Найти в Дзене

Сериал «Константинополь». Фильм ужасов про жизнь русской эмиграции

За выходные попыталась посмотреть новый сериал «Константинополь», который сейчас идет на НТВ, и, признаюсь честно, не смогла одолеть все десять серий до конца — настолько тяжелым, давящим и безнадежным оказался этот фильм. Даже под мое привычное рукоделие сериал не идет. Хотя, казалось бы, тема интересная, историческая. Но слишком много негатива, которого и в жизни хватает. Фильм ужасов, одним словом. Казалось бы, тема русской эмиграции после Гражданской войны не нова для нашего кинематографа, и мы помним замечательный «Бег», где при всех ужасах изгнанничества все-таки теплилась какая-то надежда, оставалось пространство для человечности, для любви, для того самого света в конце тоннеля, который позволял героям и зрителям дышать. Сериал режиссера Сергея Чекалова по сценарию Алексея Мизгирева рассказывает о том же историческом периоде — ноябре 1920 года, когда остатки армии Врангеля вместе с тысячами беженцев прибыли в Константинополь, спасаясь от победившей советской власти, — но делае
Оглавление

За выходные попыталась посмотреть новый сериал «Константинополь», который сейчас идет на НТВ, и, признаюсь честно, не смогла одолеть все десять серий до конца — настолько тяжелым, давящим и безнадежным оказался этот фильм.

Даже под мое привычное рукоделие сериал не идет. Хотя, казалось бы, тема интересная, историческая.

Но слишком много негатива, которого и в жизни хватает.

Фильм ужасов, одним словом.

История «Русского Исхода»

Казалось бы, тема русской эмиграции после Гражданской войны не нова для нашего кинематографа, и мы помним замечательный «Бег», где при всех ужасах изгнанничества все-таки теплилась какая-то надежда, оставалось пространство для человечности, для любви, для того самого света в конце тоннеля, который позволял героям и зрителям дышать.

Сериал режиссера Сергея Чекалова по сценарию Алексея Мизгирева рассказывает о том же историческом периоде — ноябре 1920 года, когда остатки армии Врангеля вместе с тысячами беженцев прибыли в Константинополь, спасаясь от победившей советской власти, — но делает это совершенно иначе, превращая историческую драму в настоящий кошмар, где каждая серия погружает тебя все глубже в беспросветную тьму человеческого отчаяния.

Я смотрела на экран и думала о тех людях, которые еще вчера были представителями русской элиты — князьями, баронами, полковниками, героями войны, владельцами имений, — а сегодня оказались выброшенными на обочину жизни в чужой, мусульманской стране с ее подчас средневековыми, варварскими законами, где их не считают за людей, где их грабят на таможне, где им приходится воровать мясо на рынках или торговать собственным телом, чтобы просто выжить.

Создатели сериала будто нарочно сгустили краски до такой степени, что атмосфера становится физически невыносимой, давящей, лишенной даже малейшего проблеска света — и вот именно это, как мне кажется, и является главной проблемой этой работы, которая вызывает не сопереживание, а какое-то странное отторжение и даже отвращение.

-2

Актеры в ловушке беспросветного сценария

Актерский состав сериала впечатляет — Александр Устюгов в роли полковника Нератова, Оксана Акиньшина в образе баронессы Диковой, Кирилл Кяро, играющий доктора Бородаевского.

Но, наблюдая за их работой, я все время ощущала, что даже эти способные актеры не могут преодолеть тяжесть и беспросветность сюжета.

Устюгов играет человека сломленного, потерявшего в революцию и войне абсолютно все — семью, дом, армию, саму почву под ногами, — и его полковник Нератов движется по сюжету как призрак, как живой мертвец, который совершает поступки то героические, то чудовищные, но при этом абсолютно не способен продумывать последствия своих действий, что неизбежно приводит к новым смертям и новым страданиям.

Акиньшина создает образ аристократки, вынужденной с первого же дня идти в уличные проститутки, причем сценарий не дает ей даже шанса на какое-то моральное возрождение или спасение — когда богатый банкир предлагает ей и ее маленькому сыну полное содержание, она отказывается, мотивируя это тем, что не любит его, словно в этой ситуации у нее есть роскошь выбирать по велению сердца.

-3

Константинополь, которого нет

Сам Константинополь в этом сериале практически отсутствует — снимали в Москве, Петербурге, Выборге и Баку, и это чувствуется в каждом кадре, где вместо живого, пульсирующего Стамбула с его неповторимым рельефом, с его знаменитой улицей Истикляль, с его «Цветочным пассажем» мы видим какие-то условно-нейтральные фасады и плоские компьютерные панорамы.

Создатели объясняют это тем, что современный Стамбул слишком изменился, но, кажется, дело не только в технических сложностях — дело в том, что турки в сериале изображены настолько гротескно отрицательными, настолько хищными и вероломными «обезьянами», как их называют русские персонажи, что снимать в реальной Турции такой материал было бы, мягко говоря, дипломатически неуместно.

Вселенная «Константинополя» — это мир, где практически не существует добра: турецкие таможенники грабят беженцев (причем показан даже эпизод с промыванием кишечника, чтобы извлечь проглоченные драгоценности), британские офицеры откровенно заявляют «Мы перебьем их всех!» и провоцируют погромы, единственный порядочный турецкий полицейский капитан Кутлуг бессилен что-либо изменить, а главврач местного госпиталя Тургут из зависти пытается украсть научные разработки талантливого русского доктора.

При этом из исторической картины полностью исчезают Красный Крест, помогавший беженцам, Российский земско-городской комитет — словом, все то, что в реальности хоть как-то смягчало участь эмигрантов и давало им возможность выжить до момента переезда в другие страны.

-4

Зачем это нам сейчас?

Я все время задавала себе вопрос, который не давал мне покоя на протяжении просмотра: зачем именно сейчас, в ситуации, когда наше общество и так находится в состоянии тревоги и напряжения, нам показывают столь мрачную, беспросветную историю о русских людях, оказавшихся в абсолютно враждебном окружении, где их не ждут, не принимают, где они обречены на нищету, унижение и гибель?

И вот здесь, мне кажется, кроется главная проблема этого сериала, который оказывается глубоко несвоевременным — его темная, давящая эстетика, его абсолютная безнадежность, его настойчивое нежелание дать зрителю хоть какую-то отдушину, хоть малейший намек на то, что человеческое достоинство может быть сохранено даже в аду, вызывают не катарсис, а именно отторжение.

Когда булгаковские Серафима и Голубков общаются между собой в фильме «Бег», зрители надеются, что они смогут построить новую жизнь, что любовь и надежда сильнее отчаяния — в сериале же «Константинополь» любое проявление человечности немедленно карается новыми страданиями и смертями.

-5

Когда история становится приговором

Парадокс в том, что исторически многие из тех русских эмигрантов, которые пережили константинопольский кошмар 1920-1921 годов, впоследствии смогли обустроиться в Европе, Америке, других странах, сохранить себя, но сериал настойчиво отказывается давать своим героям этот шанс, превращая их историю в своеобразный фильм ужасов, где русские белогвардейцы постепенно превращаются в самую настоящую мафию, начинают убивать, грабить, терять последние остатки человеческого облика.

Я понимаю замысел авторов — показать, как обстоятельства ломают даже самых достойных людей, как среда превращает благородных офицеров в бандитов, но при этом не понимаю, а зачем все это показывать зрителям?

А вы, мои уважаемые читатели, как оцениваете этот сериал?