Найти в Дзене
Дас Гельд

Проездные "нотгельды" 47/48

Поездка в одну сторону на местных трамваях в Западной Германии в 1947 году обычно стоила 10 или 20 рейхспфеннигов за "прямой проезд" – в зависимости от маршрута. Из-за царившей в то время нехватки мелких денег кондукторы часто были не в состоянии выдать пассажирам необходимую сдачу. Так родилась идея выдавать так называемые "обменные билеты" ... которые охотно использовались в обычной деловой жизни в качестве экстренных денег. Такие суррогатные деньги использовались в основном в Рейнской области, в Вестфалии, Нижней Саксонии и Гессене, а также в Саксонии-Анхальт в 1947 году до денежной реформы в июне 1948 года. Известны: Как уже упоминалось: когда у кондукторов заканчивалась мелочь для сдачи, они выдавали пассажирам недостающую сумму в виде не обесцененных билетов. Большой проблемой была мягкая бумага билетов; они легко рвались или были скомканы. Часто из-за этого их больше не принимали. Кондукторы и пассажиры иногда ссорились из-за того. "Вестфальское радио" от 23 июля 1947 года разъя
Оглавление

Поездка в одну сторону на местных трамваях в Западной Германии в 1947 году обычно стоила 10 или 20 рейхспфеннигов за "прямой проезд" – в зависимости от маршрута. Из-за царившей в то время нехватки мелких денег кондукторы часто были не в состоянии выдать пассажирам необходимую сдачу.

Так родилась идея выдавать так называемые "обменные билеты" ... которые охотно использовались в обычной деловой жизни в качестве экстренных денег. Такие суррогатные деньги использовались в основном в Рейнской области, в Вестфалии, Нижней Саксонии и Гессене, а также в Саксонии-Анхальт в 1947 году до денежной реформы в июне 1948 года.

Известны:

Обменные билеты

Ахен

  • 10 рейхспфеннигов - a) номинал зелёного цвета; б) номинал красного цвета
  • 20 рейхспфеннигов
Ахенский трамвайный и энергетический центр (ASEAG). 10 рейхспфеннигов
Ахенский трамвайный и энергетический центр (ASEAG). 10 рейхспфеннигов

Бохум-Гельзенкирхен

  • 10 рейхспфеннигов - с 22 июля 1947 года выпускались обменные билеты компании BOGESTRA (Бохум-Гельзенкирхенские трамваи), изготовленные в типографии J. Granderath в Дюссельдорфе, поскольку предыдущая фирма Генриха Фасбендера GmbH (Берлин, Вальштрассе 11) больше не могла поставлять достаточное количество. Купюры были дополнены выпуском обменных талонов – предложение городского камергера Бохума о выпуске "городских талонов" вместо проездных талонов не было реализовано.

Дюссельдорф

  • 20 (рейхс) пфеннигов - а) 5-значный к/номер; б) 6-значный к/номер - выпущено в августе 1947 года
Обменный билет Рейнской железнодорожной компании Дюссельдорфа - 20 (рейхс) пфеннигов
Обменный билет Рейнской железнодорожной компании Дюссельдорфа - 20 (рейхс) пфеннигов

Гладбах-Рейдт

  • 50 рейхспфеннигов (1947) - экстренные денежные билеты на городские трамваи Гладбах-Рейдт в 10 коробках по 10 пфеннигов каждая (но общая стоимость 50 пфеннигов).

Галле-Мерзебург

  • 10 пфеннигов - а) дата выпуска "11 47" (ноябрь 1947 года); б) дата выпуска "3 48" (март 1948 года)
  • 25 пфеннигов - дата выпуска "3 48" (март 1948 года)
-4

Хамм

  • 10 рейхспфеннигов
  • 20 рейхспфеннигов

Ганновер

  • 20 рейхспфеннигов (1947) - выпуск "8 47" (август 1947 года)

Херне-Кастроп-Рауксель

  • 10 рейхспфеннигов (1947) - обменные проездные билеты трамвая Херне-Кастроп-Рауксель. Банкноты находились в обращении с 28 июля 1947 года.

Крефельд

  • 10 рейхспфеннигов (1947) - проездные билеты Крефельдской транспортной компании
  • 20 рейхспфеннигов (1947) - на оборотной стороне был проставлен штамп "заранее купленная купюра"

Мюнстер

  • 20 рейхспфеннигов (1947) - проездные билеты, выданные муниципальными службами Мюнстера и транспортным департаментом.

Нойс

  • 20 рейхспфеннигов (1948) - частичные дорожные билеты транспортного предприятия Stadtwerke Neuss GmbH.

Ремшайд

  • 10 рейхспфеннигов (1947)
  • 20 рейхспфеннигов (1947)

Висбаден

  • 20 рейхспфеннигов (1947 год) - проездные билеты фирмы Stadtwerke Wiesbaden

Как уже упоминалось: когда у кондукторов заканчивалась мелочь для сдачи, они выдавали пассажирам недостающую сумму в виде не обесцененных билетов. Большой проблемой была мягкая бумага билетов; они легко рвались или были скомканы. Часто из-за этого их больше не принимали. Кондукторы и пассажиры иногда ссорились из-за того. "Вестфальское радио" от 23 июля 1947 года разъяснила, что билеты были только условно экстренными: "Обмен на наличные в кассе трамвая или у кондуктора не производится". Кроме того, во многих местах были проблемы с поставками печатных изданий. Как и берлинская компания Fasbender GmbH, фабрика заготовок Франца Штраубеля в Вуппертале (Эльберфельд, Троостштрассе, 5) больше не могла обеспечивать надёжные поставки. Воспользовавшись ситуацией, дюссельдорфская типография Дж. Грандерата, например, потребовала вести переговоры с городом Бохум о заключении контракта сроком на 10 лет.

Такие трудности были преодолены с выпуском "монетоподобных купюр".

9 июня 1947 года муниципальный трамвай Золингена представил жетоны из латуни. Другие города выпустили аналогичные товарные знаки:

Дорожные "марки"

Бохум-Гельзенкирхен

10 рейхспфенниг (1947) - компания трамваев Бохум-Гельзенкирхен - а) толщина жетона 3,5 мм с точкой за "A-G"; б) толщина 4 мм с чертой за "A-G"

10 (рейхспфеннигов) - Ø 21мм, железо - фирма Густава Хаммесфара в Золинген-Вальде и компания VDM Halbwuche GmbH в Альтене; предложение городского директора доктора Шмидта от августа 1947 года последовало за выпуском "дорожных марок" 5 декабря 1947 года; было отчеканено 1,0 миллион марок. Экземпляры - в ходе денежной реформы было выпущено 996 380 экземпляров, срок погашения был продлен до 30 июня 1948 года, и было погашено 101 081 марка. Монетный двор: Густав Хаммесфар, Золинген-Вальд. Жетоны поставляла компания VDM Halbwühlgmbh Altena.
10 (рейхспфеннигов) - Ø 21мм, железо - фирма Густава Хаммесфара в Золинген-Вальде и компания VDM Halbwuche GmbH в Альтене; предложение городского директора доктора Шмидта от августа 1947 года последовало за выпуском "дорожных марок" 5 декабря 1947 года; было отчеканено 1,0 миллион марок. Экземпляры - в ходе денежной реформы было выпущено 996 380 экземпляров, срок погашения был продлен до 30 июня 1948 года, и было погашено 101 081 марка. Монетный двор: Густав Хаммесфар, Золинген-Вальд. Жетоны поставляла компания VDM Halbwühlgmbh Altena.

Дуйсбург

  • 10 рейхспфеннигов (1947) - Дуйсбургское транспортное общество - a) номинал высотой 5 мм; б) номинал высотой 5,5 мм; в) номинал высотой 6 мм
-9

Хаген

  • 10 рейхспфеннигов (1947) - Хагенская трамвайная компания (HST)
-10

Золинген

  • 20 рейхспфеннигов (1947) - городские трамваи Золинген- а) латунь; б) медь
-11

"Дорожные марки" были того же диаметра, что и монеты номиналом 10 рейхспфеннигов и 10 рентных пфеннигов (21 мм), действовавшие в то время. Существуют варианты всех дорожных знаков, созданные грубой чеканкой. Также были известны различные разновидности, такие как неправильные отверстия, обратные штамповки или повороты штампа.

О других марках пока не сообщалось. "Дорожные марки" имели межрегиональный ареал распространения далеко за пределами мест их выдачи. Некоторые действующие железнодорожные станции разрешили обмен марок на действительные рейхсмарки. В целом, "дорожные марки" встречаются нечасто; однако из-за очень ограниченного круга коллекционеров и бесполезной материальной ценности коллекционная ценность невелика.

Официально переоборудованные билеты считались обменными только в том случае, если они не были обесценены, а затем принимались местным пекарем или мясником и т. д. в качестве заменяющих денег. С другой стороны, вероятно, существовали и другие пункты выдачи билетов, поскольку во всех частях оккупированной Германии ощущалась нехватка наличных. Подобные купюры могли быть, например, не только в Брауншвейге (Нижняя Саксония). На изображенной 20-пфенниговой купюре трамвая Брауншвейга в стандарте печати, помимо известного производителя Dreske & Kruger, также указан присвоенный союзниками номер лицензии CDH 11. Однако интересна дата изготовления: ноябрь 1946 года (11 46).

-12

До и после периода замещения денег 1947/48 годов по всей Германии также использовались билеты, которые иногда были похожи по дизайну. Иногда это было связано и с типографиями-исполнителями.