Найти в Дзене
Джедай из Шира

Правда о "Голодных играх", которую заметит только взрослый

Для многих поклонников «Голодные игры» — это не просто серия подростковых романов или трилогия блокбастеров. Те, кто был подростками, когда вышли первые книги и фильмы, теперь стали взрослыми, но «Голодные игры» по-прежнему остаются актуальными и значимыми для зрелой аудитории. Автор книг Сьюзен Коллинз создала насыщенный и захватывающий мир, наполненный деталями, которые юные читатели и зрители могли упустить при первом знакомстве. Кроме того, в этой вселенной присутствуют отсылки к реальным историческим и мифологическим источникам, вдохновившим писательницу: например, к греческой мифологии, лежащей в основе самих Игр, или к историческим примерам санкционированного государством насилия, смысл которых не всегда был очевиден при первом просмотре. Хотя первоначально зрители и читатели могли быть ошеломлены роскошью Капитолия, многие детали обретают гораздо более глубокий смысл, когда возвращаешься к истории уже во взрослом возрасте. Исходный материал Сьюзен Коллинз можно анализировать
Оглавление

Для многих поклонников «Голодные игры» — это не просто серия подростковых романов или трилогия блокбастеров. Те, кто был подростками, когда вышли первые книги и фильмы, теперь стали взрослыми, но «Голодные игры» по-прежнему остаются актуальными и значимыми для зрелой аудитории.

Автор книг Сьюзен Коллинз создала насыщенный и захватывающий мир, наполненный деталями, которые юные читатели и зрители могли упустить при первом знакомстве.

Кроме того, в этой вселенной присутствуют отсылки к реальным историческим и мифологическим источникам, вдохновившим писательницу: например, к греческой мифологии, лежащей в основе самих Игр, или к историческим примерам санкционированного государством насилия, смысл которых не всегда был очевиден при первом просмотре.

Хотя первоначально зрители и читатели могли быть ошеломлены роскошью Капитолия, многие детали обретают гораздо более глубокий смысл, когда возвращаешься к истории уже во взрослом возрасте.

Исходный материал Сьюзен Коллинз можно анализировать бесконечно — вот лишь несколько моментов, которые замечают преимущественно взрослые.

Сходство «Голодных игр» с реалити-шоу

Сама Сьюзен Коллинз рассказывала, что идея написать «Голодные игры» пришла к ней, когда она переключала каналы между реалити-шоу и новостными репортажами об иракской войне.

Это вдохновение пронизывает практически каждый аспект истории Китнисс: от того, как она и Пит разыгрывают перед камерами любовную историю, чтобы привлечь спонсоров, до сложных манипуляций, происходящих за кулисами, чтобы искусственно разжечь конфликты между участниками.

Сама по себе идея посылать детей сражаться на глазах у всей страны — достаточно прозрачная метафора реалити-шоу, понятная даже юной аудитории. Однако взрослые замечают, насколько глубоко автор воссоздала механизмы этого жанра.

Например, Управляющие Играми намеренно изменяют окружающую среду, чтобы подтолкнуть участников к столкновениям: в 74-х Играх Китнисс вынуждена покинуть укрытие из-за подожжённого леса и оказывается рядом с другими трибутами.

Это напоминает реальные методы продюсеров реалити-шоу, которые провоцируют участников на конфликты или монтируют кадры так, чтобы зрители воспринимали одних героев как симпатичных, а других — как антипатичных.

Округа основаны на реальных регионах Соединённых Штатов

-2

Сьюзен Коллинз детально проработала особенности каждого округа Панема, но юные читатели не всегда замечают, что эти округа напрямую соотносятся с реальными регионами США.

Например, 12-й Округ явно вдохновлён Аппалачами: его основная отрасль — добыча угля, природный ландшафт с холмами и зелёными лугами напоминает Западную Вирджинию или Кентукки, а бедность района Шлак перекликается с социально-экономическими проблемами современных Аппалачей.

Другие округа также отражают реальные регионы страны: 4-й Округ расположен на Тихоокеанском побережье, его жители специализируются на рыболовстве и вязании узлов; 7-й Округ соответствует Тихоокеанскому Северо-Западу и экспортирует древесину; 11-й Округ расположен на юге США и занимается сельским хозяйством.

Однако в мире Панема каждый округ зависит исключительно от одной отрасли, что объясняется последствиями климатических катастроф, изменивших экономику и географию будущей Америки.

Китнисс демонстрирует классические симптомы ПТСР и механизмы совладания с ним

-3

Не секрет, что победители Игр глубоко травмированы: они не только вынуждены убивать и видеть смерть других, но и не имеют возможности обработать пережитое после возвращения домой. У Китнисс наблюдаются типичные симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

В «И вспыхнет пламя» охота становится триггером: выстрелив в дикую индейку, она на мгновение видит вместо неё тело трибута. В начале «Сойки-пересмешницы» она уже научилась справляться с тревогой с помощью техники «якорения» — повторяя про себя факты о себе и своём мире, чтобы сохранить связь с реальностью и не поддаться навязчивым воспоминаниям насилия.

ПТСР испытывает не только она. После того как Капитолий подвергает Пита психологической пытке с помощью галлюциногенного яда, он теряет способность отличать настоящие воспоминания от навязанных. Финник предлагает ему задавать Китнисс вопрос: «Это правда или неправда?» — чтобы помочь ему восстановить ощущение реальности.

«Профи»-трибуты как метафора институционального привилегирования

-4

Все округа обязаны участвовать в ежегодных Голодных играх, но шансы на выживание у некоторых из них значительно выше. В 1-м, 2-м и 4-м Округах детей с детства обучают в специальных школах боевым навыкам и выживанию, чтобы они могли добровольно выступить в качестве трибутов, достигнув 18 лет.

Хотя подготовка к Играм официально запрещена, эти богатые округа обходят закон благодаря своим связям и лояльности Капитолию.

Несмотря на декларации Капитолия о равенстве, очевидно, что «Профи» (трибуты из привилегированных округов) гораздо лучше подготовлены к сражениям, чем участники из бедных регионов.

Это неравенство — не просто выдумка дистопического мира Коллинз: в реальности доступ к ресурсам, образованию и благосостоянию также во многом определяется социальным происхождением. При этом даже «Профи» остаются жертвами системы: их привилегии не защищают от того, чтобы стать пешками в жестокой игре Капитолия.

11-й Округ — прямая отсылка к американскому рабству

-5

Один из самых запоминающихся персонажей первой книги — Ру, юная трибутка из 11-го Округа. Китнисс описывает этот округ как один из беднейших: его основное занятие — сельское хозяйство, а условия жизни даже хуже, чем в районе Шлак. Для взрослых читателей и зрителей очевидна параллель с историей рабства в США.

В книгах упоминается, что жители 11-го Округа, как правило, темнокожие и вынуждены трудиться в несправедливых условиях. Фильмы делают эту аналогию ещё более явной: в «И вспыхнет пламя» Китнисс и Пит при посещении округа видят, как рабочие собирают хлопок — культуру, которая в XIX веке в США выращивалась исключительно на рабском труде.

Кроме того, урожай 11-го Округа не идёт на благо его жителей, а отправляется в Капитолий — так же, как плоды труда рабов шли на пользу рабовладельцам.

Ру также рассказывает Китнисс, что в их округе за мелкие нарушения — например, кражу еды или использование инвентаря после рабочего времени — жестоко наказывают. А в «И вспыхнет пламя» после трогательной речи Китнисс и Пита миротворцы жестоко избивают человека, который отдаёт Китнисс знак уважения — сцена, напоминающая реальные случаи расового и полицейского насилия в американской истории.

Финник был принуждён к работе в интим-индустрии

-6

Финник Одэйр — победитель Игр из 4-го Округа, вынужденный вернуться на арену в 75-х Играх (Четвертной квоте). При первой встрече в «И вспыхнет пламя» он предлагает Китнисс кусочек сахара и говорит, что она могла бы заработать огромные деньги в Капитолии, если бы не Четвертная квота.

Когда Китнисс спрашивает, как он сам зарабатывает, он отвечает, что давно не пользуется деньгами. Она тогда с иронией замечает: «А чем же тогда платят за удовольствие от твоего общества?»

Этот диалог может пройти мимо юных зрителей, но взрослые сразу понимают, что Финник — высоко востребованный работник интим-индустрии в Капитолии, что обусловлено его статусом победителя и внешней привлекательностью.

Хотя жители Капитолия считают его просто весёлым и свободолюбивым сердцеедом, в «Сойке-пересмешнице» Финник раскрывает правду: президент Сноу принуждал его к этому, угрожая жизни его близких. После того как вся семья Хэймитча была убита в качестве примера за его «непокорство», становится понятно, почему Финник подчинился.

Особенно трагично звучит тот факт, что Финник выиграл свои первые Игры в возрасте всего четырнадцати лет.

Гейл вёл себя довольно грубо по отношению к Китнисс

-7

Без любовного треугольника не обходится ни одна подростковая сага, и «Голодные игры» — не исключение. Гейл Хоторн, детский друг Китнисс, на протяжении всей трилогии соперничает с Питом за её сердце, выступая в роли противоположности нежному и заботливому Питу.

После 74-х Игр и Гейл, и Пит страдают из-за того, что Китнисс притворялась влюблённой в Пита ради выживания. Однако в «И вспыхнет пламя» Гейл выражает своё недовольство, явно больше заботясь о том, чтобы Китнисс выбрала именно его, а не о её собственных чувствах и внутреннем конфликте.

То, что в юности может показаться романтичным ухаживанием, во взрослом возрасте выглядит эгоистичным и неуместным.

Гейл считает, что достоин быть партнёром Китнисс из-за их общего прошлого и глубокой дружбы, хотя до этого никогда не проявлял к ней романтического интереса. Он также обижается на привязанность Китнисс к Питу, хотя для неё эти чувства совершенно логичны после всего, что они пережили вместе в Капитолии.

В конечном итоге их отношения разрушаются из-за жестокой военной стратегии Гейла, но и до этого в его поведении было немало тревожных сигналов, указывающих на то, что он не самый поддерживающий и внимательный партнёр для Китнисс.

Некоторые персонажи страдают от зависимости

-8

Многие победители Игр глубоко травмированы пережитым, но по возвращении домой не получают никакой психологической помощи. Например, Хэймитч считается местным пьяницей в 12-м Округе и почти никогда не расстаётся с бутылкой.

В «И вспыхнет пламя» Китнисс узнаёт, что одной из причин его алкоголизма стало убийство семьи президентом Сноу — месть за «мятежное» поведение Хэймитча во время Игр. Хотя в фильмах об этом почти не говорится, после прибытия в 13-й Округ Хэймитч переживает ужасную ломку.

Даже после окончания войны Китнисс отмечает, что он продолжает пить, пытаясь заглушить боль утраты.

Другие победители также прибегают к веществам. Во время Четвертной квоты в «И вспыхнет пламя» трибуты из 6-го Округа известны как «Морфлинги» из-за своей зависимости от наркотика морфлинг — аналога настоящего морфина. Джоанна Мейсон также становится зависимой от этого вещества после пыток в Капитолии и даже ворует капельницу у Китнисс, когда её собственный запас отбирают.

Макиавеллиевский взгляд Гейла на революцию

-9

Гейл быстро поднимается по карьерной лестнице в восстании 13-го Округа благодаря своему лидерству и участию в эвакуации жителей 12-го. Он также склонен мыслить как враг, заранее предвидя, например, что скопление раненых в одном месте делает их уязвимыми для атаки.

Главный конфликт между Китнисс и Гейлом разгорается в разгар восстания: Гейл считает, что «сопутствующие потери» — необходимое зло для победы, тогда как Китнисс, несмотря на всё пережитое, продолжает верить, что убийство невинных недопустимо.

Когда Гейл предлагает план уничтожения миротворцев 2-го Округа в «Сойке-пересмешнице», Китнисс возражает, указывая, что при этом погибнут мирные жители. Однако Гейл считает эти жертвы оправданными ради стратегического ущерба Капитолию.

Его философия «цель оправдывает средства» в конечном счёте разрушает их отношения. Бомбы, убившие детей Капитолия и спасателей (включая Прим) в финале «Сойки-пересмешницы», были разработаны Гейлом и Битти и применены повстанцами.

Китнисс винит Гейла в смерти сестры, но внимательные читатели и зрители понимают: даже если бы Прим выжила, их отношения всё равно были бы обречены из-за фундаментального расхождения в моральных принципах.

Миротворцы как символ жестокого полицейского государства

-10

Несмотря на своё название, Миротворцы регулярно проявляют насилие по отношению к гражданам, которых должны защищать.

В первой книге Китнисс отмечает, что в 12-м Округе миротворцы закрывают глаза на её нелегальную охоту и в целом ведут себя относительно гуманно. Однако уже в «И вспыхнет пламя» большинство миротворцев, с которыми сталкивается Китнисс, вооружены до зубов и нападают на мирных жителей без предупреждения.

В фильмах они изображены с автоматами, тактическими винтовками и другой боевой экипировкой, хотя жители округов в основном безоружны и не представляют угрозы.

Хотя анонимные, безликие миротворцы усиливают мрачную атмосферу дистопии, параллели с реальными милитаризированными полицейскими силами очевидны: в последние годы протесты во многих странах встречали спецназ, экипированный так, будто он отправляется на войну, а не на обеспечение общественного порядка.

Панем возник как результат катастрофических последствий изменения климата

-11

Хотя многие знают, что география Панема примерно соответствует территории Северной Америки, ландшафт будущей державы сильно отличается от современных карт США — и не случайно: эти изменения вызваны климатическими катастрофами.

Действие «Голодных игр» происходит в недалёком будущем. В своих внутренних монологах Китнисс упоминает прежнюю Северную Америку и отмечает, что 12-й Округ добывал уголь «сотни лет» на месте, которое раньше называлось Аппалачами.

Что же произошло между нашим временем и эпохой Панема? В первой книге Китнисс перечисляет цепь природных катастроф, приведших к краху цивилизации: наводнения, пожары, засухи. Все эти бедствия напрямую связаны с изменением климата.

После экологического коллапса, по словам Китнисс, штаты вступили в войны за оставшиеся ресурсы, и именно из этого хаоса возник Панем.

Что интересно, «Голодные игры» — не единственный пример дистопической юношеской литературы, вдохновлённой проблемой изменения климата: с момента выхода первой книги в 2008 году эта тема стала одной из ключевых в жанре.

Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)