Всем любителям безупречной кинематографической эстетики, синефилам, и тем, кому нужен не только сюжет или холодное эстетство- делюсь впечатлениями !
Мониторя детективные фильмы 24 года, попался мне на глаза неонуарный сериал Apple TV. “Sugar”, с Колином Фаррелом в главной роли, с рейтингом 81% на Rotten Tomatoes и 74,5 на IMDb,
С высоким уровнем оригинальности.
8 серий посмотрела в два вечера.
Неспешное, атмосферно теплое и уютное повествование затягивает так, что детективный сюжет слегка отступает на второй план. Чувствуете парадокс: уютное повествование в неонуаре?
Мы оказываемся в стилистически безупречном, слегка меланхоличном мире нуарного детектива , сотканном из джазовых нот, бархатного голоса Фаррелла за кадром (хотя в целом я не поклонник ГЗК), черно-белых вставок из фильмов золотого фонда кинематографа, голландских углов и всех операторских приемов нуара. (Идеальное пособие)
Главный герой - Джон Шугар. Он действительно, sugar, хоть и частный детектив. Подозрительно честный и безупречно хороший добряк.
Он рассекает дороги ЛА на голубом винтажном « Шевроле Корвете», пьет японский виски и не пьянеет, знает подозрительно много языков, носит безупречные костюмы и находит тех, кого найти невозможно. Состоит в непонятном тайном обществе, которое «только наблюдает». За кем? За чем? Кто ж знает. Старается не делать людям больно, а из оружия у него - только подлинный пистолет Гленна Форда из фильма «Сильная жара». Но он из него все равно не стреляет. А в разговорах его проскальзывает тихая грусть.
южетная завязка - поиск пропавшей девушки из голливудской династии - лишь предлог. Это дверь в мир героя, потому что - и это главное ! Шугар - детектив-синефил, это его суперсила и способ существования. Он познает людей и мир через призму кино, цитируя «Сильную жару», «Мальтийского сокола» или «Головокружение» не для щегольства, а потому что он, кажется, сам стал частью кинематографического мира. Цитаты из фильмов - язык Щугара, моральный компас, его способ чувствовать. Шугар не просто любит старые фильмы; он им дышит..
Авторы сериала не просто вставляют в повествование отсылки к великим фильмам для галочки: они позволяют нам через них заглянуть во внутренний мир героя. Когда на экране возникает плачущий Бастер Китон, в то время как сам Шугар сохраняет невозмутимость, мы понимаем: вот его настоящие, спрятанные ото всех эмоции.
Он коллекционирует не просто фильмы, а модели поведения, жесты, кодекс чести - все то, что, как ему кажется, делает человека человеком.
Шугар кажется слишком идельным, этим «ходячим добряком в костюме», который помогает бездомным и ненавидит насилие. И эта сладость его характера поначалу настораживает, заставляя подозревать, что под безупречным костюмом скрывается рана или тайна.
И сериал щедро разбрасывает намеки, что все не так однозначно. Его сверхъестественные способности к языкам, таинственное общество, к которому он принадлежит, странные физиологические симптомы - все это создает ожидание неожиданной развязки.
Но когда наступает финал шестого эпизода - твист в стиле Шьямалана , это вызывает абсолютную оторопь. WTF? Я теперь где? в каком жанре? Что смотрю?👀
Внезапный поворот меняет оптику уже увиденного, переводя историю из плоскости криминального детектива в жанр, который вообще из «другого теста делается». Кажется, что это должно стать ключом к пониманию сути. Но понимание приходит не сразу.
Это как щелчок переключателя, после которого все предыдущие эпизоды воспринимаются под другим углом.
Идеальность Шугара - это не наивность, а сознательный выбор. Он собрал себя, как коллаж, из лучших, по его мнению, образов старого Голливуда: кодекс чести, джентльменские манеры, рыцарское отношение к слабым, романтическая наивность.
— Я могу выпить все, что есть в баре, и не пьянею .
— Тогда зачем пить?
— Мне это кажется романтичным! Да-да, видимо, я сужу по фильмам...
Он учится быть человеком, и его учебником стало кино. Этот смелый ход режиссера Марка Протасевича превращает «Шугар» из умелой стилизации в историю об одиночестве, поиске себя и тоске по дому, что и звучит в финальной песне «Go Home»: «I wanna go home... Nobody knows me».
« Шугар» — это сериал-настроение, сериал-воспоминание. Это письмо- признание в любви , написанное светом проектора на экране темного зала. Смелый жанровый кульбит может оттолкнуть тех, кто ждал линейного детектива, но для тех, кто готов к ностальгическому путешествию в кинематографическую безусловность, он станет приятным опытом.
Мне несколько дней не давал покоя ошарашивающий твист в конце 6 серии. А потом осенило , что жанровый головокружительный поворот - это реалистичная и грустная пост метаирония : такому безупречно доброму и правильному парню, как Шугар, нет места на нашей Земле, он слишком хорош для нашего жестокого безнравственного мира. Мира людей.
О чем для меня эта история? О том, что иногда самый верный способ понять себя - это попытаться стать кем-то другим. И о том, что ностальгия по чужой памяти может быть самой горькой и самой сладкой из всех возможных.
«Sugar”- это трогательная, слегка меланхоличная притча о самом человечном из всех чувств - ностальгии по тому, чего у тебя никогда не было. И в этом его главная магия.
Возможны ли такие истории в нашем кинематографе? Есть стойкое ощущение , что нет.