Для многих поклонников «Голодные игры» — это не просто серия подростковых романов или трилогия блокбастеров. Те, кто был подростками, когда вышли первые книги и фильмы, теперь стали взрослыми, но «Голодные игры» по-прежнему остаются актуальными и значимыми для зрелой аудитории.
Автор книг Сьюзен Коллинз создала насыщенный и захватывающий мир, наполненный деталями, которые юные читатели и зрители могли упустить при первом знакомстве.
Кроме того, в этой вселенной присутствуют отсылки к реальным историческим и мифологическим источникам, вдохновившим писательницу: например, к греческой мифологии, лежащей в основе самих Игр, или к историческим примерам санкционированного государством насилия, смысл которых не всегда был очевиден при первом просмотре.
Хотя первоначально зрители и читатели могли быть ошеломлены роскошью Капитолия, многие детали обретают гораздо более глубокий смысл, когда возвращаешься к истории уже во взрослом возрасте.
Исходный материал Сьюзен Коллинз можно анализировать бесконечно — вот лишь несколько моментов, которые замечают преимущественно взрослые.
Сходство «Голодных игр» с реалити-шоу
Сама Сьюзен Коллинз рассказывала, что идея написать «Голодные игры» пришла к ней, когда она переключала каналы между реалити-шоу и новостными репортажами об иракской войне.
Это вдохновение пронизывает практически каждый аспект истории Китнисс: от того, как она и Пит разыгрывают перед камерами любовную историю, чтобы привлечь спонсоров, до сложных манипуляций, происходящих за кулисами, чтобы искусственно разжечь конфликты между участниками.
Сама по себе идея посылать детей сражаться на глазах у всей страны — достаточно прозрачная метафора реалити-шоу, понятная даже юной аудитории. Однако взрослые замечают, насколько глубоко автор воссоздала механизмы этого жанра.
Например, Управляющие Играми намеренно изменяют окружающую среду, чтобы подтолкнуть участников к столкновениям: в 74-х Играх Китнисс вынуждена покинуть укрытие из-за подожжённого леса и оказывается рядом с другими трибутами.
Это напоминает реальные методы продюсеров реалити-шоу, которые провоцируют участников на конфликты или монтируют кадры так, чтобы зрители воспринимали одних героев как симпатичных, а других — как антипатичных.
Округа основаны на реальных регионах Соединённых Штатов
Сьюзен Коллинз детально проработала особенности каждого округа Панема, но юные читатели не всегда замечают, что эти округа напрямую соотносятся с реальными регионами США.
Например, 12-й Округ явно вдохновлён Аппалачами: его основная отрасль — добыча угля, природный ландшафт с холмами и зелёными лугами напоминает Западную Вирджинию или Кентукки, а бедность района Шлак перекликается с социально-экономическими проблемами современных Аппалачей.
Другие округа также отражают реальные регионы страны: 4-й Округ расположен на Тихоокеанском побережье, его жители специализируются на рыболовстве и вязании узлов; 7-й Округ соответствует Тихоокеанскому Северо-Западу и экспортирует древесину; 11-й Округ расположен на юге США и занимается сельским хозяйством.
Однако в мире Панема каждый округ зависит исключительно от одной отрасли, что объясняется последствиями климатических катастроф, изменивших экономику и географию будущей Америки.
Китнисс демонстрирует классические симптомы ПТСР и механизмы совладания с ним
Не секрет, что победители Игр глубоко травмированы: они не только вынуждены убивать и видеть смерть других, но и не имеют возможности обработать пережитое после возвращения домой. У Китнисс наблюдаются типичные симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
В «И вспыхнет пламя» охота становится триггером: выстрелив в дикую индейку, она на мгновение видит вместо неё тело трибута. В начале «Сойки-пересмешницы» она уже научилась справляться с тревогой с помощью техники «якорения» — повторяя про себя факты о себе и своём мире, чтобы сохранить связь с реальностью и не поддаться навязчивым воспоминаниям насилия.
ПТСР испытывает не только она. После того как Капитолий подвергает Пита психологической пытке с помощью галлюциногенного яда, он теряет способность отличать настоящие воспоминания от навязанных. Финник предлагает ему задавать Китнисс вопрос: «Это правда или неправда?» — чтобы помочь ему восстановить ощущение реальности.
«Профи»-трибуты как метафора институционального привилегирования
Все округа обязаны участвовать в ежегодных Голодных играх, но шансы на выживание у некоторых из них значительно выше. В 1-м, 2-м и 4-м Округах детей с детства обучают в специальных школах боевым навыкам и выживанию, чтобы они могли добровольно выступить в качестве трибутов, достигнув 18 лет.
Хотя подготовка к Играм официально запрещена, эти богатые округа обходят закон благодаря своим связям и лояльности Капитолию.
Несмотря на декларации Капитолия о равенстве, очевидно, что «Профи» (трибуты из привилегированных округов) гораздо лучше подготовлены к сражениям, чем участники из бедных регионов.
Это неравенство — не просто выдумка дистопического мира Коллинз: в реальности доступ к ресурсам, образованию и благосостоянию также во многом определяется социальным происхождением. При этом даже «Профи» остаются жертвами системы: их привилегии не защищают от того, чтобы стать пешками в жестокой игре Капитолия.
11-й Округ — прямая отсылка к американскому рабству
Один из самых запоминающихся персонажей первой книги — Ру, юная трибутка из 11-го Округа. Китнисс описывает этот округ как один из беднейших: его основное занятие — сельское хозяйство, а условия жизни даже хуже, чем в районе Шлак. Для взрослых читателей и зрителей очевидна параллель с историей рабства в США.
В книгах упоминается, что жители 11-го Округа, как правило, темнокожие и вынуждены трудиться в несправедливых условиях. Фильмы делают эту аналогию ещё более явной: в «И вспыхнет пламя» Китнисс и Пит при посещении округа видят, как рабочие собирают хлопок — культуру, которая в XIX веке в США выращивалась исключительно на рабском труде.
Кроме того, урожай 11-го Округа не идёт на благо его жителей, а отправляется в Капитолий — так же, как плоды труда рабов шли на пользу рабовладельцам.
Ру также рассказывает Китнисс, что в их округе за мелкие нарушения — например, кражу еды или использование инвентаря после рабочего времени — жестоко наказывают. А в «И вспыхнет пламя» после трогательной речи Китнисс и Пита миротворцы жестоко избивают человека, который отдаёт Китнисс знак уважения — сцена, напоминающая реальные случаи расового и полицейского насилия в американской истории.
Финник был принуждён к работе в интим-индустрии
Финник Одэйр — победитель Игр из 4-го Округа, вынужденный вернуться на арену в 75-х Играх (Четвертной квоте). При первой встрече в «И вспыхнет пламя» он предлагает Китнисс кусочек сахара и говорит, что она могла бы заработать огромные деньги в Капитолии, если бы не Четвертная квота.
Когда Китнисс спрашивает, как он сам зарабатывает, он отвечает, что давно не пользуется деньгами. Она тогда с иронией замечает: «А чем же тогда платят за удовольствие от твоего общества?»
Этот диалог может пройти мимо юных зрителей, но взрослые сразу понимают, что Финник — высоко востребованный работник интим-индустрии в Капитолии, что обусловлено его статусом победителя и внешней привлекательностью.
Хотя жители Капитолия считают его просто весёлым и свободолюбивым сердцеедом, в «Сойке-пересмешнице» Финник раскрывает правду: президент Сноу принуждал его к этому, угрожая жизни его близких. После того как вся семья Хэймитча была убита в качестве примера за его «непокорство», становится понятно, почему Финник подчинился.
Особенно трагично звучит тот факт, что Финник выиграл свои первые Игры в возрасте всего четырнадцати лет.
Гейл вёл себя довольно грубо по отношению к Китнисс
Без любовного треугольника не обходится ни одна подростковая сага, и «Голодные игры» — не исключение. Гейл Хоторн, детский друг Китнисс, на протяжении всей трилогии соперничает с Питом за её сердце, выступая в роли противоположности нежному и заботливому Питу.
После 74-х Игр и Гейл, и Пит страдают из-за того, что Китнисс притворялась влюблённой в Пита ради выживания. Однако в «И вспыхнет пламя» Гейл выражает своё недовольство, явно больше заботясь о том, чтобы Китнисс выбрала именно его, а не о её собственных чувствах и внутреннем конфликте.
То, что в юности может показаться романтичным ухаживанием, во взрослом возрасте выглядит эгоистичным и неуместным.
Гейл считает, что достоин быть партнёром Китнисс из-за их общего прошлого и глубокой дружбы, хотя до этого никогда не проявлял к ней романтического интереса. Он также обижается на привязанность Китнисс к Питу, хотя для неё эти чувства совершенно логичны после всего, что они пережили вместе в Капитолии.
В конечном итоге их отношения разрушаются из-за жестокой военной стратегии Гейла, но и до этого в его поведении было немало тревожных сигналов, указывающих на то, что он не самый поддерживающий и внимательный партнёр для Китнисс.
Некоторые персонажи страдают от зависимости
Многие победители Игр глубоко травмированы пережитым, но по возвращении домой не получают никакой психологической помощи. Например, Хэймитч считается местным пьяницей в 12-м Округе и почти никогда не расстаётся с бутылкой.
В «И вспыхнет пламя» Китнисс узнаёт, что одной из причин его алкоголизма стало убийство семьи президентом Сноу — месть за «мятежное» поведение Хэймитча во время Игр. Хотя в фильмах об этом почти не говорится, после прибытия в 13-й Округ Хэймитч переживает ужасную ломку.
Даже после окончания войны Китнисс отмечает, что он продолжает пить, пытаясь заглушить боль утраты.
Другие победители также прибегают к веществам. Во время Четвертной квоты в «И вспыхнет пламя» трибуты из 6-го Округа известны как «Морфлинги» из-за своей зависимости от наркотика морфлинг — аналога настоящего морфина. Джоанна Мейсон также становится зависимой от этого вещества после пыток в Капитолии и даже ворует капельницу у Китнисс, когда её собственный запас отбирают.
Макиавеллиевский взгляд Гейла на революцию
Гейл быстро поднимается по карьерной лестнице в восстании 13-го Округа благодаря своему лидерству и участию в эвакуации жителей 12-го. Он также склонен мыслить как враг, заранее предвидя, например, что скопление раненых в одном месте делает их уязвимыми для атаки.
Главный конфликт между Китнисс и Гейлом разгорается в разгар восстания: Гейл считает, что «сопутствующие потери» — необходимое зло для победы, тогда как Китнисс, несмотря на всё пережитое, продолжает верить, что убийство невинных недопустимо.
Когда Гейл предлагает план уничтожения миротворцев 2-го Округа в «Сойке-пересмешнице», Китнисс возражает, указывая, что при этом погибнут мирные жители. Однако Гейл считает эти жертвы оправданными ради стратегического ущерба Капитолию.
Его философия «цель оправдывает средства» в конечном счёте разрушает их отношения. Бомбы, убившие детей Капитолия и спасателей (включая Прим) в финале «Сойки-пересмешницы», были разработаны Гейлом и Битти и применены повстанцами.
Китнисс винит Гейла в смерти сестры, но внимательные читатели и зрители понимают: даже если бы Прим выжила, их отношения всё равно были бы обречены из-за фундаментального расхождения в моральных принципах.
Миротворцы как символ жестокого полицейского государства
Несмотря на своё название, Миротворцы регулярно проявляют насилие по отношению к гражданам, которых должны защищать.
В первой книге Китнисс отмечает, что в 12-м Округе миротворцы закрывают глаза на её нелегальную охоту и в целом ведут себя относительно гуманно. Однако уже в «И вспыхнет пламя» большинство миротворцев, с которыми сталкивается Китнисс, вооружены до зубов и нападают на мирных жителей без предупреждения.
В фильмах они изображены с автоматами, тактическими винтовками и другой боевой экипировкой, хотя жители округов в основном безоружны и не представляют угрозы.
Хотя анонимные, безликие миротворцы усиливают мрачную атмосферу дистопии, параллели с реальными милитаризированными полицейскими силами очевидны: в последние годы протесты во многих странах встречали спецназ, экипированный так, будто он отправляется на войну, а не на обеспечение общественного порядка.
Панем возник как результат катастрофических последствий изменения климата
Хотя многие знают, что география Панема примерно соответствует территории Северной Америки, ландшафт будущей державы сильно отличается от современных карт США — и не случайно: эти изменения вызваны климатическими катастрофами.
Действие «Голодных игр» происходит в недалёком будущем. В своих внутренних монологах Китнисс упоминает прежнюю Северную Америку и отмечает, что 12-й Округ добывал уголь «сотни лет» на месте, которое раньше называлось Аппалачами.
Что же произошло между нашим временем и эпохой Панема? В первой книге Китнисс перечисляет цепь природных катастроф, приведших к краху цивилизации: наводнения, пожары, засухи. Все эти бедствия напрямую связаны с изменением климата.
После экологического коллапса, по словам Китнисс, штаты вступили в войны за оставшиеся ресурсы, и именно из этого хаоса возник Панем.
Что интересно, «Голодные игры» — не единственный пример дистопической юношеской литературы, вдохновлённой проблемой изменения климата: с момента выхода первой книги в 2008 году эта тема стала одной из ключевых в жанре.
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)