Найти в Дзене
КИНО TALK

«Сират»: Рейв в аду, или Почему все хвалят этот странный фильм с собакой-лауреатом

Привет! Давай поговорим о фильме, который многие обсуждают, но который мало кто действительно понимает. Речь о «Сирате» — работе Оливера Лаше, которая ворвалась на Каннском фестивале 2025 года и унесла оттуда пару наград (включая приз для собаки, да-да, вы не ослышались!).

Я, как и многие, наткнулся на этот фильм почти случайно. Скачал с торрентов в подборке новинок, увидел громкое имя Серхи Лопеса («Лабиринт Фавна», помните?) и решил — почему бы и нет? И знаете, это было одно из самых сильных и неоднозначных кинопутешествий в моей жизни.

О чём это вообще?

С первой же сцены тебя накрывает волной тревоги. Представь: где-то в пустыне бьёт техно-рейв. Люди в трансе, музыка, пыль. И среди этого безумия — потерянный пожилой мужчина (Серхи Лопес) с маленьким сыном. Он ищет свою дочь, которая, видимо, пропала в этом круговороте вечеринок.

Внезапно рейв обрывают военные, объявляя эвакуацию. И что делают наши герои? Вместо того чтобы вернуться к реальности, они, поддавясь какому-то внутреннему порыву (или эскапизму), уезжают всё глубже в пустыню. За ними увязывается и отец с ребёнком. И вот наступает момент, когда они понимают, что просто «не вывозят» ту реальность, которая настигает их по пятам.

Почему он цепляет?

Это не просто кино, это — большое и мощное переживание.

  • Метафора, которая бьёт точно в цель. Ассоциации с хрупкостью нашего мира и внезапно обрушивающейся бедой возникают сразу. Но фильм не про конкретные факты, он — одна большая метафора. Это оплеуха обществу, которое могло бы жить в раю, но почему-то раз за разом проходит каждый метр ада.
  • Звук, который сводит с ума. Саундтрек здесь — не фон, а полноценный персонаж. Электронные биты идеально сливаются с безжизненными пейзажами Сахары. Они то уносят в медитацию, то высушивают душу до дна. Эти сцены с танцами хочется пересматривать, даже когда смотреть на них невыносимо.
  • Напряжение, которое не отпускает. Сюжет постоянно подкидывает неожиданные повороты. Ты вроде бы понимаешь, что дорога опасна, но чтоб ТАКОЕ... К финалу от экрана не оторваться. Сцена, где герои идут через минное поле — это мастерски снятый саспенс, от которого замирает сердце.

А что со спорными моментами? (Потому что они есть!)

Честно, этот фильм — не для всех. Это типичный арт-хаус, и он этого не скрывает.

  • Не всем зайдёт эстетика. Съёмки не всегда пытаются быть гиперреалистичными, иногда они скорее условные, «игрушечные», чтобы охватить больше пространства. Это может раздражать тех, кто ждёт голливудской гладкости.
  • Сюжет? Какой сюжет? Основной мотив — это бесконечный «Казантип» в пустыне. Люди танцуют сутками, не обращая внимания на время, словно находясь в перманентном забытье. Некоторые зрители сочтут это затянутым и бессмысленным.
  • При чём тут религия? Название «Сират» отсылает к исламскому мосту, который ведёт в рай. Но в фильме вы не найдёшь прямых религиозных проповедей. Скорее, это метафора трудного жизненного пути, где каждый сам для себя решает, где его ад, а где — рай. Главные герои здесь просто пытаются сбежать от общественного сознания и почувствовать свободу.

Вердикт

«Сират» — это пустота, обладающая гранями смысла. Это фильм-переживание, фильм-трип. После просмотра остаётся чувство опустошённости, но и какая-то странная ясность.

Стоит ли смотреть?

Однозначно ДА, если:

  • Ты не боишься арт-хауса и готов не просто «смотреть кино», а «проживать» его.
  • Тебя завораживают сильные визуальные и звуковые эксперименты.
  • Ты ищешь кино, которое заставляет не просто отдохнуть, а думать и чувствовать.

Однозначно НЕТ, если:

  • Ты ждёшь линейного сюжета, ясной морали и голливудского хэппи-энда.
  • Ты устал после работы и хочешь просто «посмотреть чего-нибудь».

Лично для меня «Сират» стал открытием. Это мощное, мастерски сделанное кино, которое не отпускает долго после финальных титров. Оно не даёт ответов, но задаёт очень важные вопросы. И да, рад за Серхи Лопеса — наконец-то у него по-настоящему яркая и глубокая роль.

А вы уже смотрели? Что вынесли из этого пустынного транса?