Найти в Дзене
Скальды чешут скальпы

Чингизиды на русском престоле

- Ах, королева, - игриво трещал Коровьев, - вопросы крови - самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек, и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт…

Что уж говорить о России и ее аристократии, когда страна и ее государственность зиждятся на тех китах - славянах, фино-угорцах и тюрках. В истории державы невероятно много интересного про корни знатных фамилий. Колода карт в невероятное количество листов тасуется самыми чудесными способами, приводя к причудливым результатам.

Более того, многие дворяне старались подтвердить своё высокое происхождение связью с известными зарубежными семьями, были эти связи на самом деле или нет. Яркий пример - фамилия Захарьины-Романовы. Они долго доказывали своё происхождение от знаменитого Андрея Кобылы. Он считался родоначальником многих русских династий.

Но до XVII века никаких документов об этом не было. Позже начали создавать фамильное дерево, чтобы подтвердить эту связь. Совсем другая ситуация сложилась у семьи Годуновых. К середине XVI века они уже имели бумаги, подтверждающие происхождение от выходца из Золотой Орды.

Согласно “Сказанию о Чете”, татарский мурза Чет Чингизид - не больше и не меньше - направляясь из Золотой Орды в Москву по важному делу к князю Ивану Калите, зачем-то сделал остановку рядом с Костромой. Ну, сделал и сделал. Многие бывали в Костроме. Места потрясающие.

Ночью ему во сне явились Дева Мария апостол Филипп и святой Ипатий Гангрский, казалось бы! Вполне справедливо поражённый этим видением, Чет решил принять христианство. И не просто, а начал с фундаментальных инвестиций - основал на этом месте монастырь, который стали называть Ипатьевским!! Тот смамый!

И действительно, в самом начале XIV века, где-то в 1310-х, московский князь Иван Калита взял к себе на службу человека из кругов ордынской аристократии, которого знали как Чета. Что часто случалось в Московском княжестве тех времен. Есть мнение, что Чет мог стать христианином ещё в Золотой Орде. Но, вероятнее всего, его крестил сам митрополит Петр уже в Москве.

Имя "Чет" не очень-то похоже на обычные татарские. Скорее всего, уже русские переделали на свой лад имя Челибей. Так или иначе, но в "Летописце кратком и родословце" XVII века говорится, что изначально имя звучало немного по-другому, и звали его князь Семен Черт. Со временем умышленно и по недоразумению потеряли букву “Р”.

Так или иначе, но после крещения мурза Чет получил имя Захарий. Его сын Александр умер при загадочных обстоятельствах в Костроме, может, по этому поводу и был основан монастырь. А внук Захария, Дмитрий Александрович Зерно, стал значимым боярином при князе Дмитрии Ивановиче Донском. Именно от сына Дмитрия Зерна, Ивана Ивановича Годуна, и пошла вошедшая в историю фамилия Годуновых.

Захарий Чет нашел свой последний приют на территории Ипатьевского монастыря. Там, где позже появится фамильная усыпальница. Татарское происхождение его потомков, вероятнее всего, не было поводом для критики ни со стороны Шуйского, ни от других претендентов на царский престол. В период с XIII по XVI века Чингизиды обладали не меньшим, а может, даже более высоким статусом в обществе, чем потомки Рюрика.

Предки Бориса Годунова занимали важные посты среди бояр при Василии I. В 1505 году окольничий Константин Федорович Сверчок-Сабуров правнук Дмитрия Зерна, устроил брак своей дочери Соломонии с Василием III. Представители семейства Чета, подобно Кошкиным-Захарьиным, были очень близки к царствующему семейству, просто удача не всегда была на их стороне.

-2

Годуновы, как ответвление рода Чета, редко пересекались с боярами Сабуровыми. Из исторических документов известно, что у Ивана Годуна, младшего брата Федора Сабура, было два сына и десять внуков, а также многочисленные потомки женского пола.

Владения Годуновых располагались в окрестностях Костромы, Новгорода, Великого Вязьмы и других областях. В Боярской думе они не играли значительной роли, и лишь немногие из них занимали важные военные посты. У Ивана Григорьевича, деда Бориса Годунова, было четыре сына: Иван, Чермной, Федор, Кривой, Дмитрий и Василий. От Федора Кривого и родились будущая царица Ирина и будущий царь Борис.

-3