавица стала мечтать только о нём. Прознавший об этом старик решил выдать Ангару за парня с соседней деревни, лишь бы не опускать дочь. Однако Ангара смогла убежать перед свадьбой, и больше её не видели. Убитый горем отец проплакал всю оставшуюся жизнь, его слёзы образовали озеро Байкал.
Существует несколько версий этой легенды, например, в одном из них отец убивает свою дочь осколком скалы, в тот момент, когда Ангара сбегает из-под заточения навстречу любимому.
Задумалась, почему так часто у разных народов легенды заканчиваются трагически? Для себя ответила на этот вопрос так: людям во все времена хотелось ярких сюжетов и эмоций, таких, которые врежутся в память поколений, будут назидательными, да и трагические концовки не допускают продолжений или интерпретаций. Это полный конец, точка, финал)) А то когда «жили долго и счастливо», сразу возникают вопросы: а где жили? а как долго? а оба счастливо? а детей родили? а собаку завели? и т. д.
Ниже ещё панно из серии «Байкальские Легенды» 👇
Тут мы видим родительские архетипы, в частности – архетип матери и архетип ребёнка.
Материнская любовь безусловна: мама любит малыша просто потому, что он есть. Младенец воспринимает родителей архетипически. Образы родителей формируют его мир и психику.
Родительский архетип нашёл воплощение во всех видах искусства.
Тут медведь – это и самостоятельный образ, и фон для сюжета. Кстати, бурый медведь считается символом Байкало-Ленского заповедника на озере Байкал, так как населяет практически всю его территорию. По этой причине берега заповедника называют «Берегом бурых медведей».
Под этим панно был такой стих о медведе (только белом) 👇
На этом фото видно панно с мужскими образами: арлекин, старец, музыкант.
И в силу своей любви к фантастике и фэнтези не прошла мимо сказочных работ с феюшками!
***
Я думала, что это светлячок,
А пригляделась, оказалось – Ангел!
Он опустился на моё плечо,
Закрыл глаза и без движенья замер.
.
И я боялась вздрогнуть и моргнуть,
И даже чуть замедлила дыханье,
Чтоб только не встревожить, не вспугнуть
Такое нереальное создание.
.
Прошло мгновенье – он открыл глаза,
Поправил златокудрое колечко
И тихо на прощанье мне сказал:
«Я за тебя замолвлю там словечко».
.
И улетел в раскрытое окно.
И лишь сквозняк чуть слышно хлопнул дверью.
А мне всё это показалось сном,
Но отчего-то так хотелось верить.
.
Я всматривалась долго в темноту,
Сквозь облаков прерывистые нити...
И всё-таки увидела… звезду!
Он долетел, мой маленький Хранитель.
© Айрин Зэд (2005)
Подписалась на страницу Алексея Саралидзе в VK. Там информация о выставках и мастер-классах мастера. А ещё попались на глаза панно, которые автор «оживил» с помощью нейросети. Для удобства объединила несколько таких видео в один ролик 👇
Мне очень понравились эти нейроэтюды! На странице Алексея Саралидзе немало интересного.
Не женское дело
Работают ли женщины с чеканкой металлов? Да, женщины-кузнецы были известны издавна. Современницы тоже не отстают. Например, в Беларуси живёт художница по металлу Мария Тарлецкая, чьи работы встречаются на улицах областных городов, в минском метро и даже в посольстве Ватикана.
В нашей стране женщины тоже укращают металл. Есть мастер по чеканке и кольчужному плетению, член Гильдии кузнецов России Анастасия Бондаренко, которая в «металл» пришла из психологии и через бисер.
Уникальным примером может стать творческий путь женщины-кузнеца из Белокурихи Алтайского края – Анны Билецкой. Юрист по образованию, с художественной школой за плечами, Анна в 26 лет переехала на Алтай и за три года обучилась у местного мастера кузнечному делу. Девушка создала «Музей истории, быта и кузнечного ремесла Анны Билецкой». В музее проходили съёмки таких передач, как «Поедем-поедим», НТВ, «Орёл и Решка», «По секрету-всему свету» с Марком Богатырёвым и другие. Сейчас Билецкая – член Союза художников-кузнецов России, официальный представитель Союза кузнецов России по Алтайскому краю, она презентовала своё дело в Барселоне, Дубае, Милане. И это не все примеры женщин, покоривших металл.
По данным Ассоциации художественной ковки России за 2024 год, 8% женщин работают кузнецами в стране, при этом 70% из них специализируются на художественных изделиях.
Если вы живёте в Иркутске и хотите попробовать себя в работе с металлами, то смело обращайтесь к мастеру Алексею Саралидзе. Он проводит мастер-классы и экскурсии по своей студии-мастерской 👇
Если вам интересно почитать о чеканке на Байкале, то у Алексея Юрьевича есть свой канал на «Дзен» 👇
И в конце медное панно мастера как ода женской красоте 👇