Бывает, что двигатель работает нестабильно, дёргается. На холостых начинает трясти кузов, слышны пропуски зажигания, мотор "троит". Первое, что приходит в голову — проверить свечи, они рабочие. Проверяешь катушки, осматриваешь провода. Всё в норме. А проблема остаётся. Тогда начинаются догадки: может, бензин плохой, датчик положения коленвала вышел из строя, либо ЭБУ по какой-то причине работает с ошибками? На самом же деле причину найти — проще простого, ведь она лежит на поверхности. Просто о ней мало кто помнит, поэтому найти неисправность могут немногие. В статье расскажу, о какой причине идёт речь.
Скажу прямо, что решение проблемы не в замене свечей, катушек или проводов. Всё дело — в одном из цилиндров. Он перестал участвовать в работе двигателя. И это — не редкость. Найти, какой именно цилиндр вышел из строя, проще простого. Но как — знают немногие. А ведь сделать это можно за пару минут — без сканера, без мультиметра, даже без глубоких знаний.
Когда двигатель «троит», значит, один из четырёх цилиндров не выполняет свою функцию. Он не воспламеняет топливно-воздушную смесь, не создаёт давление в камере сгорания, не отрабатывает рабочий такт. Поршень движется вниз без полезной нагрузки. В результате: теряется мощность, появляется вибрация, растёт расход топлива, возможны хлопки в выпускной системе (особенно на переходных режимах).
Причина может быть разной: обрыв форсунки, отказ катушки зажигания, потеря компрессии, подсос воздуха в коллекторе. Но чтобы устранить неисправность, сначала нужно точно определить, какой цилиндр "молчит". И самый простой способ — метод исключения.
Если у вас инжекторный двигатель с индивидуальными катушками зажигания — по одной на каждый цилиндр — найти неработающий элемент можно за пару минут. Завести двигатель и дать ему поработать на холостых. Если он "троит", то надо поочерёдно отключать разъём с катушки каждого цилиндра. Лучше начать с первого. Отсоединить фишку — и прислушаться к работе мотора. Если работа двигателя не изменилась — значит, этот цилиндр и был нерабочий и он — "мертвый".
Если же двигатель стал работать ещё хуже, начал трястись сильнее — значит, цилиндр был активен. Надо возвратить разъём на место и перейти к проверке следующего цилиндра. Так, шаг за шагом, можно найти тот, который "молчит".
Если катушки общие или нет доступа к разъёмам — лучше использовать звук и вибрацию. Поднести руку к выпускным коллекторам (или воспользоваться отрезком шланга как импровизированным стетоскопом). Работающий цилиндр отдаёт тепло и создаёт чёткую пульсацию выхлопных газов. А вот труба от нерабочего цилиндра будет холодной, без импульсов.
Можно просто прислушаться к звуку выхлопа. На исправном двигателе он ровный, частый. Если один цилиндр не работает — будут слышны паузы, глухие хлопки, особенно при сбросе газа. Как только нашли цилиндр, можно искать то, что могло спровоцировать данную проблему, ведь главное — уже знаете, где искать. А ведь многие ездят с неисправным цилиндром неделями, меняют свечи, чистят дроссель, заливают присадки — а причина простая. Делитесь в комментариях: сталкивались ли с "троением" после замены свечей? Пробовали найти неработающий цилиндр? Поставьте «лайк» и подпишитесь на «АвтоГараж» — будет честно, без прикрас и по делу.